Почему Винниччину «майданит» медреформой?

Почему Винниччину «майданит» медреформой?

443
Ukrinform
В течение последних двух недель в области прошло несколько акций протеста с требованием изменить предусмотренные границы госпитальных округов

Две недели Винницкую область лихорадит: в нескольких райцентрах состоялись многотысячные акции протеста с требованием изменить предусмотренные проектом облгосадминистрации границы госпитальных округов, - в СМИ их даже окрестили «медицинским майданом». По крайней мере, так происходило в Ильинцах и Шаргороде. На Винниччине с полуторамиллионным населением таких госпитальных округов предполагалось создать три: с центрами в Виннице, Тульчине и Могилеве-Подольском.

Люди требовали отставки областных чиновников, ответственных за разработку проекта, и заявляли о готовности перекрывать автодороги и железную дорогу, если к их требованиям не прислушаются. Потому что считают, что такое реформирование на самом деле приведет к закрытию райбольниц, или как минимум – понижению в статусе. И ездить пациентам за специализированной медицинской помощью придется за 60-100 километров.

Несмотря на статус Винницкой области как президентско-премьерской, где у первых лиц на местах вроде везде свои люди, на сторону протестующих становятся местные самоуправленцы, а среди недовольных - даже руководители РГА. Проводятся сессии Гайсинского, Немировского, Козятинского, Крыжопольского, Песчанского, Томашпольского, Шаргородского районных советов, Ильинецкого, Ладыженского и Гайсинского городских советов, которые принимают обращения к областной власти, местным депутатам, парламенту в целом, Кабмину и Президенту с требованием пересмотреть границы госпитальных округов и соответствующий правительственный документ как таковой.

Впоследствии по итогам открытой встречи депутатов Винницкого облсовета, председателей районных советов, мэров городов областного и районного значения и поселковых голов с директором департамента здравоохранения создали рабочую группу, которая должна наработать обращение облсовета к Кабмину и ВР относительно приостановки действия постановления Кабинета Министров Украины от 30 ноября №932 «Об утверждении Порядка создания госпитальных округов» и вынести его на рассмотрение сессии облсовета.

Интересно, что ни в одном из остальных регионов страны так бурно на начало реформирования не реагируют. Если недовольные и есть, внешне все выглядит благопристойно. Почему «рвануло» именно на Винниччине?

Прежде всего, камнем преткновения стал порядок формирования госпитальных округов, заложенный в постановлении, и количество и статус больниц, которые в него будут входить. Напомним, он устанавливает критерии определения состава и границ госпитальных округов, а также определяет механизм их создания.

Документом, в частности, предусмотрено, что центром госпитального округа определяется населенный пункт, в основном - город, с населением более 40 тыс. человек, в котором размещена многопрофильная больница интенсивного лечения второго уровня. Состав, границы и зона обслуживания госпитального округа должны быть определены таким образом, чтобы жители, которые проживают в его рамках, имели доступ к вторичной (специализированной) медицинской помощи в своем округе. При этом в состав госпитального округа входят «не менее одной многопрофильной больницы интенсивного лечения первого и/или второго уровня и другие заведения здравоохранения». А «объем предоставления вторичной (специализированной) медицинской помощи должен обеспечиваться многопрофильными больницами интенсивного лечения первого и второго уровня, утверждается Минздрав». Министерством определяется и оснащение учреждений здравоохранения, предоставляющих вторичную (специализированную) медицинскую помощь, - оно будет осуществляться в соответствии с примерными табелями материально-технического оснащения, утверждаемыми Минздравом.

Предполагается, что многопрофильная больница интенсивного лечения первого уровня должна обеспечивать оказание медицинской помощи не менее чем для 120 тыс. человек, второго уровня - не менее 200 тыс. лиц.

И еще важный момент: зона обслуживания госпитального округа определяется своевременностью прибытия в многопрофильные больницы интенсивного лечения, что не должно превышать 60 минут, и должна быть эквивалентна радиусу зоны обслуживания 60 километров при условии наличия дорог с твердым покрытием. Зона обслуживания может быть меньше из-за отсутствия путей сообщения или особенностей рельефа, которые существенно затрудняют коммуникации (реки без мостов, горы).

Так все выглядит в идеале, вроде бы, логично и продуманно. Однако такой математический подход на местах не восприняли: предложенные модели ну никак не ложатся на инфраструктурные реалии. Вещь простая и банальная: объединенные в округа райцентры, по крайней мере, на Винниччине, иногда просто не имеют прямого сообщения с центрами госпитальных округов. Речь идет не только об отсутствии прямых автобусных рейсов, а кое-где и дорог с твердым покрытием! И расстояния до определенных центров госпитальных округов городов выходят далеко за пределы 60 км. А теперь наложите на это состояние дорог и сообщение с селами! Как свидетельствует опыт, достаточно многодневных дождей или приличного снегопада и часто добраться «скорой» в село можно разве что с помощью спецтехники.

