Елена Сукманова, заместитель министра юстиции
Украину считают революционером в обнародовании конечных бенефициаров бизнеса
01.11.2017 09:00 406

Когда ждать «антирейдерский закон-2», существуют ли «черные списки нотариусов», как сделать, чтобы при попытке хищения недвижимости владельца предупреждала смс-ка. Об этом и другом – во второй части интервью заместителя министра юстиции Елены Сукмановой Укринформу.

Первую часть интервью читайте здесь.

 - Вопрос доверия к регистраторам и нотариусам волнует общество. В связи с этим интересной представляется инициатива министерства - обнародовать списки нарушителей и тех, кому отменено право осуществлять регистрацию. Я насчитала таких 215 человек. Собственно, какие санкции к ним применяются, им просто отменили право осуществлять и все?

- Хочу еще раз объяснить. Вы знаете, эта ситуация иногда неправильно трактуется средствами массовой информации. И ходят такие сплетни, что якобы Министерство юстиции опубликовало “черный список” нотариусов. Это не смешно, потому что это вызывает беспокойство у нотариального сообщества.

Начало этой истории было в том, что мы очень тесно сотрудничаем с офисом бизнес-омбудсмена. Они делают такие системные отчеты, как например «Борьба с рейдерством, современное состояние и рекомендации». Это очень репутационное учреждение, и они дают конкретные рекомендации, которые мы стараемся воплощать. И могу сказать, что рекомендации, содержавшиеся в отчете, обнародованном в августе, мы воплотили. Речь идет об обменах данными между нашим реестром и реестром Госгеокадастра. В том числе мы рассмотрели возможность публичного обнародования результатов камеральных проверок.

Этот список — выполнение этой рекомендации бизнес-омбудсмена с одной стороны, а с другой - мы получаем много вопросов. Если публикуем приказ о проведении камеральной проверки на сайте, то все интересуются, а что же дальше произошло, каков результат камеральной проверки? И поэтому это можно считать просто логическим циклом прозрачности, публичности и логики того, что мы делаем.

Еще раз подчеркиваю - это не “черный список” нотариусов и регистраторов. Я понимаю, что кто-то сотрудничает с нотариусом, доверяет ему. И на определенном этапе этот регистратор сделал какое-то неправильное оформление, провел неправильную работу с реестром и потому, какие могут быть санкции в отношении него? Это или временное блокирование доступа к реестру - месяц, два, три, двенадцать - в зависимости от степени нарушения, или постоянное.

Но если зафиксированы нарушения, которые нельзя оправдать никакой технической ошибкой, то это грозит отменой или аккредитации субъекта регистрационного действия коммунального предприятия, или отменой постоянного разрешения работы с реестром. В обнародованном списке есть разные нотариусы и регистраторы. Я не могу одних красным зачеркнуть, других - зеленым, а третьих - желтым. Такой принцип - закон один для всех. И, если мы применили санкции, то они есть.

Я понимаю волнение нотариального сообщества. Но давайте проведем аналогию. Например, есть Единый реестр судебных решений, где публикуются все решения. Эти данные открытые. И никто же ни на кого не обижается, не возмущается, что обнародовали решение, которое касается именно него?

Думаю, нам важно проводить максимальную разъяснительную работу среди нотариусов и регистраторов, чтобы этот список был пустым. Это наше желание. И я хочу поблагодарить все нотариальное сообщество и нотариальную палату за их открытую позицию и сотрудничество с нами.

Мы вместе стараемся создать такой документ, который бы установил единые правила игры и определял, на какой срок применяются санкции к нотариусу или регистратору за определенные нарушения.

- Пока что таких правил игры нет...

- Мы говорим, что сейчас есть закон, который предусматривает применение таких санкций. Но нет какой-то инструкции на подзаконном уровне, которая бы указывала: за такие-то правонарушения санкции применяются на месяц, за другие - на два месяца. Инструкцию тут вообще даже трудно представить, потому что мы не можем подсчитать, а сколько вообще и каких правонарушений может быть. Наша попытка - создать хотя бы группы нарушений для того, чтобы не волновались нотариусы и понимали, каким образом санкция применяется.

Для себя мы это понимаем, поэтому рассматриваем сотни жалоб и видим, какая практика сложилась и за какие нарушения и на какой срок можем применить санкции. Но хотим, чтобы и нотариусы это понимали.

Люди, которые проводят камеральную проверку нотариусов, вообще их не видят. Они работают за компьютерами, мониторят реестры. И если ночью, например, проводились нотариальные действия, то не факт, что эти действия незаконны. Возможно, днем были какие-то технические сбои или с работой реестра, или с нотариусом, или еще при каких-то обстоятельствах, и нотариус, действительно, остался работать и ночью закрыл раздел в реестре. Но это признак необходимости камеральной проверки.

- Я правильно понимаю, что эти проверки нотариуса не проводятся по инициативе Министерства юстиции?

