Оптимистичный сценарий для Украины. Послание Президента парламенту

Оптимистичный сценарий для Украины. Послание Президента парламенту

707
Ukrinform
Петр Порошенко о преодолении рисков и поддержке реформ

По-разному можно оценивать путь, пройденный Украиной за последние три года. Кто-то видит большой прогресс. Кто-то сосредоточивает внимание на просчетах и проблемах. В демократическом государстве не может быть по-другому. Дискуссии продолжались, продолжаются и будут продолжаться. Но самое важное сегодня, думаем, – не ломать копья в поиске как виновных, так и «настоящих героев», а в умении заглянуть в будущее, увидеть стратегические цели украинского общества, овладеть политическим и экономическим инструментарием для их достижения.

Послание Президента Украины к Верховной Раде Украины "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2017 году», с которым Петр Порошенко выступил в парламенте 7 сентября, помогает ответить на вопрос: что властная команда планирует на перспективу. «Наш сценарий – оптимистичный, и называется он «успешная европейская Украина успешных украинцев", – сказал Глава государства. Что же это за сценарий?

1. Прежде всего, это будущее армии. Так же, судя по всему, Россия будет оставаться опасной и долговременной угрозой, которая будет серьезно влиять на нашу жизнь и развитие страны. Начатая программа оружейно-технического осовременивания армии должна вывести наше вооружение на уровень 21-го века, потому что сейчас мы воюем оружием прошлого века. И Россия в модернизации военной техники и оружия значительно нас опережает.

На повестку дня вынесены задачи по разработке и налаживанию производства нового ракетного вооружения, комплексов крылатых ракет, современных образцов артиллерийских систем, высокоточных боеприпасов, беспилотных летательных аппаратов ударного типа, средств космической разведки, расширение серийного производства танков "Оплот", бронетранспортеров БТР-4 и БТР-3, тактической боевой колесной машины "Дозор-Б", беспилотника "Spectator". Есть надежда успешно завершить переговоры с западными партнерами Украины о поставках нам оборонительного оружия.

Фото: Данііл Шамкін
Фото: Даниил Шамкин

2. Дальнейшая евроинтеграция, без которой невозможно говорить ни о безопасности Украины, ни о ее цивилизованном будущем. Президент видит общую задачу власти и народа во всесторонней поддержке инициатив украинской стороны, внесенных в июле на саммите Украина–ЕС на рассмотрение руководства Евросоюза. Что это за инициативы? В первую очередь – ассоциация с Шенгенской зоной; присоединение к Таможенному союзу ЕС, Энергетическому союзу ЕС, Совместному авиационному пространству и Единому цифровому рынку. Глобальная цель – превратить восточные границы Украины в восточные границы Евросоюза еще до того, как Украина де-юре присоединится к ЕС.

В результате такой стратегии мы максимально приблизимся к критериям членства в Евросоюзе. Украина будет секторально интегрирована с ЕС, почти как любая страна Евросоюза. И тогда, прогнозирует Президент, вопрос о членстве станет лишь формальным вопросом времени.

3. Курс в НАТО – непременная гарантия будущего мира, к которому так стремится Украина. Конкретные шаги для этого – совместное с североатлантическими партнерами построение украинской армии по стандартам НАТО. И достичь этих стандартов она должна уже на конец 2020 года. Задача: сделать армию первой государственной организацией, которая будет отвечать критериям членства в Альянсе.

Стоит ли проводить специальный референдум в Украине относительно членства в Северо-атлантическом блоке? Президент не исключает такой возможности и готов инициировать его в подходящее время, чтобы продемонстрировать волю Украинского народа.

Фото: Данііл Шамкін
Фото: Даниил Шамкин

4. Энергонезависимость. Украина будет бороться за положительное решение Стокгольмского арбитража по иску Нафтогаза к Газпрому по вопросам транзита. В связи с тем, что контракт заканчивается в 2019 году, наша задача, подчеркивает Петр Порошенко, – с помощью Евросоюза добиться революционного изменения в организации транзита. А именно – чтобы российский газ европейцы покупали не на западной, а на восточной границе Украины. А Украина качественные транзитные услуги оказывала не России, а Евросоюзу.

Постепенное сокращение доли России запланировано в атомной энергетике. Тенденции здесь позитивные. До 40% возрастает доля компании "Вестингауз", эта компания обеспечивает топливом шесть реакторов из пятнадцати.

5. Среди неотложных политических решений заслуживает внимания призыв Президента – внести, наконец, изменения в Конституцию, отменяющие неприкосновенность. А чтобы облегчить прохождение соответствующего законопроекта, предложено принять его с введением в действие с 1 января 2020 года, с тем, чтобы депутаты ВР уже следующего созыва начали работать в новом статусе.

6. Увеличение количества судей и работников аппарата судов. К этому надо быть готовым, ведь развитие демократии, гражданского общества и усиление борьбы с коррупцией требуют того, чтобы украинский суд был быстрым и справедливым.