Винничане как жители одной из пилотных областей уже пережили реформирование первичного звена медицины и в числе первых ощутили на себе все недостатки этих изменений. Фактически, уничтожено педиатрию. Усложнена процедура доступа к узким специалистам. В городах все еще как-то работает, а вот декларируемого приближения качественной медицинской помощи к населению в селах как-то не случилось: участковые больницы оптимизировали до ФАПов, один семейный врач на несколько сел, и его невозможно застать на месте. Или же его нет вообще.

Таким образом, дальнейшее реформирование восприняли с единственным выводом: районные больницы позакрывают вообще, или сократят отделения и выхолостят медицину на местах до символического уровня помощи. Потому что, по крайней мере, в двух округах, переименованных впоследствии на Юго-Западный и Юго-Восточный, количество населения – чуть больше 200-250 тысяч. Итак, многопрофильная больница интенсивного лечения второго уровня, которая должна действовать на уровне медицины катастроф, вероятнее всего будет одна на 5-8 районов.

У медиков тоже свои резоны для недовольства: ожидают сокращения и потери рабочих мест. К тому же, им, как и представителям местной власти, неизвестны критерии, по которым будет определяться статус больницы: что должно быть в многопрофильной больнице интенсивного лечения первого и второго уровня? Какие из районок на какой статус могут претендовать? И, оценивая реальное состояние большинства местных медучреждений, врачи понимают, что ничего хорошего им не светит.

Что же касается отношения местных самоуправленцев, то их прежде всего интересует вопрос финансирования этих больниц: сохранится ли медицинская субвенция? Финансирование райбольниц, если местная власть захочет сохранить их хотя бы в нынешнем состоянии, полностью ляжет на местные бюджеты?

 Валерій Коломейцев

- В этом году мы направляем на Ладыжинскую больницу 20 миллионов гривен государственной субвенции и 12 миллионов городских средств. Нам говорят, что в 2018-м субвенции уже не будет. Мы, конечно, немного денег найдем, но содержать полностью больницу уже не сможем. Поэтому предлагаю обратиться к Правительству, чтобы они пока приостановили эту реформу, тщательно разработали ее проект, обсудим его сначала на местах, потом должно быть тщательное обсуждение в комитетах парламента, - отметил на встрече депутатов Винницкого областного Совета, председателей районных советов, мэров городов областного и районного значения и поселковых голов ладыжинский городской голова Валерий Коломейцев.

Солидарными с ним были и другие самоуправленцы. Заверения, что никто закрыть больницы, кроме их владельцев, которыми являются местные советы, не имеет права, - ни Кабмин, ни Минздрав, ни ОГА, - их не радуют. Говорят: не будет финансирования – мы сами вынуждены будем их закрыть, получается, на нас просто переложили непопулярные решения.

В общем, сегодняшним состоянием медицины в Украине не доволен никто. И что реформировать ее нужно – тоже вещь очевидная. Но на фоне скандалов вокруг профильного министерства с закупками лекарств и других трудностей переходного процесса, концепция реформирования «вторички», которая как раз и касается госпитальных округов, до начала винницких акций протеста, из поля зрения медиа, и, кажется, Минздрава, несколько выпала. По крайней мере, точек зрения на местах там не учли.

По словам директора департамента охраны здоровья Винницкой ОГА Людмилы Грабович, при подготовке злосчастного 932-го постановления Правительства шести профильным департаментам в областях было предложено предоставить свой вариант документа. Не прошел ни один. Собственно, как и предложенные с мест предложения относительно количества и границ госпитальных округов. Были регионы, которые планировали создать у себя и по 10 округов. Тоже не прошло. По крайней мере, на сайте Минздрава говорится о том, что сейчас Минрегионстрою переданы на согласование проекты формирования округов по 13 регионах, и даже в самых крупных областях их максимум 5.

В Минздраве же ситуацию на местах видят так:

Заступник міністра охорони здоров’я Павло Ковтонюк

- В министерство и Кабинет Министров начали поступать письма, в которых депутаты разных уровней жалуются на «плохое» распределение территорий в рамках госпитальных округов. Это свидетельствует о желании местной власти переложить ответственность за отсутствие диалога внутри громад на центральные органы власти. Минздрав Украины в очередной раз подчеркивает – хозяйствование и принятие решений сейчас относится к компетенции громад. Мы знаем, что этот процесс будет болезненным, но Украина должна пройти путь от административно-командной формы правления, когда из центра указывали, где и что строить, к демократической, когда местная власть будет брать на себя ответственность за комфорт жизни своей громады, – отметил заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк.