- Они проводятся по результатам мониторинга, который мы осуществляем каждый день. Есть определенные признаки, по которым программа выбирает, кого проверить.

- То есть, регистратор или нотариус могут попасться, а могут и нет?

- Да.

- Удача.

- Это не 100% удачи. Конечно, если нотариусы видят себя в перечне камеральной проверки, и они начинают как-то волноваться, расспрашивать, то очень приятно, когда проверка заканчивается 100-стопроцентно положительным результатом. И я уверена, что такие нотариусы скажут, что не все так плохо, как кто-то говорит.

- Но есть и другие ситуации. Вы говорили об отмене разрешений нотариусам на осуществление их деятельности. Сколько таких разрешений было отменено?

- Давайте сформулируем точнее. У нас есть три субъекта регистрационного действия: нотариусы, которым мы не можем отменить разрешение, потому что у них особый порядок получения свидетельства о праве на занятие профессионально нотариальной деятельностью. Мы можем или временно заблокировать их, или же вынести на специальную комиссию и отменить им свидетельство. То есть, они теряют право на профессию. Это достаточно редкие случаи. За 9 месяцев этого года направлено всего одно представление об аннулировании свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью в Высшую квалификационную комиссию нотариата при Минюсте. Знаете, нотариусы очень ценят свою профессию.

Вторая категория субъектов регистрационного действия - это коммунальные предприятия, которые получили аккредитацию и предоставляют регистрационные услуги населению. Их аккредитацию мы можем отменить.

Третья категория - регистраторы, которые работают в сельских, поселковых, районных советах, районных государственных администрациях, состоят в трудовых отношениях и тоже предоставляют регистрационные услуги. Так вот - последним двум категориям мы можем как аннулировать доступ вообще, так и временно заблокировать. За 9 месяцев этого года по результатам проверок для 241 государственного регистратора временно заблокирован (на разные сроки), а для 16 — аннулирован доступ к госреестрам.

- Помню, Министерство юстиции планировало усложнить доступ к профессии регистраторам. На какой стадии эта инициатива?

- Сейчас у нас, вообще, есть такая большая законодательная инициатива, которую мы называем «антирейдерский закон-2». Первый антирейдерский закон ввел усиленную ответственность регистраторов, а сейчас разрабатываем законопроект, который больше касается агросектора.

Этот «антирейдерский закон-2» предусматривает введение механизма, когда человек может публично выразить желание относительно нотариальной формы договора аренды. Пока эта инициатива поддерживается и профильным комитетом Верховной Рады и профильными ассоциациями.

Если объяснить просто, то, например, если человек хочет, чтобы договор аренды был заключен исключительно в нотариальной форме, то, надеюсь, с принятием нашей инициативе он будет иметь право обратиться к регистратору, подписать соответствующее заявление, в котором сказано, чтобы определенный земельный участок арендовался исключительно в нотариальной форме. Регистратор размещает в соответствующем разделе реестра это заявление, делает «галочку», и если кто-то попытается воспользоваться простой письменной формой договора аренды, которую, якобы, человек не подписывал, этот договор надо будет зарегистрировать. Потому что он вступает в силу не с момента подписания, а только с момента регистрации. И когда человек попытается зарегистрировать этот договор, регистратор не может это сделать, потому что в реестре уже заполнен раздел о нотариальной форме. Если человек доверяет арендатору, а есть, действительно, такие сельскохозяйственные предприятия, которые очень добросовестно, очень долго и открыто сотрудничают с владельцами паев, и им не нужна нотариальная форма, они могут просто воспользоваться письменной формой.

Что же касается повышения квалификации регистраторов, мы готовим такую программу. Планируем даже сдачу экзамена.

И еще одно, у нас есть услуга “смс-маяк” - на право собственности на недвижимость, я очень много о ней говорила. Эта услуга означает, что если у тебя есть недвижимость, и ты волнуешься, беспокоишься, переживаешь, что с ней что-то может произойти, ты можешь воспользоваться этой услугой. Она сейчас предоставляется через провайдер “Лига-закон”. Заказав ее, можно получать смс –уведомления о начале регистрационного действия.

Представим, что некий вор идет к регистратору с поддельными документами и договором купли-продажи, и начинает перерегистрацию на другое лицо. И как только регистратор открывает раздел в реестре, человек получает смс-уведомление об этом, и может обратиться к любому регистратору или первому нотариусу и фактически заблокировать эти действия.

Такую же услугу, надеемся, до конца года введем и на права аренды земельного участка. Она будет, наверное, более полезной не столько для землевладельцев, но и для арендаторов.

Когда мне говорят о повышении ответственности регистраторов, я всегда отвечаю: сегодня ответственность регистратора – 12 лет лишения свободы. Если мы предложим 20, у нас ситуация не изменится.

