Сергей Телешун, доктор политических наук
«Зависание» реформ будет самым страшным для Украины, их необходимо завершать
10.10.2017 15:13 696

2017-й год – очень непростой не только для нашего государства, но и для всего мира: агрессивные действия России, ее вмешательство в избирательные процессы демократических стран, неуправляемая миграция, противостояние на оси США–КНДР, центробежные процессы – Brexit и каталонский референдум, неожиданные результаты выборов в немецкий Бундестаг. И это все наряду с продолжающимся конфликтом Украины и России и внутриполитическими противостояниями.

О тенденциях, развивающихся как в мире, так и в Украине, о реформах, а также о путях решения существующих в государстве проблем Укринформ поговорил с директором Института государственной службы и местного самоуправления Национальной академии государственного Управления при Президенте Украины, профессором, доктором политических наук Сергеем Телешуном.

- Такое впечатление, что стабильность потеряна всюду в мире. Этот хаос – это завершение старой эпохи и начало новой? Но какой? Можно ли спрогнозировать глобальные тренды, которые изменят мир?

Мы живем в период системного проявления глобальных и персональных обид, амбиций и нереализованных мифов ХХ века

- Не стоит идти вперед с повернутой в другую сторону головой, но еще хуже, когда опыт предшественников не оставил в твоей голове ничего полезного, тогда и блуждать придется долго, и ногам горе. Так и в мире перемен, который напоминает детские качели. Будь готов учиться, меняться и приспосабливаться к быстротекущим общественным переменам. Стоит быть сильным, функциональным и полезным, когда формируются новые правила игры между влиятельными государствами и политическими нациями.

Надо признать: мир все же не хаотичен, потому что хаос – это одна из форм миропорядка – особенно тогда, когда отмирают старые и образуются новые формы и модели сосуществования субъектов и объектов «большой и малой» политики. Начало XXI века можно характеризовать как период системного проявления глобальных, региональных, национальных, межгосударственных, конфессиональных, социокультурных, корпоративных и персональных обид, амбиций и нереализованных мифов двадцатого века.

Новое поколение «суверенных граждан глобализированного мира», по тем или иным причинам, не удовлетворено существующим мировым порядком, который не способен быстро и энергично реагировать на современные вызовы и угрозы

Поиск собственной формы существования, модели управления, траектории общественного развития, охватил не только отдельные народы, нации, государства, а целые регионы мира. Новое поколение «суверенных граждан глобализированного мира», по тем или иным причинам, не удовлетворено существующим мировым порядком, который не способен быстро и энергично реагировать на современные вызовы и угрозы.

Не надо быть политологом или футурологом, чтобы понять, что системы многоуровневого управления уже второе десятилетие в различных сферах общественного развития дают сбой, а мировая система безопасности, построенная на принципах коллективной ответственности, мягко говоря, недостаточно эффективна. Кластерная или догматична модель общественного управления не успевает реагировать на запрос, образно говоря, «нового поколения политических, общественных и корпоративных» актеров – провайдеров общественных ожиданий и пожеланий.

Мировая система безопасности, построенная на принципах коллективной ответственности, мягко говоря, недостаточно эффективна

Часто интеллектуальный «секонд хенд» управленческих моделей, который предлагается нашими зарубежными партнерами, не всегда адекватно учитывает национальный менталитет, традиции, образование и социальное мировоззрение граждан. Иерархия проблем украинского общества в контексте формирования основ эффективной публичной политики иногда не совпадает с институциональными моделями развития, предлагаемыми извне. В этих условиях, эффективность управленческой деятельности институтов публичной власти заключается не только в реформировании и совершенствовании аналитического и организационного инструментария по определению общественных проблем и вызовов, но и в способности формировать современные институциональные государственные и общественные механизмы превентивного противодействия дезинтеграции общественно-политического, экономического, социального, гуманитарного и информационного пространства.

