Ирина Геращенко, первый вице-спикер Верховной Рады Украины
Наконец женщины-политики начали влиять на принятие решений
04.01.2017 14:28 1032

- Это так на местных выборах было?

- Да, там же уже есть квоты, а вожди, особенно местные руководители, начали говорить: «Это нереально выполнить, мы ищем - женщин нет». Но это сексизм, комплексы и откровенное мракобесие. У нас такая демография, что женщин больше, они имеют лучшие показатели относительно высшего образования и других важных качеств. В ответ: женщины сами не хотят. Я говорю: «Не хотят, потому что вы их «затюкиваете», а вы убеждайте, поддерживайте. Посмотрите вокруг, найдите, помогите, подтолкните. Вы выиграете от этого. Вы получите больше производительности, больше компромиссности, больше честности в этих ваших местных советах».

Кстати, «Самопомич», которая на парламентских выборах единственная соблюла квоты, в этом вопросе молодцы. За это их стоит похвалить. Поэтому, да: на нынешнем этапе существования украинских политических партий и определенного их вождизма необходимо квотирование, кстати, оно способствует привлечению в списки именно региональных лидеров и активных женщин, а не жен-сестер-подруг-муз, потому что это из другой оперы.

- Вопрос о качестве парламентской работы. Реформа парламента была провалена достаточно громко. Я смотрела наработки Пэта Кокса, его предложения, как реформировать Раду, там много ироничных оценок в адрес нашего законодательного органа. Что именно сорвало дискуссию: ограничение депутатских запросов, как возможности для коррупции, или тема законодательном спама?

У нас ползала Рады считают, что евроинтеграция - это безвизовый режим, но евроинтеграция-это, в первую очередь, внутренние реформы

- Нынешняя система работы парламента требует коренной реформы. Депутатов, с одной стороны, критикуют - и справедливо - за праздность, с другой стороны, такой системы голосования, как в украинском парламенте, которая часто блокирует принятие любого решения, нет ни в одном европейском парламенте. В большинстве парламентов и ассамблей есть время голосования, и тогда, скажем так, есть большая мобилизация депутатов. Такая процедура работает в ПАСЕ, и там решение принимается от большинства присутствующих в зале, а не от всего состава Ассамблеи, похожая процедура работает во многих парламентах мира. И там действует норма: голосование результативное от простого большинства присутствующих.

У нас, согласно Конституции, в Верховной Раде 450 нардепов, но фактически у нас сегодня нет депутатов-мажоритарщиков от части оккупированного Донбасса и Крыма. Поэтому у нас сегодня чуть больше 420 депутатов, но при этом для результативного голосования нужно 226 нардепов.

Нам нужно, чтобы все законопроекты, которые проходят в сессионный зал, соответствовали европейскому праву, и эта экспертиза должна делаться

Изменение законодательства - это тяжелая и нудная работа, которую провели Польша, страны Балтии, другие страны, которые прошли этот путь. Зачем мы сейчас принимаем законопроекты, которые никто не проверил экспертизой на их соответствие европейским? Чтобы потом проводить экспертизу, вносить изменения и голосовать заново? Нам нужно, чтобы все законопроекты, которые проходят в сессионный зал, соответствовали европейскому праву, и эта экспертиза должна делаться.

Это очень правильно, что у нас, наконец, есть вице-премьер по евроатлантической интеграции, и заработал его Офис. Но это неправильно, что у вице-премьера нет технических и организационных возможностей проводить экспертизу всех законопроектов, и до сих пор не создана соответствующая структура. Несколько лет назад такой департамент существовал в Минюсте, он был уничтожен при Януковиче, и эту структуру нужно восстановить в правительстве, на это нужно найти финансирование, эта экспертиза должна быть ключевой.

У нас сегодня Комитет по евроинтеграции наименьший в ВР, там работает 10 фанатов своего дела и 10 человек в секретариате, и вот в условиях парламентского графоманства много законопроектов даже не успевают там рассматриваться.

Нужно отказаться от графоманства, от откровенного парламентского спама

- О парламентском графоманстве в этой европейской концепции. Они пишут про наш законодательный спам, законодательное цунами и советуют рассматривать не более 20 законопроектов в месяц.

- Нужно отказаться от графоманства, от откровенного парламентского спама. В Европейском парламенте каждый закон проходит несколько комитетов, он в каждом комитете рассматривается несколько раз. У нас Комитет по евроинтеграции рассматривает проект только в первом чтении, хотя во втором, бывает, законопроект меняется до неузнаваемости.

Но, будем откровенны, в предложенной реформе есть много важных вещей, и есть вещи менее реалистичные. Например, расписание работы ВР. Сейчас мы имеем смешанную избирательную систему, и очень много депутатов-мажоритарщиков своей основной работой считают именно работу на округе, и появляются в зале только в дни принятия Бюджета и других резонансных законов. Поэтому вопрос графика является важным, и вряд ли мажоритарщики проголосуют за увеличение сессионных недель или дней. Я знаю также, что пресса очень болезненно относится к новелле, которая предлагает проводить согласительные советы без СМИ. А я эту новеллу поддерживаю. У нас очень открытая работа парламента в принципе. А на согласительных советах нужно спокойно, в рабочей дискуссии принимать повестку дня, а не устраивать ток-шоу.

