Круговорот поляков (грузин, американцев...) в украинском менеджменте

Аналитика
548
Ukrinform
Пока не будет реформирована украинская госслужба, любая смена начальства наверху ничего не даст

Войцех Балчун, отставки которого с поста главы «Укрзализныци» с такой последовательностью добивался министр инфраструктуры Владимир Омелян, написал заявление «по семейным обстоятельствам». В Кабмине его уже приняли. Пока что руководить ведомством будет первый заместитель Омеляна Евгений Кравцов, у которого, поговаривают, с министром тоже очень непростые отношения. Но речь сейчас не о том.

Войцех Балчун, глава ГП «Укрзализныця» – двинулся по той самой дорожке «на выход», которую надежно протоптали другие иностранные менеджеры, пришедшие спасать и поднимать украинские экономику и инфраструктуру на реформаторской волне 2014-2015 годов. И вы только посмотрите на этот далеко не полный список - экс-президент Грузии, глава Одесской ОГА Саакашвили, министр Абромявичус, глава нацполиции Деканоизде, министр Квиташвили, прокурор Сакварелидзе, министр Яресько, советник Президента Бальцерович... Что это было? Неправильный выбор людей или ошибочная политика, попытка, как говорят, лишний раз не париться, а «одним махом все порешать»? Естественно, что и сама длина этого списка, и ранг и репутация указанных в нем лиц не оставляют сомнений: дело в другом. Все эти некогда успешные менеджеры ничем не отличились, да и не могли отличиться на нереформированной почве украинской государственной службы.

Пример Балчуна здесь один из самых показательных и красноречивых. Когда его, чуть более года назад, назначали на должность, то согласно нашей национальной традиции, украинцы сначала досыта «наелись» всяких третьестепенных подробностей о поляке-реформаторе, мотоциклисте и музыканте, да еще и с такой нетривиальной и симпатичной бородкой. Потом долго обсуждали еще более симпатичную зарплату руководителя одного из ключевых ведомств в структуре государства – полтора миллиона долларов в год. И это еще без премии! – восторженно добавляли любители подсчета денег в чужих карманах. Потом, собственно, уже ждали информации о достижениях господина Войцеха на ниве реформирования катастрофически неэффективного государственного монстра, рассадника коррупции и источника астрономических убытков. Ожидания были огромными. Материал о том, как Балчун якобы отодвинул закупочную мафию от контракта на обеспечение Укрзализныци соляркой («Дорогой» поляк Балчун без коррупции купил солярку для УЗ») собрал на сайте Укринформа рекордные почти 120 тысяч просмотров.

Мы обратились к экспертам с просьбой прокомментировать отставку господина Балчуна и были несколько удивлены их единодушием.

Относительно Балчуна «мы тоже имеем право на ошибку»

Андрей Мотовиловец, советник министра инфраструктуры:

- Большая команда специалистов была привлечена к выбору Войцеха Балчуна в качестве главы УЗ. Он прошел сложный конкурс, и на него возлагали большие надежды. Но, нужно признать, конкурсная комиссия тоже имеет право на ошибку. Вызовы перед господином Балчуном стояли огромные, но как руководитель он никак себя не проявил. Результатов мы так и не увидели – ни в оперативном управлении, ни в тарифной политике, ни в борьбе с коррупцией, ни в диалоге с бизнесом. Например, вся система закупок, даже после появления Prozorro, в УЗ осталась филиалом ада на земле. Это в огромной компании, где работают 300 тысяч работников, значительная часть которых «толерантна» к коррупции. Или же тарифы, которые подняли на 25% без какого-либо экономического обоснования. Никто не объяснил, куда ушли эти дополнительные поступления, что было сделано для развития УЗ и т.д.

Обычно, когда руководитель приходит на столь ответственный участок работы, как огромная корпорация-монополист, и хочет что-то изменить в ней к лучшему, то обязательно формирует сильную высокопрофессиональную команду на основе открытых и честных конкурсов с привлечением независимых экспертов (например, как это сделали Смелянский в Укрпочте, Коболев в Нафтогазе, Прохоренко в "Укргаздобыче"). Вы слышали, чтобы в "Укрзализныце" за все время работы Балчуна было что-то подобное? Кажется, у него отсутствовала глубокая мотивация к кардинальным переменам, поэтому он и не искал и не привлекал людей, способных вместе с ним совершить эти изменения. Они ему не были нужны».