- Успевает ли Украина реагировать на эти изменения, вызовы? Что нужно сделать, чтобы не отстать навсегда?

- Проблема не в том, что пошатнулся мировой порядок, который некоторым политическим актерам казался стабильным и незыблемым, а проблема в том, готов ли современный национальный политический класс вместе с социально ответственным бизнесом дать адекватные, а главное – результативные ответы в сфере публичного управления относительно общественной и государственной модернизации.

Драматизм этих системных конфликтов заключается в том, что они закономерны и ожидаемы. А еще и в том, что они задели болевые точки общественного развития становления государств, регионов, наций и народов. Я бы назвал этот процесс поиском собственной «модерновой национальной идентичности» в зоне старых правил игры, влияния и национальных интересов. Этот процесс не дошел до своей кульминации, и мы постоянно, на протяжении 7-12 лет, будем получать все новые маркеры вызовов, которые потребуют адекватных ответов из-за изменений в системе публичного управления всех уровней. Речь идет, в частности, о принципах сосуществования: что первично – человек, демократия, национальные интересы, межнациональные договоры и договоренности, межгосударственные структуры и их бюрократия и тому подобное; о создании современных организационных и арбитражных структур, способных поддерживать общепринятый – большинством и меньшинством – мировой, региональный и т.п. порядок; о модернизации, трансформации, роспуске уже существующих надгосударственных структур; адекватном перераспределении ограниченных ресурсов, совершенствовании и разработке новых механизмов доступа ко всем видам ресурсов со стороны национальных акторов.

Таких пунктов около двадцати. Но они являются мировоззренческой основой нового глобального и общественного договора. Отсутствие этих договоров в виде устоявшихся демократических процедур или их профанация создают условия, при которых правящий политический класс берет от «демократии» столько, сколько нужно, чтобы гарантированно обеспечить себе контроль над ключевыми ресурсами общества и государства. А это, в свою очередь, приводит к замораживанию общественных проблем, что мы видим, или же к социальным катаклизмам и экспериментам. Вот почему в Восточной Европе популярен анекдот: «насчет коммунизма коммунисты точно врали, а про капитализм говорили правду».

- Но где в этих процессах – место нашего государства?

- Украина как государство находится на пути перезагрузки собственных политико-экономической и социальной систем. Этот процесс закономерно сопровождается стойкими системными конфликтами и кризисами, способными существенно повлиять на формирование гибридной модели политического режима в государстве. Попытка решать острые проблемы войны и мира, социального и политического противостояния, модернизации экономики и политической системы – и это при отсутствии новой и сломанной старой институциональной модели управления и неэффективно действующего правового поля – провоцируют политический класс на внедрение модели «управляемой демократии». Постоянная политико-экономическая турбулентность, в которой находится Украина (а это ближайшие четыре года), требует быстрых и эффективных решений, которые в государстве часто принимаются, по мнению части западных экспертов, с помощью так называемой «патронажной» политики.

Коррозия коррупции и политической демагогии охватывает межгосударственные отношения, общественный сектор, СМИ, демократические механизмы, политические институты и делает реформы неэффективными

- Что такое «патронажная политика»?

- Хотел бы кое-что уточнить. По моему мнению, стоит говорить о «делегированной патронажной политике» или «дублирующей системе управления» (не путать с демократическими принципами прозрачного распределения функциональных полномочий и персональной ответственности!), основным признаком которой, в отличие от предыдущего политического режима Виктора Януковича, является размытая политическая ответственность с плотным контролем за ресурсной, административной и силовой составляющей. Такая конфигурация, особенно в кризисные периоды, частично позволяет выйти из-под всеобъемлющего контроля гражданского общества и оппонентов, и перевести внутреннюю, а частично и внешнюю политику, в ручной режим управления. Лоббистами, модераторами, контролерами, распорядителями становятся доверенные лица, неофициально наделенные государственными полномочиями, которые латентно, скрыто, решают насущные проблемы политической и экономической жизни государства и ключевых политико-властных акторов.

