Оскверненные могилы украинцев и молитвы польских единомышленников...

Оскверненные могилы украинцев и молитвы польских единомышленников...

Аналитика
1138
Ukrinform
Бездействие польских властей поощряет вандалов, которые, при поддержке России, хотят поссорить поляков и украинцев

В минувшее воскресенье на кладбище села Верхрата на польско-украинском пограничье возле оскверненной более недели назад «неизвестными» вандалами могилы бойцов УПА польские интеллектуалы зачитали обращение. Документ, подписанный более чем 70-ю авторитетными лицами, призывает польскую власть, духовенство и интеллектуальную элиту страны сделать все от них зависящее, чтобы остановить в стране «войну» с украинскими памятниками, которая может разжечь ненависть и привести к непредсказуемым последствиям по обе стороны границы.

Воскресное утро, еще даже не светает. Группа представителей польской элиты, несколько журналистов, в частности – украинских, польских и немецких, отправляются микроавтобусом из Варшавы на несколько сотен километров на юг, фактически – на самую границу с Украиной. По дороге к группе присоединяются еще несколько человек. В автобусе едут, в частности, легенда «Солидарности» 1980-х годов Збигнев Буяк, жена ныне покойного еще одного лидера этого профсоюзного объединения Яцека Куроня – Данута, известная общественная деятельница Изабелла Хруслинская. По дороге они еще раз сосредоточенно перечитывают текст обращения, которое спустя несколько часов зачитают на кладбище, делают мелкие поправки.

«Допишите в список подписантов пани Кристину Захватович-Вайду», – просит госпожа Иза Хруслинская добавить к перечню лиц жену умершего несколько дней назад режиссера Анджея Вайды.

Пан Буяк не скрывает, что он обеспокоен этими актами насилия. «Это хорошая инициатива. Когда мне предложили поехать, я без промедлений согласился. Понимаю, что мое место сейчас здесь», – рассказывает он агентству.

После пятичасовой поездки автобус прибывает на польско-украинское приграничье, о чем символизируют СМС-сообщения с приветствием в Украине и тарифами звонков в роуминге.

Возле кладбища в Верхрате стоят более десяти автомобилей. В большинстве своем это местные украинцы, которые приехали на акцию из Люблина, Перемышля или других расположенных поблизости населенных пунктов. Инициативная группа пробует склонить местного римо-католического священника после воскресной мессы присоединиться к заупокойному богослужению возле разрушенного украинского памятника вместе с греко-католическим духовенством. Однако тот, ссылаясь на ранее запланированные дела, отклоняет предложение. На кладбище также не появится ни один из представителей местной польской власти.

В Верхрате, где до войны проживало более 3,5 тыс. человек, в основном украинцев, украинский след остался только на кладбище. В его старой части имеется много каменных крестов конца 19-го – начала 20-го веков, на которых можно прочитать эпитафии, написанные кириллицей. На некоторых из них виднеются украинские трезубцы.

В центре старой части кладбища возле разбитого надгробного памятника собралось много людей. На одном из опрокинутых камней кириллицей написано: «В могиле покоятся Шупер Иосиф 1925, Титва Теодор 1926», другие фамилии еще на нескольких каменных плитах. Ни одного упоминания об УПА.

Участники акции выкладывают лампадками крест у могилы, вокруг которой сплачивается несколько десятков людей. Тихо разговаривают между собой. Пан Роман рассказывает, что его предки родом из Верхраты, а сейчас он проживает в Перемышле. Кивая головой говорит, что разрушение памятников не служит ни полякам, ни украинцам и только создает ненужное напряжение. По его словам, польская власть должна была бы действовать решительно, чтобы не допускать таких позорных поступков. «Однако почему-то она этого не делает..», – с горечью добавляет он.

«Это обращение мы высылаем, стоя над разрушенными украинскими могилами на кладбище в селе Верхрата и несуществующем с 1945 года украинском селе Монастырь в гмине Горинец. Неделю назад варвары уничтожили установленный в 1993 году памятник, поставленный в честь 19-ти жителей Верхраты, в том числе и воинов УПА, граждан Польши, которые погибли во времена Второй мировой войны и сразу после ее окончания от рук немецких солдат, советских и, наконец, польских коммунистов», – по очереди зачитывают призыв пятеро участников акции. Это вышеупомянутые Буяк, Куронь, Хруслинская, а также бывший заместитель министра иностранных дел РП Кшиштоф Становский и председатель Хельсинского фонда прав человека Данута Пшевара.