Потому что сейчас эти заседания напоминают комедию дель арте, где каждый играет свою роль. И сразу после жарких выступлений некоторые лидеры фракций выходят к прессе, где снова раздают комментарии, при этом председатели комитетов, которые как раз говорят о повестке дня, высказывают свою позицию в полупустом зале, где есть только президиум ВР... Но ключевая задача согласительного - это формирование повестки дня, а не пылкие выступления. И вот, например, когда мы с руководством ВР и фракций в четверг собираемся на совещания для того, чтобы согласовать повестку дня, там нет камер, там нет скандалов, там как-то очень конструктивно идет работа. Так может и на согласительном стоит обойтись без камер? Тем более, что у нас же все лидеры фракций, на самом деле, потом выходят к СМИ и высказывают свою позицию, информируют обо всем, что происходило. Поэтому, думаю, эта новелла добавит конструктивизма и снимет много ненужных эмоций.

- Кокс предлагает ограничить действие депутатского запроса, как метода давления.

- На самом деле, запросы, с одной стороны, остаются важным элементом общения с органами власти, но с другой стороны, если мы посмотрим на некоторые запросы (там и лоббизм, и графоманство), или на некоторые ответы на эти запросы, это просто ужас! И от чего точно нужно срочно отказаться - это от ежепятничных часов зачитывания этих запросов, потому что эта норма, действительно, - какой-то ужасный постсовковый рудимент. И в результате сессионная пятница превращается в неэффективный и потерянный день. Важным является час вопросов к правительству, и мне кажется, что в последнее время он проходит достаточно конструктивно, там звучат жесткие, конкретные вопросы, правительство учится отвечать по существу. Часто, озвучивая проблемные вопросы публично, можно добиться их быстрого, без бюрократических проволочек, решения. А запросы, зачем их зачитывать? Я давно, еще в предыдущих созывах, например, регистрировала законопроекты, чтобы запросы так же публиковались на сайте ВР, чтобы их было легко и отслеживать на предмет лоббизма или коррупционной составляющей. Примечательно, эти законопроекты, эти предложения изменения в регламент работы ВР никогда даже не выносились в сессионный зал....

Реформу парламента следует начинать с поднятия планки политической культуры и ответственности

- Но пока не принимаются изменения закона в регламент работы ВР, все же стоит менять работу парламента в рамках возможного...

- Очевидно. Это наверное, прозвучит непопулярно, но реформу парламента следует начинать с поднятия планки политической культуры и ответственности. Вопрос здесь в уважении и к самому институту парламента, даже к его помещению, и касается это не только депутатов. Я с ужасом смотрю на сессионный зал, со всех сторон увешанный какими-то плакатами «Даешь закон такой-то», «такого-то в отставку». Иногда мне это напоминает уже какую-то автобусную остановку с объявлениями. Я такого не видела ни в одном парламенте ни одной страны мира. С уважением отношусь к общественным активистам, но пусть они мне покажут хоть одну страну мира, где можно прийти и спокойно, потому что кому-то так захотелось или кто-то получил грант на продвижение какого-то законопроекта, повесить плакат на балконе в парламенте, чтобы тебя при этом не вывел за ухо парламентский пристав из-за неуважения к законодательному органу власти.

- Каким будет грядущий год? Верите ли в выборы?

- В выборы не верю, хотя понимаю, что заинтересованные лица как внутри парламента, так и извне есть. Несмотря на все недостатки нынешней ВР, это действительно проукраинский парламент, и поэтому в первую очередь РФ и ее пятая колонна мечтает изменить конфигурацию Рады, завести туда больше тех, кто будет блокировать любые решения, направленные на усиление армии или евроинтеграцию и сближение с НАТО.

У нас будет непростой 2017-й год, но вопрос здесь не в выборах. В первую очередь, нам нужно возродить экономику, потому что людям очень трудно экономически, и в реформы они поверят, когда почувствуют их положительный результат, хоть крошечный, на собственном кошельке. Поэтому вопрос номер один и вызов номер один - остается война на Донбассе, к сожалению Путин не собирается пока оттуда выходить. Вызов второй - важнейший для общества, для граждан - это возрождение экономики.

И, третье - внешняя конъюнктура тяжелая. Непростые процессы происходят в Европейском Союзе, сложные процессы происходят в мире. Это все Украины, безусловно, коснется. Надо быть к этому готовым, надо быть реалистом, но при этом не рвать волосы, посыпать голову пеплом и кричать о предательстве, что это мы сами во всем виноваты - и в торможении безвиза, и в других внешних проблемах. Это не так. Слушайте, мы выстояли эти два тяжелых года, и я иногда не понимаю, как. В самом этом факте нашего выживания есть что-то нереальное, фантастическое. Если мы выстояли, если никому извне не удалось реализовать план уничтожения Украины, это только еще раз доказывает, что мы выстоим. Это будет непросто, но у нас нет другого пути, и мы же не хотим быть каким-то очередным субъектом федерации.

Лана Самохвалова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-