Иванна Климпуш-Цинцадзе, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции
Когда кто-то говорит, что мы ничего не сделали, и пора посыпать голову пеплом - это неправда
22.11.2017 15:07 1248

Почти тысячу лет назад в небольшом французском городке Санлис жила дочь Ярослава Мудрого – Анна Киевская. Отцом ей была уготована судьба первого в истории Украины «посланника по европейской интеграции». Вполне символично, что с вице-премьер-министром Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванной Климпуш-Цинцадзе мы встретились именно в Санлисе. Украина сейчас преодолевает свой путь к членству в Европейском союзе, НАТО. О том, как происходит этот процесс, что уже достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать, вице-премьер-министр рассказала в эксклюзивном интервью Укринформу.

ХОЧУ ИЗМЕНИТЬ ПОДХОД ГОДОВЫХ ПРОГРАММ УКРАИНА-НАТО

- В начале ноября в НАТО сообщили, что не довольны выполнением Годовой национальной программы сотрудничества Украина-НАТО (ГНП). Скажите, пожалуйста, какие планы с нашей стороны по укреплению финансовыми и человеческими ресурсами для выполнения программы на следующий год?

- На самом деле, пока отчет еще не обнародован. В конце октября была проведена оценочная миссия в отношении Украины. По предварительным итогам, которые мы получаем от наших партнеров в НАТО, из штаб-квартиры, есть определенное недовольство уровнем выполнения Годовой национальной программы. Вместе с тем, также есть обратная связь, что ГНП этого года выполняется лучше, чем все предыдущие годы.

Очевидно, и мы это понимаем, нужно улучшать свою работу, работу всех министерств, которые привлечены к выполнению ГНП. Здесь большая роль принадлежит министерству обороны. Другие министерства также должны понимать, какова их ответственность в рамках Годовой национальной программы.

Важно, чтобы и на самом высоком политическом уровне, и в каждом министерстве этому уделялось особое внимание, а не спускалось все исключительно на уровень исполнителей, которые не всегда могут добиться до руководства, чтобы решить те или иные вопросы.

Конечно, мы учтем замечания, когда получим отчет, который нам, несомненно, предоставят партнеры по НАТО.

Уже работаем над следующей ГНП – на 2018 год. Мы сейчас гораздо больше сфокусированы, чтобы сделать ГНП подобнее тем Планам действий, которые имели другие страны для членства, и далеко не обязательно, чтобы эта программа была амбициозной, не обязательно ее делать масштабной.

Я лично настойчиво продвигаю то, чтобы ГНП-2018 была более сфокусированной, более четкой, чтобы по ней можно было определять конкретный прогресс. До сих пор подход к оценке ГНП часто превращался в количественную оценку: столько показателей выполнено, сколько не выполнено. Мне бы хотелось, чтобы мы имели такую программу, которая давала возможность качественной оценки в течение всего года. Поэтому другое задание, которое мы для себя видим уже в течение 2018-го года – выработать такой механизм оценки, который бы в дальнейшем использовался. Это изменение подхода, это изменение стиля мышления. Для нас важно, чтобы каждое министерство было частью этого планировочного процесса.

ВЕНГРИЯ ПЫТАЕТСЯ ВЫНЕСТИ ВОПРОС ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ НА КАЖДОЕ МЕРОПРИЯТИЕ УКРАИНА-ЕС

- 15 ноября Венгрия в очередной раз заявила о том, что не отступится от намерений блокировать интеграцию Украины в ЕС и НАТО, если Киев не пойдет на изменение закона об образовании. Вы отмечали ранее, что Венгрия такими действиями ограничивает, в частности, права венгерского меньшинства в Украине. Украина готова к диалогу по этому вопросу, удалось ли этот диалог наладить? Какова позиция венгерской стороны по ведению диалога?

К сожалению, Венгрия – единственная страна, где мы видим такое серьезное сопротивление и неготовность к диалогу

- Мы продолжаем настаивать на том, что есть возможности конструктивного решения вопроса. Об этом свидетельствует и то, что нам удалось подписать меморандум взаимопонимания по реализации этого закона с Польшей и Болгарией. Мы на положительном пути решения с Румынией. И, к сожалению, Венгрия – единственная страна, где мы видим такое серьезное сопротивление и неготовность к диалогу.

Хочется верить, что в этом процессе не только наша готовность к этому диалогу, но и конструктивный разговор внутри Европейского Союза, например, с другими странами, поможет направить решение вопроса о правах национальных меньшинств в русло конструктива со стороны Венгрии. Подчеркиваю, опять же, что пока конструктивный диалог не складывается, увы.

