Максим Кушнир, главный юрист Генштаба ВСУ
У ВСУ достаточно доказательств российских преступлений для их передачи в Международный суд
22.11.2016 17:15 1016

- Как известно, Украина четко определила действия Российской Федерации в Крыму как оккупацию, и это прямо отражено в национальном законодательстве. Тем более весомой является идентичная квалификация данного события со стороны прокурора МКС, ведь такой вывод является важным для формирования позиции всего международного сообщества относительно преступного характера действий России в Украине.

Женевские конвенции 1949 года четко квалифицируют оккупацию части или всей территории государства другим государством как международный вооруженный конфликт, поэтому квалификация Прокурором МКС оккупации Россией Автономной Республики Крым как международного вооруженного конфликта между Российской Федерацией и Украиной является вполне очевидной и предсказуемой.

Еще один важный момент заключается в том, что квалификация ситуации в Крыму именно как оккупации говорит о том, что МКС и международное сообщество не признают принадлежности Крыма к России и считают его неотъемлемой частью территории Украины (ведь оккупация - это лишь временное правовое состояние, и не означает перехода суверенитета относительно части территории).

Впервые самое масштабное мировое международное учреждение в официальном документе прямо признало Россию оккупантом, а значит страной-агрессором, а Крым - временно оккупированной территорией

Вместе с тем, необходимо понимать, что заявления и отчеты офиса Прокурора МКС не тождественны установлению фактов по решению суда. Поэтому, по моему мнению, на данный момент мы можем говорить о значении Отчета Фату Бенсура для дальнейших правовых последствий, важнейшим из которых является сам факт установления и обнародования официальной (хотя и предыдущей) квалификации официального органа МКС относительно действий России в Украине.

В этом контексте стоит отметить, что 15 ноября этого года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию по Крыму. Впервые самое масштабное мировое международное учреждение в официальном документе прямо признало Россию оккупантом, а значит страной-агрессором, а Крым - временно оккупированной территорией. Кроме этого, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН призывает Россию допустить на полуостров наблюдателей с целью мониторинга соблюдения прав человека.

Бесспорно, этот установленный Генассамблеей ООН юридический факт будет использован и в отношениях Украины с МКС.

- Но ведь президент Путин уже на следующий день после обнародования выводов прокурора принял решение об отказе России от участия в Римском статуте. Означает ли это, что Путин и компания с этого момента становятся неподсудными за международные преступления?

Отказ РФ от Римского статута не имеет принципиального значения для международного права и МКС

- В контексте ответственности решение РФ «не стать» участницей Римского статута для международного права и МКС не имеет принципиального значения.

Согласно с Римским статутом и учитывая признание Украиной юрисдикции МКС, она распространяется на преступления, которые были совершены на территории нашего государства лицами, гражданство которых значения не имеет.

Поэтому признание прокурором МКС факта оккупации Россией Крыма и ситуации вооруженного конфликта между Украиной и Россией уже является основанием для дальнейших действий, конечной целью которых является привлечение к ответственности тех, кто нарушил международное право и совершил военные преступления, которые повлекли гибель и увечья десятков тысяч людей и еще миллионы обрекли на изгнание.

- Действительно, Украина не ратифицировала Римский статут, хотя и подписала его еще в 2000 году. В июле 2001 года Конституционный Суд Украины решил, что Римский статут противоречит Конституции Украины, и ратифицировать его Украина может только после внесения соответствующих изменений в Основной закон. В настоящее время, после внесения последних изменений в Конституцию в части правосудия, часть шестая статьи 124 Конституции уже позволяет Украине ратифицировать Римский статут МКС, но не раньше конца июня 2019 года.

Однако сотрудничество Украины с МКС основывается не только на доброй воле (по вашему выражению), а наоборот, имеет четкое правовое основание.

Украина подала два Заявления о признании юрисдикции МКС на основе положений пункта 3 статьи 12 Римского статута. Первое Заявление Украины касается признания юрисдикции МКС в отношении событий на Майдане с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. Второе – признание юрисдикции МКС относительно возможного совершения преступлений против человечности и военных преступлений на всей территории Украины, включительно с Крымом и Донбассом, начиная с 20 февраля 2014 года и без конечной даты. Именно на основании этих двух Заявлений Украины Канцелярия Прокурора МКС абсолютно правомерно проводит предварительное изучение ситуации в Украине.

- Украина является участницей международных конвенций в сфере соблюдения прав человека. Существует ли в Вооруженных силах Украины правовой механизм для предотвращения военных преступлений? Каким образом вы строите отношения в этом контексте с общественными организациями и с международным правовым сообществом, в частности, в рамках Совета Европы?

- За последние полтора года нам удалось существенно улучшить ситуацию в этом вопросе. Мы можем уверенно говорить, что состояние соблюдения Вооруженными силами Украины норм международного гуманитарного права и прав человека находится под контролем ведущих международных институтов, таких как Мониторинговая миссия ООН по правам человека, Диалог по правам человека Украина-ЕС, Комитеты ООН и ЕС против пыток. Наш прогресс в упомянутых вопросах подтверждается именно проверками этих влиятельных и авторитетных учреждений.

В 2016 году запланировано и проведено 25 мероприятий по распространению знаний о международном гуманитарном праве среди личного состава Вооруженных сил Украины. К этой деятельности привлечена Делегация Международного Комитета Красного Креста в Украине.

Учитывая актуальность и важность вопроса соблюдения права вооруженных конфликтов на современном этапе, к указанной деятельности, кроме Делегации МККК, с 2017 года мы привлекаем, как вы уже знаете, ИМО КНУ им. Т.Шевченко и международную правовую группу GRC.

Кроме того, мы начинаем сотрудничество с Украинским Хельсинским союзом по правам человека. Решение вопроса соблюдения принципов гендерного равенства также находят свое отражение в Вооруженных силах.

То есть наши утверждения о том, что Вооруженные силы Украины активно внедряют и придерживаются стандартов по правам человека и права вооруженных конфликтов являются абсолютно обоснованными, объективность которых подтверждается независимыми международными специалистами. Мы противостоим российской агрессии, защищаем свою землю, а также те общечеловеческие ценности, которые берет за основу все европейское сообщество. По определению, наша позиция является нравственной. Это именно та категория, тот мотив, который обязательно будет учтен во время расследования преступлений и горя, которые принесли в Украину российские оккупанты.

Михаил Дмитрук, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-