Фото: Данііл Шамкін
Фото: Даниил Шамкин

7. Отдельная тема: безотлагательным является вопрос создания специального антикоррупционного судебного органа. В Послании не детализировано, должен ли это быть Антикоррупционный суд, или антикоррупционная палата Верховного суда. Очевидно, по этому поводу еще будут продолжаться дискуссии. Однако Президент уточнил, что этот орган должен быть сформирован на конкурсной основе из судей с безупречной репутацией. Он должен быть зависимым только от закона, но свободным от любых посторонних влияний – Президента, парламента, политических партий и прогрессивной общественности. Он должен отвечать стандартам Совета Европы и Венецианской Комиссии. И, главное, – быть эффективным, а не созданным для галочки. И, что тоже было подчеркнуто – формировать его нужно быстро, потому что время не ждет.

8. Актуальным является создание новых правоохранительных структур. Это – Государственное бюро расследований и Служба финансовых расследований. Запуск первого переносился уже несколько раз. Сейчас необходимо вносить новые изменения в закон, и новый дедлайн перенесен на 20 ноября этого года. Главным же в деятельности Службы финансовых расследований должна стать системная аналитическая работа, направленная на выявление преступных схем, их экспертное изучение. Важный момент: новая Служба будет иметь весь спектр полномочий для противодействия экономической преступности, будет полностью независимой, но подконтрольной парламенту.

9. Относительно совершенствования работы Таможенной службы, то стоит упомянуть о системе обмена таможенной информацией со странами Европейского Союза и введения совместного контроля на пунктах пропуска с таможенными и пограничными органами стран ЕС.

10. Ждет нас и определенная ревизия антикоррупционной деятельности. Президент поддержал идею – поручить Правительству заказать уважаемой международной структуре независимый аудит нашей антикоррупционной политики за последние три года, оценить ее влияние на уменьшение коррупционных потоков и перекрытие различных преступных схем.

11. Предстоит взяться за реализацию новой концепции валютного регулирования, предложенной Нацбанком. Концепция исходит из либерального принципа «разрешено все, что прямо не запрещено», ориентируется на рыночные инструменты, соответствует статье 145 Соглашения об ассоциации и директиве ЕС о свободном движении капитала.

.
.

12. На базе жестких антикризисных шагов, макрофинансовой стабилизации, снижения налоговой нагрузки на бизнес, дерегуляции, открытия новых внешних рынков и других мероприятий ожидается экономическое оживление, ускорение роста экономики до 4% в 2020 году.

13. Вместе с тем Правительство должно найти возможности сегодняшнее вялое оживление ВВП трансформировать в его ускоренный и уверенный подъем – в то, что называется устойчивым развитием. Необходимы решения, которые будут способствовать привлечению инвестиций и экономическому росту темпами, которые позволят стране сокращать отставание от более развитых стран. И как предпосылку следует удержать макроэкономическую стабильность. Выполнять программу МВФ, без которой Украина окажется крайне уязвимой – особенно с учетом того, что на 2019 год приходится пик выплат по внешним обязательствам.

14. Уменьшение безработицы, создание новых рабочих мест и рост доходов конституционного распределения полномочий. Здесь, по мнению Главы государства, одной из главных задач является легализация занятости и трудовых доходов. Государство сделало шаг навстречу работодателям в виде снижения ЕСВ до 22%. Следовательно – имеет юридическое и моральное право рассчитывать на выведение зарплат из тени.

15. Земельная реформа. На сегодня в Украине эта тема слишком контроверсионна, повестка дня в которой в настоящее время сформирована популистами. Миллионы людей формально владеют землей, но за них решили, что они не способны ею распоряжаться и внедрили абсолютно неконституционный мораторий. Президент здесь согласен даже на определенный минимум: принять – хотя бы устно, в уме и в сердце – политическое решение в ее пользу... Принять такие законы, которые снимут все фобии, которые учтут все предостережения и выставят все предохранители... Которые назовут четкую дату старта, даже пусть это будет и не сегодня.

16. Большая приватизация. Вместе с земельным рынком – это самый надежный способ быстро привлечь в Украину достойный объем инвестиций. Сейчас появилась возможность продавать активы открыто, конкурентно, по новым понятным правилами, на основе нового закона.

17. ИТ-сфера – одна из ключевых для экономики Украины. 13 украинских ИТ-компаний вошли в ТОП-100 лучших аутсорсинговых фирм мира. В Украине насчитывается более 100 тысяч ИТ-специалистов. С нами готовы активно сотрудничать ключевые мировые производители, крупные венчурные фонды. Поэтому на повестке дня – ускоренное принятие законов об электронных коммуникациях, которые касается перспектив производства 4G и 5G-связи; о предоставлении электронных услуг, об усовершенствовании защиты интеллектуального права, и об облачных технологиях. Следует превратить инновационный потенциал страны в преимущества государства в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Фото: Михайло Палінчак
Фото: Михаил Палинчак

18. Сельская медицина. Развитие должно стать одним из главных элементов медицинской реформы. Уже в бюджете этого года предусмотрено 4 миллиарда гривен на реанимацию системы здравоохранения в селах.

