“Донбасские законы”: на самом деле позиция Украины становится жестче

“Донбасские законы”: на самом деле позиция Украины становится жестче

343
Ukrinform
В политике есть вещи, которые делать неприятно, но нужно. Законы бытия и освобождения неподконтрольных Украине районов Донбасса - непростая, но действительно государственное задача

«Донбасские законы» приняты – один окончательно, второй – тот, где Россию признают агрессором, а Донбасс оккупированным – в первом чтении. То, что этот момент, которого вся сознательная Украина ждет уже давно, снова откладывается, неприятно, конечно, но первый шаг сделан и, надеемся, второй тоже не заставит себя ждать. По тому, как все это выглядело: с блокированием президиума, чтобы не дать голосовать, а потом – с блокированием «против блокированием», дымовыми шашками в зале парламента и столкновениями под Верховной Радой – все это вписывается в привычную «украинскую парламентскую картинку», но, если честно, то в мире еще немало стран, где законодательный орган работает в подобном ключе. Значит, об этом не заморачиваемся... А вот чего добивались противники принятия законов – с этим сложнее, поскольку понять логику трудно: и прямое упоминание о минских соглашениях из текста законопроектов было оперативно исключено, а положения о первоочередном выводе оккупационных войск, техники и расформирования бандитских корпусов, наоборот, внесены. Вспомнили и про Крым, который тоже будет деоккупирован, в соответствии с другим Законом, который еще предстоит принять. Конечно, можно упрекать разработчиков за то, что они вместо нормального предварительного обсуждения, которое сняло бы сразу много проблем и вопросов, организовали очередной квест с документом, которого никто не видел, но все подозревают в измене. Ну, такая у нас, к сожалению, пока традиция. Можно также вспомнить, что их пришлось заставлять вносить столь очевидные вещи, но они, по крайней мере, внесли правки быстро, не заставляя себя долго уговаривать. Те, кто в первый день поднимал бучу в Раде, хотели еще каких-то правок? Так где же они? Скорее всего, они вообще отрицали принятие этих законов. А это уже, учитывая украинский опыт последних трех с половиной лет, уже их ошибка. И это – мягко говоря.

Президентський законопроект № 7163
Президентский законопроект № 7163 "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях"

В «неокончательном» законопроекте №7163 есть много логичных вещей, вытекающих из статуса оккупированных территорий. Об этом много писалось, поэтому давайте еще раз о принципиальном и то, что из него следует.

Тезис: Россия - агрессор и оккупант

Документ констатирует, что именно “Российская Федерация инициировала, организовывала и поддерживала террористическую деятельность в Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории, применяя регулярные соединения и подразделения вооруженных сил и других воинских формирований Российской Федерации".

Этот тезис - Рубикон, наконец, виновник и вдохновитель всех событий на Донбассе, начиная с весны 2014 года, прямо указан. Это определение, закрепленное на законодательном уровне будет иметь принципиально важные последствия.

Вывод: Минский формат должен быть пересмотрен

Здесь дан четкий сигнал: Россия агрессор, а значит с ней невозможны никакие дальнейшие переговоры, где она будет выступать в формате “посредника”. То есть это означает, что «минский процесс» в нынешнем формате, к которому все в мире якобы привыкли, больше существовать не может. Вести переговоры с агрессором возможно, но с четко определенными статусами и последствиями.

Тезис: отдельные районы Донецкой и Луганской областей временно оккупированны

Вывод: На Россию возлагается ответственность не только за военную, финансовую и организационную поддержку незаконных формирований, но также и за создание оккупационной администрации.

Что важно здесь? Такое определение позволяет Украине на совершенно законных основаниях опровергать риторику противоположной стороны о социальных гарантиях жителям, которые хотят оставаться на оккупированной территории. Вся ответственность за действия оккупационной власти возлагается на оккупанта, а это - очень полезный материал для будущих международных слушаний в Гааге.