У нескольких из них дрожит голос. Чувствуется, что они сильно переживают, едва сдерживают слезы. Авторы обращения просят польскую власть, духовенство и элиту обратить внимание на эту проблему, пока не поздно и пока волну бессмысленного насилия можно остановить.

Госпожа Иза Хруслинская потом в беседе объясняет, что зачитывание обращения для нее было очень эмоциональным переживанием. «Понимаете, в польской христианской традиции уважение к умершим всегда была очень важным. А сейчас из нас кто-то хочет сделать каких-то варваров», – делится своими мыслями с агентством польский общественный деятель. Она отмечает: бездействие власти поощряет вандалов, которые, без сомнения, при поддержке России, хотят поссорить поляков и украинцев. «Обратите внимание: еще год назад они уничтожали памятники в масках, а сейчас это делают открыто, даже не скрывая лиц. Наверное, чувствуют свою безнаказанность», – констатирует Хруслинская.

Двое греко-католических священников – Стефан Батрух и Иван Тарапацкий – отправляют заупокойную службу возле могилы украинцев на кладбище в Верхрате и впоследствии процессия с кладбища перемещается к бывшей украинской греко-католической, а ныне – римско-католической церкви, где присутствующие молятся у могилы довоенного священника украинской церкви отца Евгения Хоминского, который, как говорят, был этническим поляком.

Затем участники акции идут почти два километра к еще одному разбитому надгробному памятнику, расположенного на лесной поляне, где когда-то было еще одно украинское село – Монастырь. О его существовании напоминают лишь редкие каменные кресты на обочине некогда, наверное, сельской дороги, а теперь – лесной тропинки, а также фундамент скрытой в лесу бывшей украинской церкви Успения Пресвятой Богородицы, разобранной в начале 1950-х годов на стройматериалы местными жителями-поляками.

Впоследствии, уже в 1990-х годах, потомки украинцев из этого села построили вблизи фундаментов церкви часовню, куда они приезжают раз в год, 28 августа, в день Успения Богородицы, помолиться и повспоминать родных.

Поводырем на гору Монастырь является уроженец Верхраты, пан Богдан Лопушанский – единственный украинец, который в селе не скрывает своей национальности. «Все в деревне знают, что я украинец. Поэтому об уничтожении памятников в Верхрате и Монастыре я узнал первым», – рассказывает пан Богдан. Он замечает, что местное польское население тоже очень негативно восприняло информацию об уничтожении памятника на кладбище в Верхрате и на горе Монастырь. По дороге в Монастырь он рассказывает, что коммунистическая власть Польши после принудительного выселения украинцев в рамках операции «Висла» в 1947 году предписывала местным лесничим засаживать бывшие украинские села лесами, чтобы после них не и осталось следа. Собственно, такая судьба постигла и Монастырь.

Полчаса пути через лес – и группа уже на Монастыре. Это уникальное место: здесь до 19-го века был настоящий монастырь, ликвидированный властями Австрийской империи. О его существовании свидетельствует установленная на деревянном помосте икона, забитый решеткой лаз в катакомбы, которыми был окутан монастырь, а также вода у основания одного из деревьев, которая никогда не высыхает и которую местные жители считают целебной.

Возле оскверненной в июле 2015 года могилы на Монастыре с надгробной плитой с фамилиями более 60-ти воинов УПА, погибших в начале марта 1945 года в неравном бою с войсками НКВД, священник Стефан Батрух молится за души усопших и призывает поляков и украинцев сделать все возможное, чтобы демоны прошлого не вернулись...

В завершение, украинцы и поляки становятся в круг и берутся за руки в знак того, что никакие провокации различных сил, в том числе и внешних, не должны поссорить оба народа.

Поляна на горе Монастырь стал последним пристанищем для солдат сразу трех армий: бойцов УПА, а также погибших в 1915 году во время Первой мировой войны немецких солдат и солдат царской армии России.

Захоронения убитых солдат разных эпох и разных поколений мирно сосуществовали десятки лет, далеко от людской суеты под шум лесных деревьев. Пока в прошлом году вандалы не нарушили их покой. Эти негодяи считают своим геройством и патриотическим долгом борьбу с могилами тех, кого считают врагами.

Письмо польской интеллигенции «Призыв из Верхраты» открыт к подписанию, под ним уже поставили свои подписи много поляков и украинцев. Приобщайтесь и Вы.

Юрий Банахевич, Варшава.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-