Андрюс Кубилюс, экс-премьер-министр Литвы
Украине нужен центральный орган, который бы контролировал использование средств ЕС
06.11.2017 16:19 574

Инициатива Литвы по предоставлению международной экономической помощи Украине под названием "Европейский план для Украины" (так называемый "план Маршала" для Украины) продолжает развиваться и приобретать более конкретные очертания. Однако, упоминания о нем может не быть в конечном документе саммита Восточного партнерства, который состоится в конце ноября в Брюсселе.

Как сейчас идет подготовка этого документа, что в нем больше всего вызывает вопросов на Западе, а также о некоторых аспектах региональной безопасности в интервью Укринформу рассказал инициатор этого проекта, экс-премьер-министр Литвы (1999-2000 и 2008-2012 годах), депутат литовского Сейма Андрюс Кубилюс.

ЗАПИСЬ О "ПЛАНЕ МАРШАЛА" В ДЕКЛАРАЦИИ САММИТА "ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА" МОЖЕТ СТАТЬ БОЛЕЕ КОНКРЕТНОЙ

- Как сейчас выглядит работа над подготовкой "Плана Маршала"?

- Сейчас обсуждается проект резолюции в Европарламенте с рекомендациями для саммита Восточного партнерства. В ней есть параграф об этом плане в таком виде, в котором мы хотели бы его видеть. В то же время в декларации саммита Восточного партнерства запись об этом выглядит более расплывчато. Впрочем, мы знаем, что украинская делегация пытается сделать формулировки в декларации более конкретными.

- Собственно, украинские СМИ пишут, что в итоговом документе саммита "Восточного партнерства" не будет упоминания о "Плане Маршала" для Украины. Это уже окончательное решение еврочиновников, или что-то в этом вопросе может измениться?

- Да, я читал об этом в украинских СМИ. Там слишком много скепсиса, и все аргументы основаны на одном высказывании Еврокомиссара Иоханнеса Хана. К тому же, оно оценивается не совсем объективно.

Об этом документе могу сказать следующее: в проекте резолюции Европарламента есть очень четкая формулировка о том, что мы хотим видеть. В нем рекомендуется на одном из следующих заседаний Совета ЕС, а это может быть, например, заседание Совета на уровне глав МИД, дать мандат Еврокомиссии и Европейскому инвестиционному банку разработать "Европейский план для Украины, Молдовы и Грузии", поскольку там уже речь идет о трех странах Партнерства, которые имеют Соглашение об ассоциации.

В проекте декларации саммита, как я уже упоминал, формулировки являются более расплывчатыми. Там речь идет об инвестиционной помощи, но не упоминается о каком-либо конкретном плане. Украинская сторона предлагает более четкую формулировку. Но саммит не может дать мандат, о котором упоминается в резолюции Европарламента.

Саммит Партнерства является лишь хорошей возможностью для представления этого плана.

Мы думаем, что, возможно, это сделает Президент Петр Порошенко.

УКРАИНЕ НУЖЕН СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ

Какая запись сейчас есть в проекте резолюции саммита Восточного партнерства в вопросе "Плана Маршала"?

- На сегодня в проекте декларации не идет речь о "Европейском плане для Украины". Однако там речь идет о том, что очень важным является развитие экономической политики, что ЕС будет помогать и усилит помощь малым и средним предприятиям, будут созданы лучшие возможности для финансирования. Но, как я уже говорил, к этому параграфу есть новые предложения украинской стороны, которые, вероятно, будут поддержаны Грузией и Молдовой. Поэтому будем надеяться, что этот раздел станет более конкретным.

Нужно понимать, что сама Еврокомиссия и Еврокомиссар Хан вышли с инициативой создать "мини-планы Маршала" для Западных Балкан. Речь идет о 13 млрд евро до 2020 года. Там философия такая же, как и в случае Украины и других стран Восточного партнерства. ЕС понимает, почему такие инструменты важны и нужны. Когда мы говорим о том, что такой же план, как для Западных Балкан, нужен и Украине, возникает только один вопрос. В различных европейских столицах подчеркивают, что в Украине наблюдается проблема с использованием финансовых ресурсов, которые предлагает ЕС на конкретные проекты. То есть, в Украине не могут достаточно быстро подготовить проекты на таком уровне, чтобы выделенные на них средства можно быстро и эффективно потратить.

Нужен центральный орган в Киеве, который помогал бы готовить проекты (использование средств ЕС), которому доверяли бы международные доноры

- То есть именно этот вопрос больше всего беспокоит Берлин, Париж и Брюссель?

- Да. Поэтому, в своем плане мы отмечаем, что очень важно думать не только о том, откуда придут деньги – от ЕИБ или от других доноров, но и создавать в Украине специальный орган. У нас есть опыт, как это делалось в Литве, и мы можем им поделиться. Этот опыт очень хорошо известен и в отдельных странах ЕС. Еврокомиссия сама нам предлагала изучить недавний опыт таких органов в странах Западных Балкан.

Поэтому нужен центральный орган в Киеве, который помогал бы готовить проекты, которому доверяли бы международные доноры, и который бы имел мандат требовать от министерств и других органов быстрее выполнять те или иные процедуры. Впоследствии этот орган мог бы перерасти в финансовую институцию по развитию страны или даже банк. Однако сначала нужна организация, которая бы как раз помогла преодолеть барьеры относительно недостаточных возможностей страны по эффективному использованию средств.

ЦЕЛЬЮ КРЕМЛЯ В УКРАИНЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ВОЕННАЯ, А ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОБЕДА

- Давайте несколько сменим тему. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с региональной безопасностью после учений "Запад-2017"? По информации украинского Генштаба, после этих учений несколько тысяч российских военнослужащих все же остались на территории Беларуси.

От Кремля в нынешней ситуации наивно было бы ждать настоящую информацию о состоянии их экономики

- Эти учения показали, что Кремль может быть очень опасным для всего региона. Насколько я знаю, литовские эксперты были очень встревожены проявлениями новых возможностей России в киберпространстве, возможностей электромагнитного влияния. Во время учений значительную часть территории балтийских стран россиянам удалось отключить от телекоммуникаций. Зато то, что там остались оружие и военные силы – это абсолютно не удивляет. Мы понимаем, что Кремль пытается усилить свое присутствие как на границе с Украиной, так и в Беларуси. Конечно, мы должны быть солидарными, внимательными и искать возможности для усиления своих военных ресурсов и стабильности в регионе.

Я придерживаюсь мнения, что главной целью Кремля являются не большие военные победы в Украине, а политическая победа. Там ожидают, что недовольство людей темпами реформ и экономическим развитием могло бы привести к власти в Украине политические силы, которые устроят Кремль.

Убежден, что санкции работают, и политика санкций очень нужна и в дальнейшем

- Руководство России недавно вновь заявило, что западные санкции положительно влияют на экономику страны. Как вы оцениваете эти заявления?

- От Кремля в нынешней ситуации наивно было бы ждать настоящую информацию о состоянии их экономики. Насколько мы понимаем, значительная нервозность сейчас наблюдается относительно принятия Конгрессом США решения, которое требует от американских институтов обнародования всех данных о российских олигархах. Это может привести к большим личным проблемам для тех олигархов, которые приближены к Кремлю. Я убежден, что санкции работают, и политика санкций очень нужна и в дальнейшем.

Юрий Банахевич

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-