Переговори лідерів країн
Переговоры лидеров стран "нормандской четверки" в Минске

Время отработало на нас

Уже не раз констатировано: “минский формат переговоров” и разработанные в нем осенью 2014 - зимой 2015 года документы составлены так и в таких условиях, что выполнить их практически невозможно. Тогда всем сторонам нужно было время для формулировки более перспективной позиции. Даже России, которая уже натолкнулась на серьезные санкции за сбитый рейс МН17 и начала свое пике в кризис.

И вот три года спустя все становится на свои места: санкции против России не сняты и усилены, международные партнеры Украины говорят о действиях России на Донбассе все жестче, а главное - появились официальные документы ПАСЕ, ОБСЕ, ООН, которые прямо указывают на Россию как на агрессора. Таким образом, определение внутри Украины роли России как агрессора, а событий на Донбассе как оккупации - это окончательно точка.

Конечно, кто-то скажет, что правки законопроекта № 7163 - это манипуляция, ведь все равно в решении Совбеза ООН “минские соглашения” фигурируют и это опять-таки не освобождает Украину от выполнения некоторых не очень приятных обязательств, вроде амнистии основной массе боевиков и «быстрых» выборов, к которым, на самом деле, и региону, и Украине надо идти очень долго... Но давайте сначала посмотрим, как Россия выведет с Донбасса свои войска, инструкторов, наемников, оружие; как она вернет контроль над границей... Действие «неприятных» для Украины положений продлили на год. Но кто вам сказал, что Россия сможет до выполнения всех этих условий, если за время втрое дольше она их не только не выполняла, а наоборот, только усугубляла ситуацию?

Тогда зачем все это? А для того, чтобы обеспечить дипломатам почву и рабочий инструмент. К тому же, пренебрегать мнением партнеров и союзников просто недальновидно. Вы спросите: а как же Израиль, который всегда действовал в своих национальных интересах, невзирая на международное давление и «неприятные» для себя резолюции СБ ООН? В том-то и дело, что это миф, будто он всегда поступал именно так. Израильская дипломатия действовала достаточно гибко. И то же Кэмп-Дэвидское соглашение, когда Египту был возвращен вернул Синай, несмотря на яростное сопротивление внутри страны, было подписано и, между прочим, уже больше 30 лет это обеспечивает пусть «худой», но мир в этом секторе Ближнего Востока.

Донбасский сюрпляс

Что же мы должны зафиксировать? Принципиально: Украина де-факто формулирует свое недовольство нынешним “минским форматом”, не отвергая его в целом. Из этого следует, что надо менять не только формат и требовать закрепления нового статуса России, а, возможно, расширять состав участников переговоров. А вот дальше - искусство возможного. Само появление законов об ОРДЛО (как и вообще этот термин) в 2014-м не было ни капитуляцией, ни предательством, как кому-то в Украине до сих пор кажется. Это была классическая политическая и дипломатическая игра на выдержку.

В велосипедном спорте есть прием, который называется “сюрпляс”. Он заключается в умении велосипедистов во время соревнований на треке держать равновесие, не двигаясь вперед. Соперники словно застывают на месте, выжидают удобного момента для атаки, пытаясь поймать друг друга на потере концентрации. Что скрывать, все участники “минских переговоров” и выполняют все три года этот самый “сюрпляс”: у кого раньше не выдержат нервы, кто сорвется и первым выйдет из-за стола?

Не секрет, что именно такое развитие событий - наиболее желаемо в Москве, которая понимает, что только наш выход из “минского процесса” дает ей хотя бы какой-то шанс обвинить Украину хоть в чем-то значимом для наших партнеров и союзников. А вот «срыв» со стороны России может быть выражен, например, в очередном обострении ситуации на фронте. Но это - прямой путь к новым санкциям.

Новые законы о Донбассе не вернут его Украине завтра. Но без последовательного продвижения и точного определения, происходящих там процессов, это возвращение может только значительно задерживаться. Нам важно пока держать этот “сюрпляс”, чтобы сначала нервы сдали у Кремля, а потом и переговоры по Донбассу (да и реинтеграции Крыма, что должно появиться во втором чтении законопроекта) перешли на другой уровень, а “минские соглашения” - стали документами истории и определенного этапа преодоления последствий российской агрессии.

Виктор Чопа, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-