Сейчас 80 процентов жалоб, которые мы рассматриваем, это жалобы по аренде земельного участка. Что происходит? В действующем законе написано, что если обращаешься к регистратору с договором аренды, регистратор перед тем, как зарегистрировать его, должен направить запрос в Государственный земельный кадастр и убедиться, что до 1 января 2013 года не было регистрации, которую нужно отразить в реестре. Если не было регистрации, он подтягивает выдержку Госгеокадастра, сканирует ее и делает регистрацию. Если была регистрация, то извините, там действительный договор и сначала нужно разорвать с этим арендатором договор аренды.

Регистраторы этого просто не делают. Сознательно или не сознательно - я не хочу комментировать, но таких случаев много. Такие действия регистраторов – типичная ошибка. Мы для себя решили, что в этом случае не нужно принимать какие-то сверхумные законодательные инициативы, а надо создать техническую невозможность для него.

Поэтому сейчас мы сделали на техническом уровне автоматический обмен между нашим Реестром прав и Госгеокадастром. То есть, регистратор не сможет завершить регистрацию и закрыть раздел, пока он не получит от Госгеокадастра информацию об отсутствии или наличии регистрации, отсканирует документ и разместит его.

Кроме того, до конца этого года, думаю, мы введем онлайн - регистрацию договоров аренды на землю.

– Каким образом это должно происходить?

– Для этого надо получить электронную цифровую подпись. Получив ее, человек берет, например, копию своего паспорта, договора аренды земельного участка, уставные и другие документы, необходимые для регистрации, сканирует их, регистрируется, указывает кадастровый номер земельного участка, нажимает на кнопку и эти документы отправляются регистратору. Далее происходит проверка подлинности кадастрового номера земельного участка: существует ли вообще земельный участок под таким номером, совпадают ли площади земельного участка, потому что это очень важно, эта информация с публичной кадастровой карты. Во-вторых, регистратор, получив эти документы, проверяет соответствие данных этих документов и, если все сделано правильно, человек получает сообщение: «Ваша регистрация прошла успешно». Если обнаружена какая-то ошибка, человека об этом информируют.

– В мае этого года Министерство юстиции Украины, Государственное агентство по вопросам электронного управления, украинский офис «Transparency International» и глобальная инициатива «OpenOwnership» подписали меморандум о сотрудничестве, реализация которого обеспечит передачу данных о реальных собственниках украинского бизнеса, которая размещена в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, в глобальный реестр бенефициарных владельцев компаний. Что это означает для Украины?

– Я могу похвастаться, что Министерство юстиции стало победителем в конкурсе Open Data Award за наивысшие стандарты публикации открытых данных. Кто-то пытается нас критиковать, но мы не обращаем внимания и шаг за шагом двигаемся дальше. В плоскости конечных бенефициаров мы движемся огромными шагами. Все знают о скандале с Panama Papers. Была европейская директива о необходимости все-таки прозрачного ведения бизнеса и открытия конечных бенефициаров в глобальном режиме. И каждая страна должна принять национальное законодательство для имплементации этой директивы. Так вот, я могу сказать, что Украина одной из первых приняла изменения в закон, которые ввели необходимость открытия конечных бенефициаров исключительно для всех предприятий, кроме коммунальных и государственных. Более того, в украинском законодательстве есть ответственность за не открытие этих данных - административная и уголовная ответственность.

В прошлом году в Лондоне состоялся очень крупный саммит по этому поводу и было принято решение создать глобальный реестр бенефициаров. Так вот, в сентябре Украина первой выложила наши данные в глобальный реестр бенефициаров.

Я вам честно говорю, когда мы участвуем в мероприятиях по этим вопросам на международных мероприятиях, нам все аплодируют. Украину считают лидером и революционером этого процесса. В начале прошлой неделе я была в Джакарте на международной конференции по вопросам транспарентности бенефициарной собственности. На этой конференции Украину отметили наградой за значительный прогресс и достижения в открытии конечных бенефициарных владельцев компаний и разработке законодательства в этой сфере.

Сейчас актуально стоит вопрос создания механизма верификации бенефициаров. Я открыто задала вопрос на международных мероприятиях, поинтересовалась, какая страна имеет такой инструмент. Так вот, ни одна не имеет. Мы сделали очень большой скачок. Сейчас ждем экспертно-международных советов, каким образом дальше работать с этими конечными бенефициарами.

- То есть, обнародовать обнародовали, а что делать с этим – не определились?

– Нет, мы же обнародовали их не для того. Смысл этой директивы в выяснении: номинал - не номинал. Это - начало создания правил, согласно которым бизнес должен быть открыт, это такая антикоррупционная инициатива.

- Хотела уточнить относительно этого «антирейдерского закона – 2», как вы его назвали. Так он уже готов?

- Он сейчас находится на обсуждении в комитете Верховной Рады. Текст законопроекта готов. Думаю, он уже на финальных стадиях обсуждения. Его осталось зарегистрировать как законопроект и вынести в сессионный зал.

- Рассчитываете, что к концу этого года он может быть принят?

– Очень рассчитываем и надеемся на это.

Юлия Гайдина, Киев.

Фото: Юлия Овсянникова, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-