По его словам, Министерство здравоохранения Украины и Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ Украины подготовило письма на имя мэров городов, председателей ОГА, райсоветов и облсоветов с разъяснениями относительно сферы ответственности органов местной власти на этапе формирования госпитальных округов.

Но есть ли с чем идти местной власти к громадам? В частности, об этом говорит председатель Винницкой ОГА Валерий Коровий.

Голова Вінницької ОДА Валерій Коровій

- Для Винницкой области тема реформирования медицины очень болезненная, потому что мы уже через это проходили. Эта дискуссия, которая идет относительно госпитальных округов, возникла вследствие того, что просто отсутствует надлежащая нормативно-правовая база: есть одно ноябрьское постановление Кабинета Министров на двух страницах – и все. Например, Минздрав говорит, что количество больниц в госпитальном округе будет определяться госпитальным советом, который будет создан пропорционально количеству людей, проживающих на данной территории. Наша просьба очень проста: покажите, где это написано, в каком нормативно-правовом акте? И тогда это снимет много вопросов. Потому что когда ты начинаешь объяснять людям, например, что будет делать госпитальный округ в случае отсутствия соответствующего постановления Кабмина или распоряжения Минздрава – трудно вести предметный разговор. Во всем, что касается процесса реформы отрасли, я хотел бы видеть содержательную, понятную, нормативно утвержденную политику Министерства здравоохранения. Я же не могу ссылаться только на мнение министерства? Мы увидели, как (на примере Винницкой области, - авт.) в стакане воды можно сделать бурю. Это пример того, что надо очень взвешенно относиться к таким вопросам, - считает чиновник.

Кстати, упомянутое правительственное постановление появилось только 30 ноября 2016 года, первые распоряжения в области поступили в середине декабря, а Минздрав обязан разработать и подать в Кабинет Министров Украины проект нормативно-правового акта по утверждению перечня и состава госпитальных округов уже до 1 февраля 2017 года. Начали проектировать, обнародовали проект на сайте ОГА.

Как только прошли праздники, - в районах схватились за головы и начали митинговать. Не в последнюю очередь потому, что людям не объяснили, как, что и почему будет происходить - в хитросплетениях правительственных документов заурядному лицу разобраться трудно. Так вот и сработали негативные ожидания. А их еще и умело подогрели.

- Это очень хорошо, что есть многообразие мнений, потому что всегда в споре рождается истина, очень плохо, когда этот процесс используют политические силы в своих узких интересах. К сожалению, в определенной степени это имеет место, - прокомментировал винницкие «медицинские майданы» заместитель председателя Винницкой ОГА Игорь Ивасюк.

А партии, в частности те, которые называют себя оппозиционными, не очень и скрывают своей роли в поддержке митингов, в проведении резонансных сессий по поводу госпитальных округов. Например, «Батькивщина»: «Шаргородская «Батькивщина», которая на Винниччине, стала главным инициатором проведения 23 января внеочередной сессии райсовета относительно функционирования и дальнейшей судьбы Шаргородской районной больницы. Как сообщает пресс-служба областной парторганизации, «батькивщиновцы» Шаргородского партячейки требуют не менять профиль местной районной больницы». Или же: «Депутаты Винницкого облсовета от «Батькивщины» инициируют созыв внеочередной сессии для рассмотрения вопроса о формировании госпитальных округов. Как сообщает пресс-служба областной парторганизации, после массовых протестов в районах, в частности в Шаргородском районе, депутаты-«батькивщиновцы» в областном совете инициировали сбор подписей для созыва внеочередной сессии».

Напоследок - еще раз про коммуникации. Выглядит так, что в вопросе формирования госпитальных округов их откровенно провалили. Причем, как на правительственном уровне, так и на местах. Ведь когда принимаются судьбоносные решения, которые в прямом смысле касаются жизни людей, должен быть общественный диалог. Люди, истощенные информационными войнами, постоянными «вбросами» и «сливами» подконтрольных различным группам влияния СМИ, совершенно дезориентированы. К тому же, тотальное недоверие к институту власти как таковому также игнорировать нельзя. Наверное, поэтому и «взорвалась» Винниччина.

Интересно, какие выводы из «медицинских майданов» сделают, или продолжение следует?..

Антонина Мних, Винница

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-