Закон о госслужбе, год спустя: ох, тяжелая это работа, выбираться из старого болота

Закон о госслужбе, год спустя: ох, тяжелая это работа, выбираться из старого болота

542
Ukrinform
В День госслужащего теоретики и практики говорят о том, чем озарила «звезда» нового закона о госслужбе

Недавно исполнился год введения нового Закона о государственной службе Украины. Принятие этой своеобразной «конституции» чиновничества было сложным, а борьба за каждую букву - ожесточенной. Документ имел полтора десятка вариантов, он дважды «заходил» в Верховную Раду, и фактически там «умирал». Все потому, что менялись подходы и понимание ответственности профессии чиновника. Система сопротивлялась и не хотела перемен, ведь общество ставило перед ней новые задачи и ожидало полной отдачи от людей «государевых». Итак, шаг вперед сделан. Поздравляя всех госслужащих с их профессиональным днем, мы спросили у теоретиков и практиков госслужбы, как они оценивают нынешнее состояние государственной службы после года действия закона. Изменилось ли что-то лучшую сторону? Что нужно доработать, чтобы он заработал в полную силу?

Государственное управление = публичное управление

Василий Куйбида, президент Национальной академии государственного управления при Президенте Украины:

- Институт государственной службы находится в состоянии трансформации. Закон принят, но все, что на его основании должно быть сделано, в том числе и приняты надлежащие подзаконные акты, и организация их исполнения - это еще то, что надо сделать. Значительный кусок работы уже сделан, и изменения чувствуются.

Без сомнения закон, принятый год назад, намного лучше, чем предыдущий. Он разделяет административные и политические должности и позволяет после его полной реализации сделать государственную службу кадровой и институционально помнит, что делалось там до изменений. Это очень важно. Мы с вами были свидетелями, когда менялись первые лица в министерствах или центральных органах власти, а за ними менялись все служащие. Очевидно, нанимали или назначали хороших людей, у меня сомнений нет. Но они не имели должного опыта и считали, что все начинается именно с них. Не было преемственности. Новый закон о госслужбе позволяет сохранять институциональную память и делать прогресс. Как по мне, то это главное для общества.

В последние годы мы переходим от понимания государственной службы или государственного управления к пониманию публичного правительства. Это разные вещи. В государственном управлении принимается решение кем нужно и дальше другие должны выполнять. И не стоит вопрос о том, что при принятии решений надо проводить какие-то консультации. Это на усмотрение того, кто принимает решение. В публичном правительстве наоборот. В выработке решений и реализации решений принимают участие все - и органы государственной власти, и местного самоуправления, и общественные организации, и просто граждане, которые согласно действующему законодательству имеют право участвовать в управлении государством. Это в конечном итоге определено международными нормами, и сегодня мы учимся жить и действовать именно по такому принципу широкого привлечения.

Чего обижаться на зеркало?

Василий Костицкий, Президент Ассоциации украинских юристов:

-- Очень приятная особенность нового закона заключается в том, что он продемонстрировал попытки государства ответить на запросы общества. В украинском обществе глубоко укоренился запрос на нравственность и профессионализм служащего. Мы устали от того, что у нас к власти приходили люди очень часто непрофессиональные. И этот закон в принципе дает возможность преодолеть проблему, которая вызвала этот социальный запрос.