Первопричинами возникновения такого вида политики могут быть: страх, недоверие, функциональная ограниченность, институциональный паралич, мания контроля, корпоративный эгоизм, политическая и личная зависимость, коррупция, криминальные связи и тому подобное. В свою очередь, это достаточно плодотворная почва для традиционной и политической коррупции, всех видов нелегитимного насилия и мягкого авторитаризма в различных его проявлениях. В этих условиях коррозия коррупции и политической демагогии охватывает межгосударственные отношения, общественный сектор, СМИ, демократические механизмы, политические институты и делает реформы неэффективными.

- Но ведь реформы, хоть и с боями, происходят. На прошлой неделе Верховная Рада приняла пенсионную реформу, еще раньше – новый закон об образовании, надеюсь, что скоро будет найден консенсус в вопросе медицинской и земельной реформ...

- Нет сомнения, что реформы, которые проводятся, требуют логического завершения, поскольку вариант «зависания» самый страшный для Украины – как для государства, так и для украинского общества в качестве площадки возможного гражданского противостояния. Но реформы – это прежде всего качество, социальная результативность, ресурсная обеспеченность и персональная ответственность и тому подобное. В то же время, создается впечатление, что часть из них вообще не имеет интеллектуального сопровождения, а воплощается через устаревший кластер отраслевого управления или как коррупционный проект под видом нового «социального эксперимента» в украинских реалиях. Примеров из отечественной истории дня вчерашнего и дня сегодняшнего - множество.

- Что вы конкретно имеете в виду?

- Это отдельные реформы силового, правоохранительного блока, отдельные пункты реформы государственного или публичного управления и публичной службы, проекты земельной реформы и т.п.

Революционная или политическая целесообразность изменений, не всегда профессиональные пожелания иностранных спонсоров не могут сделать украинский народ заложником сталинского тезиса о «всетерпимости народа, гениальности генеральной линии и необратимости курса» на построение...

Понятно, что процесс развития стабильного, эффективного и конкурентного государства невозможен без ошибок и ограничений во времени, особенно в условиях военного противостояния. Понятно, что вопросы ресурсного обеспечения со стороны наших партнеров лежат в плоскости частичного ограничения суверенитета по тем или иным вопросам внешней и внутренней политики. Однако общественные ожидания, общественная энергия граждан должны хотя бы частично иметь общий знаменатель с социальными последствиями реформ и их политическими провайдерами. Главное в этом процессе – четкое формирование проблем через политическую программу деятельности правительства, прозрачное внедрение и тщательный анализ последствий принятых решений.

Стоит помнить, что эффективное и социально ответственное реформирования государственных, общественных институтов всегда находится под угрозой «корпоративных» интересов акторов, публичных и не публичных, и «заклятых друзей» из политических союзов; связанных политико-экономическими обязательствами. Кроме того, опасна для общества тенденция, когда содержание, процесс и результат реформ переводятся из профессиональной дискуссии с гражданами в сфере «соревнования телевизора и интернет-сети с холодильником». Примером может быть большой опыт наших восточных соседей.

- По вашему мнению, каковы главные угрозы для Украины во время реформирования?

- Как и во всем мире, в Украине растет пропасть между политическими элитами и обществом, а также потеря доверия населения к институтам власти. Минимизировать эти риски должна реформа системы государственного управления, которая требует изменения акцентов в оказании публичных услуг гражданам – институтами государства, а не наоборот. Мы понимаем, что концентрация энергии изменений в проведении реформ требует не только политической воли в виде легитимного политического насилия, но и здорового профессионального смысла, критического реализма и политической, административной и уголовной ответственности. Врачебное «Не навреди!» нужно совместить с тезисом «А что и кого лечим, доктор?». Понятно, что общественных проблем множество – и их стоит решать оперативно, но с учетом первостепенности проблем ресурсного и институционального обеспечения. Формировать стратегию развития государства и общества в виде эффективной публичной политики, без понимания механизма их деятельности могут только политические демагоги и авантюристы, профессиональные невежды или даже провокаторы. Возможно, это будет не современно, но стоит вспомнить, что говорил Гегель, анализируя базовые принципы эффективного гражданского общества: кроме частной собственности и политических свобод личности стоит дать гражданину чувство «публичности» и «общей осведомленности» в проведении реформ. Не путать с эрзац-заменителем социальных реформ – информационным популизмом «славонистов» и «зрадофилов».