Материалы (по закону «Об образовании»), которые венгры распространяют в ЕП, содержат манипуляцию на манипуляции, фейк на фейке

Мы видим эти действия: когда именно Венгрией было заблокировано решение о проведении Комиссии Украина-НАТО на уровне министров иностранных дел. А также попытки Венгрии на каждую встречу, каждое мероприятие, которое происходит между Украиной и ЕС или даже в более широком контексте, обязательно внести дополнительно в повестку дня вопрос закона «Об образовании». Хотя Украина, как и все остальные – члены Европейского Союза и шире, члены Совета Европы готовы ждать заключения Венецианской комиссии, куда мы направили этот закон, и после этого уже действовать. Поэтому считаю неприемлемой такую постановку вопроса – без готовности к обсуждению реальных деталей и восприятия аргументов. К сожалению, пока мы не продвинулись дальше.

- Усматриваете ли вы в таких заявлениях и действиях Венгрии российское влияние?

Видим отражение российской риторики в отношении украинского языкового закона в венгерской аргументации. Происходит определенная синхронизация аргументации с Россией

- Я убеждена, что это предложение Венгрии прежде всего продиктовано внутренней венгерской политикой и политическими дискуссиями внутри страны. Вижу, что материалы неизвестных авторов, которые, например, распространяются в Европейском Парламенте по этому закону, просто содержат манипуляцию на манипуляции, фейк на фейке, ложь на лжи. Понимаю, что усилия очень сильно активизированы.

Что касается России. Мы можем говорить о том, что видим определенное отражение русской риторики в отношении этого закона в венгерской аргументации. Мне бы не хотелось верить, что именно здесь есть след России. Но какая-то определенная синхронизация аргументации происходит.

В УКРАИНЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ВРЕДЯТ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ РЕФОРМ

- Еврокомиссия 16 ноября обнародовала доклад, где содержится в целом положительная оценка прогресса реализации реформ в Украине. 8 декабря состоится Совет ассоциации Украина-ЕС. Каковы ожидания от ее проведения, повестка дня?

Наши партнеры в ЕС смотрят объективно на картину – подчеркивают и позитивы, и негативы. И это важно

- Повестка дня, в принципе, уже согласована между сторонами. Она вполне классическая, то есть там и политическая часть, и экономическая, касающаяся прогресса в реализации возможностей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Могут быть дополнительные вопросы, но пока мы не видим каких-либо неожиданностей.

Мы видим конструктивный подход со стороны ЕС при оценке того, что нам удалось сделать. Есть, очевидно, секторы и направления, где нам не удалось достичь такого прогресса, которого бы хотелось и который планировался в соответствии с соглашением. Поэтому будем обсуждать вопрос о том, какими инструментами с привлечением европейских партнеров мы можем ускорить реализацию этих вещей.

Кроме того, отдельное внимание уделено и ситуации с безопасностью. К сожалению, она продолжает определять многие процессы, происходящие в стране, и наши возможности по реализации.

Я ожидаю от Совета ассоциации Украина-ЕС конструктивного разговора с подведением итогов и определением следующих шагов. Я рада, что наши партнеры в Европейском Союзе смотрят объективно на картину – они подчеркивают и позитивы, и негативы. И это важно. Если и мы будем объективно относиться ко всем процессам, то это даст нам понимание, где мы на самом деле находимся. А не следование эмоциональным заявлениям о том, что пора посыпать голову пеплом и говорить, что мы ничего не сделали. Это неправда.

ЕС ОТКРЫВАЕТ РЫНКИ ДЛЯ УКРАИНСКИХ ТОВАРОВ ПОСТЕПЕННО, А НЕ СРАЗУ

- 1 октября текущего года вступили в силу автономные торговые преференции ЕС для Украины за исключением тарифных квот на зерновые культуры. Квоты на пшеницу, кукурузу и ячневую крупу начнут действовать с 1 января 2018 года. Расскажите, пожалуйста, подробнее: что именно и в каких объемах сможет поставлять Украина, как это повлияет на внутреннего производителя?

Соответствие европейским нормам – дает преимущество нашим производителям и на других мировых рынках

- Это положительный момент, что появились дополнительные квоты, некоторые из них уже начинают работать с 1 октября. Что это означает? Что беспошлинно мы можем ввезти в страны Европейского Союза еще дополнительное количество продукции. Будь то мед, или переработанные томаты, или кукуруза, овес и так далее. В основном, это было добавлено для тех товаров, на которые наши производители уже в первые недели года выбирали квоты. То есть, это самые интересные для нас товары.

