Александр Барабаш, вице-президент Ассоциации народных депутатов Украины
Прописать «коалицию» в Конституции было глубочайшей ошибкой
15.02.2017 09:00 845

- То есть, выдвигаются все, кто хотят?

- Вообщем-то, да. То есть в моем законопроекте право выдвижения кандидатов имеют партии, блоки партий, гражданские коалиции (это коалиции отдельных граждан и гражданских организаций) и самовыдвижение.

Сейчас у нас право выдвигать кандидатов в депутаты (на выборах по партийным спискам) имеют исключительно партии. Самовыдвижение, свободу выдвижения я считаю ключевым моментом. И собственно говоря, политическая реформа 88-89 годов, горбачевская - это введение свободы выдвижения. Вся когорта разночинцев, которые вошли в парламент, а до этого вошли в 89-м году в парламент СССР, фактически перевернули вообще историю. Появление таких людей все изменило, изменило государственное устройство, экономическую систему, политическую систему, идеологию.

- Хорошо. Идем дальше по вашему законопроекту. Что нового в формировании списков? У вас какая система?

- Среди теоретиков она называется пропорциональная персонифицированная, похожая на систему выборов в Бундестаг в ФРГ с приспособлением под наши конституционные реалии (в частности, неизменность общего числа депутатов) и избирательные традиции. Есть кажущееся сходство с системой последних местных выборов, но с принципиальными различиями. Голосования проходят за избирательные списки - отдельно, и за кандидатов в округе - отдельно, различными бюллетенями; соотвественно - разное подведение итогов. Есть возможность получения прямого депутатского мандата победителем выборов в местном округе; и как я упоминал, поливариантность выдвижения кандидатов и, соответственно, списков кандидатов - партии, блоки партий, общественные коалиции (общественные организации + отдельные избиратели), самовыдвижение (независимые кандидаты) - их равноправная конкуренция во ВСЕХ процедурах. Выборы 450 народных депутатов происходят в едином общегосударственном округе и 300 местных округов.

- А какой проходной барьер?

 - Ни один, ни два, ни три, ни четыре процента проходного барьера не имеют под собой никакого такого демократического, электорального смысла, это все надумано, это все от балды - захотели 3, захотели 4. Я предлагаю естественный барьер, так называемый «отсекающий» показатель - это сколько людей проголосовало против всех. Вот партии участвуют в разделе мандатов только те, которые набрали хотя бы на один голос больше, чем против всех. Кандидат, который побеждает в округе, он может стать или прямо, или потом в списках только в том случае, если он получил голосов больше, чем против всех. Это не то что барьер, это просто условие, что партия принимает участие в распределении мандатов как партия, если набрала голосов больше, чем против всех. Кандидаты потом выстраиваются в список в соответствии с процентом набранных ими голосов в разных округах в своем списке: один набрал в своем округе 20 процентов, другой - 19, третий - 8 и т.д., они выстраиваются в соответствии с процентом. Но не может там быть тот, кто в своем округе набрал голосов меньше, чем против всех. Вот так обеспечивается персональность. Количество мандатов определяется по пропорциональной системе, которая действует сейчас, а персональный состав в соответствии с их результатами в округе.

- Открытость списков - это то, на чем многие политики просто манипулируют. Они на полном серьезе считают, что открытость обеспечивается тем, что будут кругом на всех столбах развешены списки кандидатов. Для них эта открытость - списки на столбах, а речь на самом деле об открытости к воле избирателей. Если избиратель влияет на результат - это открытый список. Если избиратель не влияет, то это закрытый список: как решила партия, что это второй, это третий, никакой избиратель, хоть миллион соберитесь, он это соотношение не изменит, как бы кто ни любил этого кандидата. И в моем законе открытость, то есть влияние избирателя, обеспечивается тем, что в рейтинге они расстанавливаются в соответствии с голосованием избирателей. И никакого влияния партий или кого-то другого, любого толстого дяди, абсолютно не имеет значения, только результат, который показал этот кандидат в соответствующем округе, только количество голосов, которые ему дали соответствующие избиратели, все. Вот это и есть открытость, открытость в воле избирателю.

- Какие новшества при подсчете голосов?

- Я предлагаю (а Ассоциация поддерживает) огромное количество усовершенствований правовых механизмов во всех важных процедурах. И при агитации (право каждого кандидата иметь свой избирательный фонд и вести самостоятельную агитацию, а также целый комплекс механизмов, обеспечивающих равные правовые возможности кандидатов и партий вести агитацию). И при формировании избирательных комиссий (сейчас, в условиях монополии партий, они превращены в боевые политические отряды). И целый комплекс идей в решающей стадии выборов - голосовании, подсчете голосов и установлении итогов.

Считаю необходимым упрощение некоторых процедур, которые неоправданно усложняют процедуры голосования и подсчета голосов. Например, отменить контрольные талоны бюлетеней, вернуться к выдаче бюлетеней избирателям одним членом комиссии, упразднить признание недействительным голосования на отдельном участке и многое другое. Кому-то может показаться - мелочи. Однако, это такие мелочи, которые усложняют процес голосования для избирателей, а для членов избирательных комиссий, особенно участковых, превращают день голосования и день-два после него в подобие истязаний и пыток. 

Предлагаю усилить использование информационно-аналитической системы «Выборы» в процедуре подведения итогов голосования, а также использовать новые технические возможности и процедуры для повышения прозрачности и подконтрольности процесса принятия документов. Одним словом, мой законопроект, в случае принятия, может серьезно укрепить возможности для честных и законных выборов, достоверных результатов. А самое главное - изменит ситуацию с торжеством партократии и максимально приблизит возможность народа реально влиять на власть через выборы.

Лана Самохвалова, Киев

Фото: Павел Багмут

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-