Что должен сделать парламент, но кто знает, сделает ли...

Что должен сделать парламент, но кто знает, сделает ли...

245
Ukrinform
Почему прогнозы на новый политический сезон так расплывчаты

Прогнозов на политический сезон, формально стартующий 5 сентября с началом новой сессии Верховной Рады, конечно же, вдоволь. Но политики и политологи, независимо от их симпатий к власти или оппозиции ограничиваются, по сути, констатацией того, что должен бы сделать парламент, но кто знает, сделает ли. То есть, нужно, конечно, принять те или иные реформы – прежде всего, образовательную, пенсионную, медицинскую, земельную, но нет уверенности, что примет. А еще «синоптики» от политики в большей или меньшей степени вспоминают главный политический вопрос сегодняшнего дня – будут или нет досрочные выборы, но и здесь ясности маловато.

Главное, что есть общего в этих прогнозах – это, конечно, не названия реформ и не подчеркивание их крайней необходимости для общества. Главное - в упомянутой неуверенности, что из необходимого будет сделано.

Но почему так? Не такие уж и неквалифицированные наши политические прогнозисты, чтобы не могли четко сказать «да» или «нет» по важнейшим для страны вопросам в перспективе месяц–два–три. Их же не спрашивают, что будет через сто лет.

Неопределенность, неконкретность, расплывчатость политических прогнозов вызвана не только естественными причинами (кто может наверняка знать будущее? – только экстрасенсы, да и те, как правило, ошибаются). Главная причина – перспективы тех или иных социально-экономических реформ напрямую зависит от стабильности политической власти, а она, в свою очередь, зависит от состояния политических реформ.

Если, как в один голос говорят социологи, рейтинг популярности (доверия) двух политических партий, которые на сегодня составляют правящее большинство в парламенте, не превышает 10-12 процентов, а доверие к оппозиционным партиям практически ничем не уступает провластным, то сам этот факт означает, нравится это кому или нет, что власть в стране не является устойчивой. Поэтому тема досрочных выборов не хочет умирать, хотя никаких формальных оснований для них не существует. Поэтому судьба пакета действительно базовых социально-экономических реформ настолько неопределенная. Пока политическая элита чувствует себя неуверенно в вопросе, по каким реальным, а не только писаным законам и процедурам - будет формироваться власть в ближайшем будущем – до тех пор она, элита, не способна проводить системное реформирование страны, как того требуют общество, идеалы Майдана и просто история. Вопрос о власти всегда был, есть и будет главным в политике, а политика всегда определял и будет определять социально-экономическое состояние страны.

Кто завтра будет властью? – вот вопрос, который в Украине в густом тумане, и без ответа на который невозможен прогресс в медицине, образовании, социальном обеспечении и тому подобное. Причем, все 26 лет Независимости. Казалось бы, где здесь проблема? Есть Конституция, есть избирательное законодательство, пусть даже не очень качественное, об отсрочке установленного законом времени выборов никто и не заикается - где тут туман?

Туман в том, что формирование украинской власти до сих пор всегда (или, скажем осторожнее - преимущественно) проходило не по писаным законам, а в результате непубличных, так называемых кулуарных, договоренностей различных групп политической элиты. Голос общества, который, по писаным законам, должен быть решающим в процессе формирования власти (выборы!), был только вспомогательным, или, выражаясь бюрократическим языком – совещательным. Сейчас общество категорически не желает быть лишь «советником», которого к тому же дурят политики с помощью политтехнологов и монопольного ТВ. Собственно, Майдан – и первый, и второй – и был проявлением решимости людей вернуть (точнее получить) себе право определять, кто конкретно будет властью.

Однако именно в процессе гарантирования права общества на решающий голос при избрании власти больше всего сегодня неопределенности. Именно те реформы, которые являются составляющими этого процесса – избирательное законодательство, новая ЦИК, независимость суда, антикоррупционный суд, независимые от государства и олигархов СМИ, местное самоуправление – меньше всего упоминаются в прогнозах на будущий политический сезон. А это означает, что действующая власть, точнее – действующий состав Верховной Рады, не определились, что делать с политическими реформами, в каком варианте их принимать и даже принимать вообще. При таких условиях, конечно, сделать четкий прогноз, а тем более – на весь сезон (то есть – на полгода) не дано никому.