В то же время, при экспорте меда в прошлом году мы вывезли в ЕС в 7 раз больше меда, чем предусматривает квота. То есть сначала беспошлинно, а потом и с наложением пошлины. Хотя пошлина высокая – 17,5 процента, это все равно выгодно украинским компаниям. Поставки круп и обработанного зерна превысили объем по квотам в 2,5 раза. То есть это свидетельствует о наличие спроса на рынке ЕС на украинскую продукцию, а также о том, что экспортный потенциал Украины значительно превышает установленные объемы беспошлинных квот.

Квоты – это прекрасно. В то же время нам важное открытие рынков и то, что мы можем быть конкурентными, соответствовать стандартам, которые там необходимы. Вот почему главная задача заключается в том, чтобы мы и дальше продолжали внутреннюю работу – обеспечивали безопасность пищевых продуктов. Сейчас, например, в парламенте обсуждается закон, принятый в первом чтении, о безопасности и гигиене кормов. Это контроль всей цепи – от поля до стола. В нем мы учитываем то, в каких условиях содержатся животные, чем их кормят, каким способом забивают, в какой упаковке продукция попадает на полки магазинов. При таком подходе конечный продукт будет отвечать всем требованиям безопасности, которые есть в ЕС. И наши предприятия смогут свободно экспортировать продукцию на рынок Европейского Союза – без дополнительных сложных проверок. Кроме того, соответствие европейским нормам дает преимущество нашим производителям и на других мировых рынках.

- Ожидается ли расширение перечня продукции, которую Украина поставляет в ЕС, и квот на нее?

- Понятно, что Украина хочет больше. Знаете, в сентябре прошлого года, когда госпожа Мальстрём (еврокомиссар Сесилия Мальстрём. – Ред.) приехала в Украину с тем, чтобы сообщить, что Еврокомиссия на тот момент приняла решение о вот этих дополнительных торговых преференциях для Украины, я как раз была тем человеком, который вел переговоры. Когда происходила встреча, на которой сообщили об официальном решении Еврокомиссии, хотя оно еще должно было пройти через Европейский Парламент, мой первый вопрос к госпоже Мальстрём был: «Спасибо, прекрасно, как мы можем дальше расширить эту историю уже в следующем году?» И надо было видеть ее реакцию (улыбается): «Нет, ждите, нам же надо еще отработать, добиться, чтобы решение вошло в силу». Очевидно, это свидетельствует и о нашем нетерпении и желании получить больше, но также и о неготовности в ЕС сразу открывать рынки для украинских товаров как процедурно, так и с точки зрения экономических показателей. И это понятно, Европейский Союз, как объединение, защищает свои рынки.

РЕШЕНИЕ ПО ТРАНШУ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЕС БУДЕТ САМОЕ ПОЗДНЕЕ В НАЧАЛЕ ДЕКАБРЯ

- По перспективам и условиям выделения ЕС заключительного транша макрофинансовой помощи – выполнены ли все условия, в частности те, что касались законодательных изменений, и следует ли ожидать этого транша в ближайшее время? На что именно будут использованы эти средства?

- Это решение должно приниматься фактически до конца этого месяца – начале следующего, на уровне Европейской Комиссии, с консультациями с членами ЕС.

Мы в значительном большинстве выполнили те требования, которые определялись для третьго транша макрофинансовой помощи Европейского Союза. Есть, к сожалению, то, что Украина не смогла выполнить полностью. Это, в частности, вопрос отмены моратория на вывоз леса-кругляка. Здесь и не до конца реализованные комплексные задачи в области автоматического доступа к реестрам. Соответствующий законопроект находится в парламенте, но он даже не был рассмотрен, не включен в повестку дня Верховной Рады, и это не позволяет сделать арифметическую проверку электронных деклараций.

Правительство приняло дорожную карту, которая до конца года должна дать возможность реализовать все меры, чтобы получение транша было возможным, но это все еще в процессе. Будем дальше вести разговор, работаем над этим вопросом.

"ПЛАН МАРШАЛЛА" КАК БАЗА ДЛЯ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ ЕС ДЛЯ УКРАИНЫ

- В литовском Сейме 6 ноября состоялось представление "Европейского Плана для Украины", который еще иначе называют "планом Маршалла". Вы уже сказали, что этот план получил более четкие очертания. Расскажите, пожалуйста, детальнее, каковы перспективы реализации этого проекта?

