Светлана Хаджирадева, завкафедрой НАГУ при Президенте Украины
Закон о госслужбе очень прогрессивный, но нет инструментов для его внедрения
09.01.2017 09:09 1203

- Действительно, процедура поступления на государственную службу прописана в Законе Украины «О государственной службе», который вступил в силу в мае 2016 года. Уверенно могу сказать, что все назначения происходят согласно установленного регламента и действующего законодательства Украины. Обратите внимание, что жаркие дискуссии разворачиваются не вокруг вопросов нарушения регламента поступления на государственную службу, а вокруг вопросов некомпетентности претендентов на те или другие должности, особенно когда речь идет о государственных служащих категории А и Б.

Поэтому причины скандалов, возникающих вокруг назначений «высоких» должностных лиц, следует искать не в формулировках статей закона о госслужбе - поверьте, там все четко сформулировано с учетом лучших международных практик. На мой взгляд, главная причина кроется в отсутствии эффективных механизмов и инструментов отбора персонала на государственную службу, в частности, - оценки их профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и так далее.

- В то же время, я, как сторонний наблюдатель, после вступления в силу нового закона о госслужбе представляла, что реформа этой отрасли завершилась, а получается, что она только началась...

- Да, она только началась, и есть определенные условия, которые не позволяют быстрее вводить. Очень много механизмов необходимо для реализации данного закона - в том числе, финансово-экономические, политические, организационные, правовые подзаконные акты, регламентация этого процесса.

Скажу, что во время обсуждения проблем государственной службы в Украине с международными коллегами неоднократно звучали такие комментарии: "Светлана, вы ускоряете процессы, реализация подзаконных актов - на это десятилетия надо, для того, чтобы последовательно, пошагово вносить изменения в систему государственной службы". Коллеги отмечали, что это - специфическая система, и ее нельзя изменить за два дня или за три месяца или за полгода, потому что есть такой фактор как наследственность предшественников, институциональная память.

Поэтому самое важное, что мы можем сегодня сделать - это акцентировать внимание на разработке базовых документов. Отсутствие отраслевого стандарта создаст еще больше проблем, потому что нет единого видения, каким образом назначать на должности в государственной службе.

- За сколько времени может быть подготовлен такой стандарт, если есть заказ и соответствующее финансирование?

- Если есть заказ и финансирование, то собирается экспертная группа из ученых, работодателей, государственных служащих, представителей Национального агентства государственной службы, представителей кадровых агентств министерств, ведомств и т. п., к группе может быть приобщена общественность, интересы которой также надо учитывать при разработке этих стандартов.

И на базе уже разработанных ранее документов, в частности, на сегодня существуют профили компетенции государственных служащих, морально-этический кодекс поведения государственного служащего и другие - необходимо разработать и законодательно утвердить отраслевой стандарт. Разработка стандартов не может делаться только общественностью, на волонтерских началах, потому что мы не сможем получить тот результат, который необходим для реализации стратегии реформирования государственной службы. Стандарты - это государственный документ.

- Сразу скажу, что исследований, направленных на определение необходимо-оптимального количества государственных служащих для обеспечения системы государственного управления, в Украине не проводилось.

Вопрос о том, сколько должно быть государственных служащих на 100 граждан или тысячу, - дискуссионный. В 2015 году международные эксперты представили результаты сравнительного анализа систем государственной службы в более чем 20 странах мира, среди которых была и Украина. Я вам могу привести данные по некоторым странам. Например, в Беларуси, где количество населения 9,503 млн, - на 1 чиновника приходится 176 граждан (общее количество чиновников 53703); Эстония (население 1,3 млн) - на 1 чиновника приходится 50 граждан (общее количество чиновников 26000); Китай (население 1340 млн) - на 1 чиновника приходится 19 граждан (общее количество чиновников 70 млн); Латвия (население 2,3 млн) - на 1 чиновника приходится 26 граждан (общее количество чиновников 88300); Литва (население 3,3 млн) - на 1 чиновника приходится 165 граждан (общее количество чиновников 20000); Германия (количество населения 83,2 млн) - на 1 чиновника приходится 163 граждан (общее количество чиновников 507520); Россия (население 141,9 млн) - на 1 чиновника приходится 140 граждан (общее количество чиновников 996596); США (население 309 млн) - на 1 чиновника приходится 147 граждан (общее количество чиновников 2101200); Украина (население 46 млн) - на 1 чиновника приходится 170 граждан (общее количество чиновников 283400); Франция (количество населения 61 млн) - на 1 чиновника приходится 190 граждан (общее количество чиновников 320000).

Как видим, количество государственных служащих в Украине в среднем на 1 тыс. граждан, в сравнении с другими странами мира, более-менее оптимальное.

Также можем констатировать, что системы государственной службы Китая, Эстонии, Латвии более бюрократические, чем в Украине, с точки зрения этого критерия - количества чиновников по отношению к числу граждан этого государства. Обратите внимание, что в малых по территории и населению странах - Латвия, Эстония, - приходится, соответственно, 26 и 50 человек на 1 чиновника, а рядом с ними - в Литве - 165 человек.

Как показывает практика, в странах бывшего СССР каждая из программ сокращения численности госаппарата заканчивается его увеличением

- Это радует, конечно. Но есть ли статистика, которая отражала бы тенденции в Украине - с точки зрения сокращения или увеличения армии чиновников в последние годы?

- Есть, конечно. Дело в том, что содержание чиновников - это, безусловно, пресс на налогоплательщиков, поэтому новое руководство каждой из стран начинает с планов сокращения количества государственного аппарата. В то же время, как показывает практика, в странах бывшего СССР каждая из таких программ заканчивается увеличением количества госаппарата и суммы в госбюджете на их содержание.

Классическим примером стала ситуация с президентства Виктора Ющенко, который пришел к власти с лозунгом "резкого сокращения госаппарата". За 5 лет его президентства количество чиновников увеличилось с 257,1 тысяч человек (по состоянию на 1 января 2005 г.) до 283,4 тысячи (по состоянию на 1 января 2010 г). По статистическим данным, в начале 2016 года в Украине штат государственных служащих увеличился еще на 1,8% и превысил 380 тыс. человек - это всего государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления.

Меньше всего государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления в Украине было зафиксировано в 2005 году - 339 тыс. 49 человек (из них государственных служащих - 247 тыс. 124, должностных лиц местного самоуправления - 91 тыс. 925), больше всего - в 2009 году - 384 тыс. 197 (из них государственных служащих - 283 тыс. 408, должностных лиц местного самоуправления - 100 тыс. 789). В частности, в течение 2010-2012 гг. возросло количество чиновников в центральных органах исполнительной власти: в 2010 году - 9420 человек, в 2012 - 10 тыс. 021, а также судебной власти и прокуратуры - с 27 тыс. 450 человек в 2010 году - до 32 тыс. 096 человек в 2012-ом.

- А как вообще Вы, как ученый, можете оценить современную систему государственной службы?

- Современная система государственной службы Украины требует значительного улучшения. Сейчас в Украине в сфере управления государственной службой отсутствует единое видение перспектив ее развития, что, в свою очередь, обуславливает неопределенность профессиональной деятельности государственных служащих. И эту ситуацию нужно исправлять уже сейчас.

Марина Сингаевская, Укринформ

Фото: Владимир Тарасов.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-