Голосование по Избирательному кодексу: 226-ю кнопку нажала рука Бога

Голосование по Избирательному кодексу: 226-ю кнопку нажала рука Бога

223
Ukrinform
«Случайно» принятый в первом чтении Избирательный кодекс запускает процесс, которого давно ждала страна. Но он будет сложен этот процесс

В украинском парламенте редко бывают столь фантастические совпадения, как с Избирательным кодексом – когда никто не хотел рубить сук, на котором сидит, а в результате на табло высветилось ровнехонько 226 голосов за открытые списки в пропорциональной системе. Правда, это только первое чтение.

Репортажи о неожиданно успешном голосовании, в ходе которого засветились штатные «комедианты», одиозные «люди в камуфляже», большинство Оппоблока, и даже трое ярых противников отмены мажоритарки из "Возрождения" и "Воли народа" (не иначе спросонок промахнулись) уже расходятся в народе с ироничными комментариями и заметками. Сейчас уже не важно, кто подтолкнул депутатов к творчеству – пикеты под стенами ВР, приказы лидеров, которых они не правильно поняли. Говорят, этой Раде легче было самораспуститься, чем проголосовать за отмену «мажоритарки». И все же, сами того не желая, народные избранники наконец запустили процесс избирательного реформирования, которого от них с нетерпением так долго ждало общество.

А вот будет ли оно эффективным, учитывая нынешний «галоп с притопом», то есть примут наконец систему в интересах избирателей – есть немалые сомнения. Возможно, это как раз тот случай, когда торопить пакостных с голосованиями не стоит. А то опять примут такое, от чего каждый из нас за занавеской в избирательных кабинках потом локти будет кусать.

Что это было? Видимо, реформа

Одобренный в первом чтении Избирательный кодекс авторства Парубия-Емца-Черненко – это масштабный, объемом более 400 страниц, законопроект, который объединяет в себе все избирательное законодательство: от выборов главы сельсовета до голосования за президента. «Принятый в первом чтении документ готовился на скорую руку, он слеплен фактически из разных заготовок избирательных законопроектов. Поэтому в кодексе сейчас много нестыковок и устаревших норм. Например, что касается реестра избирателей, то в документ почему-то попали нормы 10-летней давности!», - комментирует Сергей Васильченко, председатель правления Украинского центра общественных данных.

Народний депутат Леонід Ємець
Народный депутат Леонид Емец

Результаты спешки осознает и один из авторов проекта, депутат от “Народного фронта” Леонид Емец. Он надеется, что через две недели Избирательный кодекс вновь попадет в сессионный зал. “Прогнозирую, что правок будет немало - тысячи. Также будут попытки нивелировать все то, что называется открытыми избирательными списками. Мы увидим, кто готов выполнять обещания, а кто хочет снова проскочить в парламент по старой системе. Потому что теперь придется действительно много работать, чтобы получить мандат, купить место в списке будет невозможно”, – объясняет Емец.

Честно говоря, первые шаги к переходу на пропорциональную избирательную систему с открытыми списками, сделанные в 2015 году при выборе депутатов местных советов и в октябре этого года при выборе глав объединенных территориальных громад, оказались не слишком удачными. Во многих округах возникали те или иные недоразумения с распределением участков, количеством кандидатов и прочее. Поэтому в экспертной среде до сих пор не определились, какая концепция лучше – пропорциональная система с открытыми/закрытыми списками, сочетание региональной «мажоритарки» с общенациональной «пропорционалкой» или и... вовсе тотально мажоритарная.

Ищите партийную выгоду

Коллектив авторов, конечно, пытается убедить Банковую, что предложенный проект с региональными открытыми списками – это очень близко к мажоритарке, но одновременно и "пропорционалка". Этакий избирательный гибрид. Собственно, второе чтение Избирательного кодекса покажет, согласились ли коалицианты с его преимуществами.

«Предполагаю, внутри партий сейчас идет активная аналитическая работа. Аналитики рассуждают и моделируют, а что в результате даст им новый документ, насколько помешает он партийным планам? Если они увидят, что этот законопроект позволяет им сохранить свои преимущества и позиции - выиграть выборы, обеспечить продвижение нужных людей, то, скорее всего, депутаты проголосуют кодекс во втором чтении, а может даже и в целом. Если же, наоборот, поймут, что с таким Избирательным кодексом им будет сложно решить свои партийные задачи – то сопротивление с их стороны гарантировано. В любом случае, второе чтение может оказаться интересным, и, по большому счету, будет показательным», - объясняет Сергей Васильченко.