- Да, план приобрел более четкие очертания, и наши литовские друзья предложили более четкие форматы, понимание того, как бы это могло выглядеть, как бы это могло работать, на что должно быть направлено. Вопрос, прежде всего, по этому плану европейской поддержки Украины в том, что никакого решения на общеевропейском уровне никто не принял. В этом ключе, считаю, что есть прекрасная база для того, чтобы максимально мобилизовать те имеющиеся ресурсы, которые уже выделяются и планируются к выделению Украине со стороны ЕС, и направить их в понятном таком виде на помощь Украине. Это говорится и о грантовых ресурсах, и кредитных, и инвестиционных. То есть это широкая композиция, выработанная нашими литовскими партнерами.

В то же время, есть несколько задач, которые следует дальше решать и находить, каким образом это могло бы получить статус решения. Это и конкретные проекты, которые должны были быть заложены, и создание механизмов эффективного использования средств или тот формат, по которому мы работаем сейчас с Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития. Мы имеем соответствующую способность для того, чтобы использовать те кредитные ресурсы за небольшие проценты, по сути мы уже это имеем. Поэтому, думаю, что эта дискуссия займет еще некоторое время, и только после этого мы будем понимать, какие окончательные очертания может такое решение приобрести.

Кроме того, сейчас Европейский Союз открыл План внешних инвестиций ЕС (EU External Investment Plan), и Украина работала над тем, чтобы иметь к нему доступ. И я рада, что на этой неделе было объявлено о том, что Украина будет иметь к этому инвестиционному инструменту доступ, так же как Грузия и Молдова.

- Ставят ли перед нами условия и критерии?

- Это общеевропейская инвестиционная программа. И она оригинально больше направлена именно на работу со странами южного соседства. Мы рады, что за счет того, что нам уже удалось сделать, стало реальным открытие таких инструментов для Украины.

УКРАИНА ЗАИНТЕРЕСОВАНА В МОДЕРНИЗИРОВАННОМ "ВОСТОЧНОМ ПАРТНЕРСТВЕ"

- В принятой 15 ноября резолюции Европарламента саммит "Восточного партнерства" должен создать для Украины, Молдовы и Грузии отдельный трастовый фонд и вознаградить страны за реформы, предложив им вступить в таможенный союз. Каковы перспективы Украины в этом формате сотрудничества?

- Это политическое предложение парламентариев, которое они предлагают к рассмотрению. Так это стоит понимать. Мы очень рады, что те планы и цели, которые мы для себя ставим, те предложения, которые мы подаем в диалоге с Европейским Союзом, нашли полную и всецелую поддержку в этой резолюции европейских парламентариев. И мы благодарны за ту большую политическую работу, которую им удалось проделать для того, чтобы подкрепить правильность этой дифференциации между Украиной, Грузией и Молдовой – с одной стороны, и Беларусью, Арменией, Азербайджаном, не имеющими таких амбициозных планов и целей в отношениях с Европейским Союзом, – с другой. В частности, это касается возможностей прихода к единому цифровому рынку, энергетическому союзу, ассоциации Шенгенской зоны. Эта решимость нашла отражение в Европейском плане поддержки Украины, поэтому мы очень благодарны. Но, в то же время, к сожалению, так как устроена система противовесов и балансов, среди институтов это не служит прямым руководством к действию для той же Европейской Комиссии. Поэтому мы надеемся, что максимально эта политическая позиция найдет свое отражение в итоговом документе во время саммита или в том или ином виде с точки зрения практических инструментов, которые мы можем использовать в рамках «Восточного партнерства».

- По вашему мнению, не слишком ли узким стал этот формат сотрудничества для Украины?

- «Восточное партнерство» – это прекрасный набор инструментов, которые дают нам возможности для большого количества секторальных, технических вещей, в которых заинтересованы все шесть стран-партнеров. Но там, где речь идет о целеполагании и амбициях соответствующего уровня развития взаимоотношений Европейского Союза с конкретными странами, то, очевидно, это тот формат, который абсолютно сдерживает. Для нас также важно, чтобы этот формат развивался, был стабильным, модернизированным. С другой стороны, в тех вопросах, где мы заинтересованы, в частности в европейской интеграции, углублении этого диалога, экономическом взаимодействии, должны сосредотачиваться на двустороннем формате. Там, наверное, самые большие возможности и интерес.

Ольга Будник, Санлис (Франция)

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-