Юрий Сандул, Киев

На вопрос Укринформа - Чего ожидать от нового политического сезона? Что решит и что не решит Верховная Рада? – отвечают политологи.

Владимир Фесенко, политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»:

«Медицинская реформа станет жертвой коалиционной борьбы»

Самые актуальные вопросы на первый месяц - реформаторские законопроекты, которые предложило правительство еще в конце прошлой сессии. Главная интрига сентября - удастся ли провести все реформы, или лишь частично. Эти инициативы очень актуальны, ведь большая часть общественных сфер, государственного управления, нуждаются в реформировании.

Но из-за партийных споров вокруг реформаторских инициатив разворачивается серьезная борьба. И, скорее всего, жертвой этой борьбы станет медицинская реформа - по ней наибольшее количество противоречий. Сам законопроект не готов в достаточной степени, требует доработки. Кроме того, есть много рисков - предусматривается частичный переход на платные услуги, что не всем понравится, и перед выборами это довольно рискованный шаг.

А образовательную и пенсионную реформы скорее всего утвердят. В образовательной меньше противоречий, нет острой дискуссии и есть понимание, что надо двигаться вперед. По пенсионной реформе много критики - о повышении страхового стажа, форме начисления пенсий. Но этот законопроект предусматривает повышение и осовременивание пенсий для абсолютного большинства пенсионеров. И это может стать весомым аргументом для большинства депутатов, чтобы поддержать эти реформы.

Еще одна актуальная тема - кадровые вопросы. Например, обновление ЦИК. Тут противоположные позиции: президент предлагает полное обновление, а некоторые фракции настаивают, чтобы в составе ЦИК сохранились их представители. И нет однозначного мнения о партийных квотах. Учитывая, что обновление ЦИК рассматривается как зеленый свет для выборов, спешить с этим вопросом не будут и перенесут на следующий сезон.

Но часть кадровых вопросов будет решена - в частности, замена председателя Нацбанка. А по назначению министров на замену Кутовому и Стецю, или же утверждению Супрун, - будет много разговоров. Если получится достичь компромиссов - то вопрос будет решен.

Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:

«Нельзя допускать, чтобы все реформы одновременно «поражали» один слой общества»

Главный вопрос политической осени - досрочные выборы или Президента, или Верховной Рады. Если же парламент продержится до очередных выборов, то это плохо отразится на всех нынешних участниках политического процесса - все «полетят» со своих должностей.

Второй вопрос - падение экономики. Мы думали, что на каком-то из этапов мы достигнем дна и пойдем вверх, а дна так и не видно. И это очень плохо для страны. К тому же, и отношения с МВФ оставляют желать лучшего.

И, наконец, «минские договоренности». Важно найти механизмы для прекращения огня на Востоке - в первую очередь организовать устойчивое перемирие, отвести войска и осуществить обмен военнопленными. К сожалению, говорить об окончательном прекращении войны в ближайшие несколько лет не приходится.

Закон о деоккупации Донбасса - очень провокационный. США рассматривают и Донбасс, и Крым в одном формате, а если это делать отдельно - это подыгрывать Кремлю. Получается, что самый жесткий и самый принципиальный закон о деоккупации Донбасса фактически оставляет россиянам Крым. То есть, следует принимать один закон - об освобождении оккупированных территорий.

Реформы - актуальны. Образовательную вообще надо было начинать с первого дня работы министра, а не сейчас. А вот с медицинской - все гораздо сложнее. Видно, что все запутались и никто не знает, как решить ситуацию. Пенсионная и земельная реформы также могут оказаться под угрозой. Дело в том, что ранее была проведена так называемая банковская реформа – «погибло» больше ста банков, а это негативно отразилось на кредитных ресурсах. И поэтому сейчас на эти реформы фактически нет средств. Реформы нужны, но нельзя допускать, чтобы все реформы одновременно «падали» на один слой общества - их надо разделять между разными прослойками.