Сергій Васильченко, голова правління Українського центру суспільних даних // Фото: УНІАН
Сергей Васильченко, председатель правления Украинского центра общественных данных // Фото: УНИАН

По его словам, опасность в том, что общественное давление, благодаря которому якобы депутаты нашли «время и вдохновение» на изменение избирательного законодательства, может сыграть злую шутку с украинским обществом. Если кодекс будет принят в том виде, который предложили к первому чтению, и депутаты его в дальнейшем проголосуют, то украинцы сами же потом будут кусать себе локти. Ведь и общество пока не определилось, что оно хочет получить. Мы вообще понимаем, что на деле представляет собой предлагаемая пропорциональная система и предлагаемые открытые списки? «В этом кодексе есть механизмы, которые позволят партиям в той или иной степени манипулировать списками. Заставляя их проголосовать именно за этот кодекс, мы сами себе создадим проблемы. Если в будущем обнаружатся серьезные недостатки, то виноваты будут уже не депутаты, а те кто заставил их принять этот кодекс», - отмечает эксперт.

Постоянные изменения избирательного законодательства выгодны в первую очередь крупным политическим партиям. Они так или иначе постоянно проводят партийную работу на всех уровнях, поэтому быстрее ориентируются и могут найти способы приспособиться, повлиять, сманипулировать. Причем владеют ресурсами, которые позволяют настроить выгодные партийные модели в масштабах всей страны, включиться в работу заблаговременно и просчитать выгодные варианты. Какова бы ни была избирательная система, они лазейки найдут.

Мировая практика свидетельствует: идеальных избирательных систем не существует. Но очевидно, что чем они сложнее, тем меньше доверия. Если избирательная система будет запутанной, то избиратель не сможет разобраться в ней и не поймет результатов и своей ответственности. Допустим, в совет проходит кандидат, который получил меньше голосов, чем тот, за кого я голосовал. Почему? Именно таким вопросом и дискредитируются результаты выборов и система в целом. И то, за что депутаты проголосовали под громким лозунгом «Даешь избирательную реформу!» (см. «Что предлагает избирательный кодекс») простым не выглядит.

Оксана Полищук, Киев

Что предлагает избирательный кодекс

1.Полностью отменить мажоритарку и перейти к «гибридной» пропорциональной системе.

2. Всю страну поделить на 27 региональных округов, которые будут соответствовать границам областей, за исключением Киева и Днепропетровской области, где будет по два округа, и Южного округа, куда войдет Херсонская область и весь Крым с Севастополем.

3. Партия на своем съезде выдвигает общенациональный список кандидатов. Часть депутатов из него должна быть вписана и в один из региональных избирательных списков, с которыми партия будет выдвигаться в каждом из 27 региональных округов (не менее 5 кандидатов).

4. Избиратели на округах получат бюллетень, где будет две графы. В первой они вписывают номер партии, за которую голосуют. Во второй графе избиратель может (но не должен) вписать номер того кандидата из регионального списка, которого он поддерживает. Если вторая графа будет пустой, то голос просто учтут за партию.

5. Проходной барьер для партий устанавливается на уровне 4%. Если партия его преодолевает, то она допускается к распределению мандатов.

6. ЦИК вычисляет так называемую избирательную квоту – количество голосов, необходимое для получения одного мандата.

7. Количество голосов партии в каждом округе делят на избирательную квоту и получают число кандидатов, которые проходят в Раду. Если до показателя избирательной квоты не хватит даже 5-10 голосов, то партия свое дополнительное место не получает. То есть в каждом округе будут оставаться так называемые неиспользованные голоса.

8. ЦИК имеет право добавить неиспользованные голоса партии из всех 27 округов и вновь разделить их на избирательную квоту. В зависимости от результата, партия получит еще несколько дополнительных мандатов. Но депутатами станут уже кандидаты не из региональных, а из общенационального списка партии.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-