Я, как ученый, который в свое время предложил собственную теорию разделения власти (ни в коем случае не отрицаю при этом гениальность Монтескье, который разделял власть на законодательную, исполнительную и судебную). Несмотря на государственное управление глазами социолога, я понял, что нельзя ограничивать доступ людей к власти только возможностью принимать участие в работе органа государственной власти, или возможностью выбрать власть. По моему мнению, еще один канал доступа к власти, новая ее ветвь – аттестационная. Она должна состоять исключительно из представителей профессиональных всеукраинских общественных организаций. Когда я выдвигал это в качестве теории, у многих она вызвала улыбку, мол, это невозможно. А сейчас подобная система заработала. Мы видим, как выбиралось антикоррупционное бюро, как проходит отбор в других сферах и органах власти. Именно общественные аттестационные комиссии, которые не дают будущему чиновнику мандат на должность, а только право получить такой мандат, и являются ответом на претензии народа. Аттестационная ветвь власти исключает коррупционную составляющую из процесса назначения на должности. Да, она еще не работает настолько четко, как хотелось бы, но это возможность обеспечить профессиональную оценку общественноой профессиональной среды, в которую госслужащий, не исключено, вернется после окончания службы. Закрытой касты служащих отныне нет, и уже не будет. К этому придется привыкать.

Совершенствовать можно все до бесконечности. В том числе, и закон о госслужбе. Но есть такая проблема, как инерция общественного мышления и принятия решений. Даже самый лучший закон не будет работать, если не будет желания его соблюдать. Я думаю, в будущем нужно отрабатывать механизм публичного контроля за прохождением конкурсов на должности. Потому что это то, на что люди сегодня больше всего обижаются. Таинственность в проведении конкурсов приводит к тому, что общество вновь продолжает обвинять власть в злоупотреблениях и формальности. Это самая большая проблема. Ну и вторая проблема, к сожалению, социальная. Лозунг «давайте примем новых людей», по моему мнению, не совсем срабатывает, потому что этот принцип несколько нарушает Конституцию - право на должность имеют все. К тому же складывается впечатление, что новых людей берут словно из некоего «банка» - они вроде и новые, а приходят и через полгода начинают думать и действовать, как старая «гвардия», которая нас не устраивает.

Закон, я считаю, подчеркивает важность морального облика госслужащего. Если мы найдем способы преодоления института «кормления» в системе государственной службы - у общества исчезнут основания обижаться на госслужащего. Но с другой стороны, чего обижаться на зеркало? Мы, граждане, общество, привыкли к коррупционным отношениям, антиморальным отношениям, так как мы можем требовать быть другими от тех людей, которые вышли из нашей же среды? Давайте будем честными с самими собой для начала.

Содержание государственной службы раскрыто – за работу, граждане чиновники!

Анатолий Селиванов, доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии правовых наук:

-- Недостаток закона, прежде всего, в сложности его понятийной системы, в которой много что дублируется. Документ получился насыщенным новыми понятиями и определениями, и нам было очень сложно раскрыть его содержание. Ну, например, охрана труда государственного служащего – что это такое, и зачем она нужна, как охранять труд чиновника? Мы все еще не совсем понимаем, что его работа имеет специфику – это значительная интенсивность, ненормированность, высокая ответственность...

Что касается конкурсного отбора на должности, за который сегодня справедливо критикуют и закон, и власть, то должен отметить, что законом предусмотрена очень длительная процедура. Ее иногда не выдерживают те, кто хотел бы и имеет талант к государственному управлению. Считаю, что конкурсы для будущих чиновников должны быть простыми, понятными и быстрыми. Неоправданно сложные процедуры часто демотивируют человека, что и показала система тестово-конкурсного отбора. Над ее совершенствованием еще должны работать.

Конечно, не все в законе можно было предсказать сразу. Наш авторский коллектив ученых, который работал над «Научным комментарием к Закону о государственной службе», именно и отметил те спорные моменты, которые со временем нужно будет урегулировать. Опыт первого года применения норм закона показал, что доступ к государственной службе все же остается ограниченным - именно из-за слишком обременительных процедур выбора. Многовато также психологических факторов, возникающих в процессе имплементации норм закона, в частности, в трудоустройстве чиновника, увольнении, его мотивации и прочее. Практическое применение норм закона часто натыкается на непонимание сути его требований, поэтому подробные объяснения здесь не помешают. Собственно, эту часть работы мы, теоретики, уже провели, теперь дело за практиками.

Оксана Полищук, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-