19. Автодороги. В 2014 году было отремонтировано только 102 километра дорог, в этом году план – 3300. Однако есть угроза: беспрецедентное увеличение ассигнований может вылиться в многократный рост масштабов хищения. Можно предположить, что скоординированные усилия всех правоохранительных органов будут сосредоточены в ближайшее время именно на контроле за дорожным строительством.

20. В ходе реализации реформы по децентрализации следует выделить тезис о передаче громадам права распоряжаться государственными земельными ресурсами, которые находятся в пределах и вне границ населенных пунктов; о передаче полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля, в предоставлении административных услуг.

21. И снова о войне. Теперь информационной. Несмотря на принятые властями меры, российские сети остаются инструментами спецопераций российских спецслужб. Дальнейшее сокращение их присутствия – программа ближайшего будущего.

Упорядочение ввоза книг из России помогло сократить поток украинофобской писанины и пропагандистского хлама и стало неплохим стимулом для отечественного книгоиздания. На повестке дня – выработка действенного механизма против книжной контрабанды.

22. Украинский язык. Первые результаты квотирования украинского языка на радио мы уже слышим. Как это сработает на телевидении – скоро увидим. На очереди – проект, который гарантирует украинскому языку полноправное присутствие в сфере услуг. Он должен установить баланс между государственным языком и принципом «клиент всегда прав».

Фото: Данііл Шамкін
Фото: Даниил Шамкин

23. Полномочия Президента. Вокруг этого вопроса в обществе продолжаются дискуссии, кто-то стремится их уменьшить, другие наоборот – увеличить. Позиция Петра Порошенко такая: – Я никогда не соглашусь с предложениями забрать у людей право избирать Президента и отдать его парламенту. Объем полномочий главы государства также должен быть достаточным для эффективного выполнения функций Верховного Главнокомандующего.

24. Миссия ООН на Донбассе. По мнению Президента, размещение на всей оккупированной территории Донбасса «голубых касок» ООН стало бы реальным прорывом в процессе мирного урегулирования и мощным фактором деэскалации.

Впрочем, есть пять принципиальных элементов. Во-первых, миссия должна быть полноценной и иметь целью не консервацию российской оккупации, а обеспечение длительного мира и полное восстановление территориальной целостности нашего государства. Во-вторых, будущая Миссия ООН должна быть размещена на всей временно оккупированной территории, включительно с неконтролируемым участком украинско-российской государственной границы. В-третьих, должно быть исключено участие в Миссии представителей страны-агрессора и стороны конфликта. В-четвертых, ни о каком согласовании с российскими боевиками параметров будущей миссии ООН не может идти речи. В-пятых, работа над упомянутой инициативой никоим образом не является основанием для отмены существующих международных санкций против России. Они должны оставаться в силе до полного восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины путем выполнения Минских договоренностей.

25. Законопроект о деоккупации Донбасса. В ближайшее время он будет обнародован и вынесен на обсуждение в Украине и среди наших партнеров.

.
Фото: Михаил Палинчак

26. Крымский вопрос. Задача – создать условия, когда Крым станет для Москвы неподъемным грузом, используя для этого инструменты международного права, санкции, международные суды и арбитражи, различные международные платформы и мониторинговые механизмы – начиная от ООН и заканчивая ЮНЕСКО.

27. Законодательная работа должна быть направлена на поддержку креативного постиндустриального класса носителей европейских ценностей свободы, ответственности, активности, который сформировался в Украине в последнее время.

28. В поддержке нуждается гражданское общество – как активный и инициативный союзник власти в проведении реформ. Попытки ограничить его роль – неприемлемы. Парламент, настаивает Президент, должен поддержать внесенный им в ВР законопроект об отмене электронного декларирования для общественных активистов.

29. Реализация цивилизационных планов требует от государства и общества борьбы с попытками ревизовать те законы, которые стали основой для принятия нашими партнерами решения о предоставлении безвизового режима. То ли попытки отменить или сделать непубличным электронное декларирование; то ли попытки подчистить антидискриминационные поправки в Трудовой кодекс; то ли уменьшение полномочий НАБУ или НАПК. Надо чувствовать опасность от разного рода реваншистских инициатив, когда под лозунгом «оно не сработало» предлагается отменить нововведение, или стреножить или взять под контроль вновь созданные институты; от опасных проявлений популизма, к которому прибегают ряд политических сил; от попыток разного рода маргинальных групп установить в Украине анархию и всевластие атаманщини, которая отрицает монопольное право государства на применение силы.

30. Общественное единство. Чрезвычайно сложные внешние обстоятельства, в которых мы строим европейскую Украину, требуют общего политического и общественного единства и солидарности – видимо в этом и есть главный посыл президентского Послания.

Евгений Якунов. Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-