Валерий Чалый, Посол Украины в США
Американская внешняя политика, скорее всего, будет политикой с позиции силы
03.01.2017 15:22 5226

Во-вторых, за 25 лет произошли качественные изменения наших отношений - от обычных двусторонних связей до стратегического партнерства. В последние годы, после Революции Достоинства и развязывания Россией войны против Украины, у нас появились действительно взаимные стратегические цели, которых отдельно каждая сторона не могла бы достичь в отрыве от другой. В этом контексте рассматривается роль Украины в будущем Европы как стратегического партнера США, возможно, на каком-то этапе как союзника.

В-третьих, важным достоянием стали контакты между людьми. Украинцев и американцев, как никогда раньше, объединили общие ценности. Если несколько лет назад лишь 2% граждан Украины говорили, что для нас являются приоритетными отношения с США, то теперь этот показатель вырос на порядок. В этом, конечно, есть заслуга и украинской диаспоры в США, которая много лет не только обращала внимание американской власти на Украину, но также последовательно боролась за суверенную, независимую, успешную Украину. Наиболее яркие примеры - это лоббирование украинских интересов и поддержка нашей борьбы против России. Это также волонтерская деятельность, гуманитарная помощь.

Такие достижения дают нам основу для развития двусторонних отношений и стратегического партнерства между двумя странами.

Мы сосредоточили основное внимание на трех ключевых моментах. Первый - это поддержка Соединенными Штатами Украины в борьбе против агрессии РФ. Здесь были и механизмы военно-политического сотрудничества, и военно-технической помощи. Военная помощь была увеличена в бюджете 2017 года и включает в себя возможность предоставления Украине летального оборонительного оружия.

Второй момент - это поддержание макроэкономической стабильности Украины. Это выделение кредитных гарантий, поддержка взаимодействия с МВФ, новые программы USAID и взаимодействие по бизнес-проектам. Поскольку средства выделяются под определенные условия, которые охватывают борьбу с коррупцией, реформирование секторов в экономике, США фактически стали важным фактором поддержки реформ в Украине.

Третий - это достижение высокой интенсивности двусторонних контактов. Свидетельство тому - более 50 официальных делегаций за прошлый год из Украины, в том числе на уровне президента, премьер-министра, вице-премьеров, министров, а также проведение встреч двусторонней торговой комиссии, заседание рабочей группы по сотрудничеству в сфере космоса. Это работа постоянная, и с украинской стороны есть высокая активность на американском направлении, что реально помогает в работе посольства.

Кроме того, мы сохранили высокую степень доверия на уровне руководства стран. Активное участие вице-президента Джо Байдена в украинском вопросе и на европейском направлении в целом - это то, за что мы должны быть благодарны.

Есть еще один особый момент - это реабилитация наших военных в США с помощью и американского правительства, и диаспоры. К сожалению, эта задача остается актуальной. Буквально в последние недели в США прибыли новые раненые из Украины в очень сложном состоянии, и мы продолжаем нашу совместную работу.

В информационном плане Украина за год стала более понятной для американского политикума. Мы провели большую работу по информированию органов власти США о реальной ситуации в Украине. Но, как оказалось, быть просто информированным недостаточно. Нужна сильная, понятная, прогнозируемая позиция нашей страны как партнера в двусторонних отношениях.

ОТНОШЕНИЯ УКРАИНА-США ВСТУПАЮТ В ПЕРИОД ВОЗМОЖНОСТЕЙ

- С победой Дональда Трампа американская внешняя политика может существенно измениться. Мы слышим с его стороны аргументы в пользу сближения с руководством Кремля, несмотря на поведение России в Украине и Сирии, которое осуждает нынешняя администрация. Как это может повлиять на перспективы диалога между США и Украиной?

- Сейчас нет всех ответов на этот вопрос, поэтому мы можем представить основные тенденции лишь в общих чертах. Если говорить о внешней политике, то, скорее всего, она приблизится к политике с позиции силы. При этом роль отдельных стран, в противовес международным институтам, значительно повысится. С другой стороны, очевидно, будет наращиваться эффективность вооруженных сил и правоохранительной системы, о чем шла речь во время кампании.

Относительно санкций против России, очевидно, что прагматичные республиканцы, прежде всего в Конгрессе, понимают важность продолжения активной политики на этом направлении. Не думаю, что санкции, связанные с Крымом, будут отменены. А вот насчет Донбасса - все будет зависеть от поведения самой России. Вряд ли желание сыграть "быструю партию" с Путиным найдет результативное решение, если только Россия полностью не выполнит Минские договоренности. При этом возможно возрастет роль других инструментов, в том числе предоставление оборонительного оружия для Украины.

Но в целом я смотрю на следующий период как период возможностей.

- Я действительно провел ряд личных встреч и использовал возможность визитов делегаций из Киева, в первую очередь в Конгрессе - с теми, кто поддерживал Трампа с самого начала. Были встречи с людьми, которые имеют определенное влияние непосредственно на избранного президента. Это общение будет продолжаться и в дальнейшем.

Здесь можно выделить три сигнала. Первый - это акцент на двусторонние отношения с конкретными странами, которые могут повлиять на ситуацию в интересах США. Здесь Украина рассматривается как возможность для противодействия попыткам России разрушить мировой порядок. При этом ощущается абсолютно отрицательное отношение новой администрации к попыткам России продолжать агрессию, убивать людей то ли в Украине, то ли в Сирии, то ли в других местах.

Второй сигнал - это изменение существующей модели взаимодействия администрации и Конгресса. С одной стороны, это увеличение возможностей для быстрого прохождения решений, инициированных президентом в Конгрессе благодаря республиканскому большинству в Сенате и Палате представителей. С другой, на сегодня отсутствуют согласованные позиции по многим вопросам между Конгрессом и избранным президентом.

Третий посыл, адресованный в том числе к Украине, это то, что надежные, предсказуемые и ответственные партнеры будут иметь возможности для дальнейшего взаимодействия. Партнеры, которые проявят себя неспособными выполнять соглашения, будут иметь проблемы в отношениях с США. Такой прагматичный подход обуславливается, не в последнюю очередь, определенным количеством представителей крупного бизнеса в новой администрации.

- Вокруг этого вопроса возникло много спекуляций. Причем, они не прекращаются. Посольство получило официальную ноту от американского протокола, что нынешняя инаугурация по уровню участия от стран будет проходить по тем же правилам, что и в предыдущие годы. То есть, на эти официальные мероприятия приглашаются послы, и никаких приглашений лидерам государств не направляется. Поэтому вопрос, едет ли Президент Украины, не стоит так же, как и вопрос приезда других президентов. На сегодня такой формат не предусмотрен.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-