С одной стороны, парламент в состоянии провести все реформы. С другой стороны, если реформаторские законы будут приняты, то депутаты окажутся в опасности - им будет трудно перед выборами доказать населению, что они - хорошие депутаты. А непопадание в парламент автоматически означает попадание «на стол» к прокурору.

Александр Кочетков, политолог:

«Действия всех политиков, и Порошенко в том числе, направлены на мобилизацию собственного электората»

Политическая осень будет достаточно напряженной. Страна живет в условиях необъявленных досрочных выборов. И это подтверждают все действия политиков - очень похоже если не на предвыборную агитацию, то на мобилизацию собственного электората. Тимошенко, Гриценко начали разговор об объединении оппозиционных сил, а это оппозиционные партии обычно делают в преддверии выборов. Саакашвили планирует какое-то масштабное шоу, и власть с другой стороны «помогает» ему. Он обещал приехать - ему готовят встречу.

Пока решения нет, но анализируется возможность досрочных выборов с точки зрения выгодности для власти. Если власть, в частности Президент, увидит выгодные результаты социологии - он пойдет на досрочные выборы. Сегодняшняя коалиция его полностью не устраивает. Президента не устраивает взаимодействие с правительством, не устраивает слишком большая самостоятельность партнеров по коалиции («Народного фронта»). И переформатирование парламента хочет и оппозиция, и власть. А граждане Украины не довольны экономической ситуацией - тарифами, ценами на энергию, газ, продовольствие и тому подобное. То есть, есть все предпосылки для досрочных выборов.

Среди главных законов, которые мы ждем, - два. Во-первых, правительство уже начало говорить о бюджете - повышение пенсий. Это будет влиять на ситуацию. Другой определяющий для всей общей ситуации момент - закон об оккупированных территорий. Интересно, что в нем будет: каким образом будет определен статус оккупированных территорий, каким образом будет определен статус агрессора - Российской Федерации, и чем будет обусловлен мирный процесс? Вокруг этого закона будет большой спор, как в парламенте, так и в обществе.

Земельная реформа - также крайне важный вопрос. Но в большей степени ее ждут наши зарубежные партнеры. Однако вряд ли эта реформа быстро повлияет на ситуацию в стране. Оппозиция настроена категорически против земельной реформы. Условия для того, чтобы открывать вопрос продажи земли, - неблагоприятные. Она очень нужна тем, кто хочет купить землю за бесценок.

Тарас Березовец, политтехнолог, журналист:

«Досрочных выборов удастся избежать, но парламент будет работать неэффективно»

Премьер-министр Владимир Гройсман анонсировал несколько приоритетных реформ на осень - медицинскую, образовательную, пенсионную и реформу электронных систем расчетов. Сейчас, из-за возможных ротаций в составе правительства, эти реформы находятся под угрозой. В частности, Генпрокуратура проводит расследование деятельности нескольких министров, в частности Игоря Насалика и Александра Данилюка, остаются вакантными должности главы Мининформполитики, Минагрополитики и нет главы Минздрава. Учитывая, что отношения Порошенко и Гройсмана не очень хорошие, не стоит возлагать серьезные надежды на эти реформы.

Этот сезон будет определяющий, прежде всего, потому, что могут попытаться организовать досрочные выборы и ВР, и Президента. Оппозиция, в частности часть «Оппозиционного блока», которая ориентируется на Левочкина, «Батькивщина» и вновь созданная партия Саакашвили - будут дестабилизировать работу парламента. Поэтому прогнозы такие - досрочных выборов не будет, но будет сложный процесс, который скажется на принятии новых реформ и законов. Будет низкая эффективность работы парламента, что негативно скажется на реформах.

Николай Романюк, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-