Участие в реформах, доступ к реформам и ресурсам для их внедрения, получение персонифицированных последствий от реформ в виде сервисных услуг, создают у граждан ощущение причастности к изменениям и формируют общественное мнение в пользу их поддержки, легитимности и необратимости. Общее видение дня сегодняшнего и будущего у большинства граждан при сдержанной поддержке меньшинства общества и обеспечит тот общественный порядок, который будет способен качественно переформатировать действующее правовое поле, модернизировать или создать новые эффективно действующие институты публичной власти и подвести политический класс, бизнес и общество в целом к новому консенсусному политическому и социальному договору. Прав был Президент США Дональд Трамп, когда на встрече с Президентом Украины Петром Порошенко в 2017 году говорил, что Украина – «это не то место, где просто жить». Однако я уверен, что часть украинского политикума, эксперты и граждане поняли эту фразу не только в контексте войны и оккупации, но и в контексте оценки сиюминутного социального сосуществования, публичного управления и ожидания перемен к лучшему.

- Украинская экономика уже второй год демонстрирует рост. В то же время, мы до сих пор не получили пятый транш в рамках программы МВФ. И даже стали раздаваться суждения, что мы обойдемся без займов фонда. Так ли это? Хватит ли у нас ресурса?

Полноценный рост национальной экономики, на мой взгляд, возможен лишь при улучшении инвестиционного климата – как для внешнего, так и для внутреннего инвестора

- Да, по оценкам отдельных экспертов, украинская экономика демонстрирует обнадеживающие признаки восстановления: снижается инфляция, международные резервы увеличились вдвое и тому подобное. Однако полноценный рост национальной экономики, на мой взгляд, возможен лишь при улучшении инвестиционного климата – как для внешнего, так и для внутреннего инвестора. Этот дуализм способствует экономической конкуренции, делает производимый в Украине товар конкурентоспособным, создает рабочие места, наполняет национальный бюджет средствами, развивает новейшие технологии и, главное, увеличивает покупательную способность украинцев. При этих условиях восстанавливается обнищавший средний класс - гарант стабильного и демократического развития конкурентного украинского государства. Вместе с тем, мы до сих пор не получили пятый транш в рамках программы МВФ, а значит – не диверсифицировали политические и экономические риски , не сделали государство более суверенным в своей внутренней и внешней политике.

- Ваш прогноз развития событий?

- Еще раз стоит подчеркнуть, что Украина в ближайшие четыре года будет находиться в зоне мощной внутриполитической и внешнеполитической турбулентности. Нерешенные системные конфликты, по нашему мнению, будут сосредоточены в 12 проблемных зонах, виртуальных и физических, которые приводят или приведут к напряженности и противостоянию в государстве.

Тема реинтеграции Донбасса словно "зависла" в воздухе и для большинства европейских коллег приобретает статус «замороженного конфликта» с выделением в отдельный блок вопроса освобождения Крыма и поэтапного снятия санкций с России

Частичная апатия общества, фактор постоянных изменений, нестабильности и гнетущее ощущение постоянного социального выживания будут провоцировать латентные и системные кризисы по горизонтали и вертикали общественного механизма. Показателем тому служит принятие мировоззренческих законопроектов о «Реинтеграции и особом статусе Донбасса», медицинской и земельной реформ, вопрос минских соглашений и т.п.