«Команда Балчуна заработала для себя под миллиард гривен. А сколько по схемам выведено, одному Богу известно»

Владимир Наумов, глава совета Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры:

- Его отставка - запоздалая реакция владельца УЗ, то есть Кабмина. Еще три месяца назад было принято решение о непродолжении контракта с Балчуном. Результатом этого стало отсутствие каких-либо сдвигов по реформированию УЗ вообще. Все, что должно было быть сделано в этой сфере в 2016 году, не произошло и в 2017. Технический «дефолт» УЗ в сентябре 2016 года, невыполнение финплана 2016 года, провал капитальных инвестиций 2017 года, лишение УЗ допуска к государственной тайне и спецперевозкам, странные кадровые решения, отсутствие результатов по коррупции на УЗ, список можно продолжать. Политическим фактором в его отставке является только оттягивание времени для принятия решения. Как и отсутствие публичного отчета главы УЗ и главы Наблюдательного совета УЗ в Кабмине. Политикой является принятие решения "ушел по собственному желанию", поскольку менеджер с такой зарплатой должен отчитаться, как минимум, и понести ответственность.

Интересно также, кто ответит за назначение Войцеха Балчуна на должность главы Укрзализныци. Ведь все органы, которые принимали это решение, коллегиальные. То есть отвечать некому. Если посчитать, сколько команда Балчуна и все назначенцы за прошедший год заработали для себя денег, будет под миллиард гривен. А сколько по схемам выведено, одному Богу известно. Да, его назначение было серьезной ошибкой. Но никто не признает, что назначение через конкурс несет огромные риски безответственности. А вот назначение лично возлагает ответственность на того, кто принял решение.

Как видим, оба наших эксперта не сомневаются: Балчуна уволили правильно – он не выполнил своих обязательств. Непонятно только, зачем тогда так долго было тянуть? Ведь даже однолетний контакт с Балчуном уже два месяца, как закончился. А с другой стороны ходят слухи, будто этой отставки добивался влиятельный господин Х. И здесь главное уже не то, как именно, а то, чего таки добился, если это правда, обеспечив при этом полную кулуарную закрытость процесса.

А снаружи был виден только конфликт между господином Балчуном и министром инфраструктуры Владимиром Омеляном. Министр был каждый раз крайне недоволен работой главы Укрзализныци, заявлял, что красивые цифры, которыми ведомство иллюстрирует свои якобы победы - сфальсифицированы и потребовал безоговорочной отставки Балчуна. Но причины столь жесткой критики практически не звучали и инфантильное общество наблюдало за этой коллизией скорее, как за сериалом, нежели за рядом доказательств очевидного и опасного неблагополучия одного из ключевых инфраструктурных институтов государства.

Из этого можно сделать один неприятный, но неоспоримый вывод: и Войцеха Балчуна, и всех остальных иностранных менеджеров, несмотря на их личные качества и уровень эффективности (все эти характеристики у них, конечно, разные и часто далекие от идеала) «съела» нереформированная система украинской госслужбы – со всеми ее неписаными правилами, которые действовали и продолжают действовать, несмотря на нынешнее время. Никуда не делись все эти «представители заинтересованных лиц» - «смотрящие», одним словом, и очень часто бюрократическим аппаратом нивелируются все попытки привнести в работу этих предприятий соображения общественной выгоды, а то и элементарного здравого смысла. И пока эта проблема не будет решена, ничего не дадут Украине ни гении иностранные, ни новый «план Маршалла» .

Марина Нечипоренко, Игорь Петрук, Киев

P. S. Свежая новость: решением НАК «Нафтогаз» президентом «Укртрансгаза» назначен Юзеф Станчак... А что вы хотите? Круговорот поляков в украинском топ-менеджменте не остановить...

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-