Кстати, тема реинтеграции Донбасса словно "зависла" в воздухе и для большинства европейских коллег приобретает статус «замороженного конфликта», с выделением в отдельный блок вопроса освобождения Крыма и поэтапного снятия санкций с Российской Федерации. Очевидно, что Минский процесс полностью исчерпал себя – это площадка сузилась к вопросу обмена пленными и решению вопросов гуманитарного характера, что важно.

- Как долго мир еще будет сохранять санкции против России, которая прилагает неимоверные усилия для их отмены?

- Вопрос несколько в другом – в субъектности Украины в этом процессе и ресурсной способности украинского политикума, дипломатического корпуса, силового блока, отстаивая национальные интересы, не стать заложниками собственной технологической игры и схем, предложенных как партнерами, так и оппонентами.

Европейцы, и это вполне понятно, как и россияне, но по другим причинам, хотят приостановить конфликт, даже путем частичного его замораживания. «Украинская заноза» колет и мешает, цена торгов для ЕС и национальных экономик растет. Центробежные тенденции усиливаются, внешнее воздействие ослабевает, политические рейтинги правящих национальных элит – падают. России же нужно удержать «победный формат», провести внутреннюю мобилизацию населения и национальной элиты и сохранить стабильность и управляемость государственных и политических институтов – особенно накануне выборов. Усилить внешнеполитическую субъектность, отработать различные варианты развития событий при «больших торгах» и тому подобное. Одним словом, сохранить то, что есть, или сформировать статус-кво, а там – жизнь покажет.

У США несколько другой подход, о котором я говорил ранее. Однако ценой этим очень важным маневрам является территориальная целостность Украины, ее политическая стабильность и независимость. Особенно тогда, когда Украина на «мировой шахматной доске» – и фигура, и шахматная доска, и средство для бокса (или дзюдо) и монета для размена и оплаты бизнес-политических услуг. То есть, для одних государств и политико-бизнесовых групп влияния государство Украина – сателлит, зона и агент влияния, «серая территория», «государство-банкрот», а для других – новый рынок сбыта, политический, экономический партнер или конкурент, региональный лидер, проблема и тому подобное.

В этих условиях перед украинской властью, государством и обществом остро встанет вопрос об эффективности государственных и политических институтов в восстановлении ряда политических функций. В частности, это функция целостности гражданского общества, властно-политическая функция, функция национальной или народной интеграции, функция эффективной публичной политики и управления, функции воспроизводства политической жизни и гражданской инициативы, функция демократизации жизнедеятельности постконфликтного и поствоенного общества, функция социально-политической модернизации и консолидации, стабилизации и других.

Взаимная ответственность и контроль со стороны власти, бизнеса и гражданского общества являются социальным лекарством от коррупции, профессионального невежества и манипуляций

- Проводимая в Украине реформа системы государственного управления поможет ли ответить на эти вызовы? Вернет ли доверие народа к властным институтам? К государству?

- Эффективное, а лучше, демократическое, сервисное государство сможет быть ответственным перед собственными гражданами и наоборот. Результатом такого взаимодействия является не государственная, даже не общественная политика, а именно – публичная. Которая, согласно рейтингу общественных ожиданий и проблем, формирует повестку дня и для власти, и для политического класса, и для бизнес-среды, а не наоборот. Именно на пересечении действий властных институтов, общественности и групп интересов и формируются общеколлективные цели, через взаимовыгодное партнерство реализовываются в жизни. Попытка же части политико-экономического бомонда создать «параллельное государство» для внутреннего и наружного использования, может привести к хаосу в системе политических отношений, государственном управлении или в устоявшихся тенденций, носящих авторитарный характер. Взаимная ответственность и тотальный контроль со стороны власти, бизнеса и гражданского общества являются социальным лекарством от политического мессианства, коррупции, профессионального невежества и манипуляций.

Марина Сингаевская, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-