Владимир Арьев, вице-президент ПАСЕ, глава украинской делегации - 28.01.2018 16:36 — Новости Укринформ
Владимир Арьев, вице-президент ПАСЕ, глава украинской делегации
Россия хочет иметь диктат в Совете Европы, диалог с этой страной не получится
28.01.2018 16:36 1031

Вчера в Страсбурге завершилась зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, на которой самым весомым для Украины результатом стало принятие резолюции о гуманитарных последствиях войны на Донбассе. Самым резонансным событием сессии было заседание ad hoc комитета (с латыни, означает направленность на конкретный случай, решение конкретной проблемы, а не на широкое применение или внедрение. В частности, это выражение может характеризовать временные специальные миссии, представителей, организации, комитеты или рабочие группы, созданные для выполнения специальных задач. — Ред.) и участие в нем российских чиновников. Также на зимней сессии ПАСЕ избрали нового Председателя, Вице-председателя ПАСЕ и Комиссара Совета Европы по правам человека. Какой была сессия, в какой атмосфере проходила, чего ожидать от текущего сессионного года - в эксклюзивном интервью Укринформу рассказал глава украинской делегации в ПАСЕ, народный депутат, а с 22-го января – еще и вице-председатель ПАСЕ Владимир Арьев.

РЕЗУЛЬТАТЫ НОРМАЛЬНЫЕ, ЗАПЛАНИРОВАННОГО РОССИЕЙ БЛИЦКРИГА НЕ ПРОИЗОШЛО

- Господин вице-президент, зимняя сессия ПАСЕ завершилась. Какие основные события для Украины произошли за ее время, каковы ее результаты?

Нам удалось достичь сбалансированного доклада о войне на Донбассе и избежать блицкрига на ad hoc комитете, которого очень хотели россияне

- Считаю, что результаты нормальные. Не буду говорить хорошие, плохие - таких оценок избегу. Что касается сессии, то она была непростой, а дальше будут еще сложнее. Но нам при этом удалось достичь сбалансированного доклада о войне на Донбассе и избежать блицкрига на ad hoc комитете, которого очень хотели россияне. Они стремились, чтобы там максимально все было для них понятно уже после первого же заседания, но наоборот, проявился скепсис насчет возможности того, что Ассамблея может пойти навстречу их требованиям.

- О визите представителей России. После заседания, как удалось услышать нашим нардепам, они жаловались, что украинцы провоцировали, и поэтому они молчали. Вы после заседания ad hoc комитета сказали, что ваше выступление был спокойным, сбалансированным, а Толстой (заместитель председателя Госдумы РФ Петр Толстой. - Ред.) заметил журналистам, что вы ни разу не употребили слово «Россия».

- В данном случае не надо черта называть чертом. Все и так прекрасно в том зале понимали, о ком шла речь. И все знают кто шантажирует финансами Совет Европы, все знают, кто откровенно пренебрегает принципами и ценностями, кто полностью разрушает все европейские принципы сосуществования, какие только существуют. Все и так об этом знают. Я говорил о совсем других вещах, которые касались того, что на шантаж нельзя поддаваться никоим образом, поскольку этот шантаж приведет к, прежде всего, нивелированию мониторинговой процедуры. А именно это и есть главная опасность для самой Ассамблеи. Она рискует отрезать себе руки. Кроме того, спокойные аргументы понимают в Европе, а именно европейцам, а не россиянам я адресовал свое выступление. Мы могли покричать на Россию, на российскую делегацию, но они сами не брали слова. Они сами тихо сидели. Это как слон в комнате, которого невозможно не заметить, но который ведет себя, как мышь. Молчали, даже когда к ним обращались с вопросом - не отвечали на вопросы. Они избрали такую тактику. Я понял, это они хотели показать, что украинцы сейчас будут здесь устраивать скандал. Не оправдали мы ожиданий россиян.

ЭТИ ВИЗАНТИЙСКИЕ ИГРИЩА ПЛОХО ЗАКОНЧАТСЯ ДЛЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ

- Что было достигнуто на ad hoc комитете?

- Мы добились: а) прежде всего того, что сразу все эти предложения, которые там выдвигались, приняты не были; б) скепсис выразило подавляющее большинство; в) график работы, который хотели наскоро, утвержден не был. Лишь частично, а там уже дальше будет определять комитет, и мне удалось по крайней мере убедить многих коллег, что темы, которые были выдвинуты по реорганизации работы Ассамблеи, и должны быть обсуждены на комитете ad hoc, они не делаются за несколько заседаний. Это основательная тема, которая должна обсуждаться как минимум до конца года. И обсуждаться, моделироваться и применяться по крайней мере в теоретической плоскости. Потому что речь идет о фундаментальных вещах, внесение изменений в которых не делается быстро. Быстро мы действуем в Украине, где нам нужны срочные реформы. Ассамблея не в такой ситуации. Здесь сложная ситуация, кризисная, но все-таки не такая, чтобы ломать всю систему бездумно. Иначе эта организация может превратиться в ноль.

- Но ведь намерение России вернуться в этом году остается, они хотят изменить правила и процедуры для того, чтобы это произошло до следующего января, когда национальные делегации подают свой состав для участия в сессиях ПАСЕ на год. Они стремятся вернуться раньше.

- Раньше это было невозможно, потому что это регулируется не правилами ПАСЕ, а уставом Совета Европы. Устав Совета Европы не меняется ad hoc комитетом. Комитет может вынести рекомендации для Бюро Ассамблеи, но Устав не меняется решением Ассамблеи. Внесение изменений в Устав – это вопрос Комитета министров Совета Европы (КМСЕ) и для этого нужно собрать 2/3 голосов. Это значительное количество голосов.

- На заседании ad hoc комитета присутствовал бывший президент ПАСЕ Педро Аграмунт, который потерял свою должность именно из-за поддержки России. Имеет ли Аграмунт авторитет в Ассамблее для того, чтобы дальше лоббировать российское возвращение?

- Нет. Я вообще не очень понял, почему присутствовал Аграмунт и почему от испанской делегации присутствовали двое. Мне это было странно. Причем двух украинцев попросили выйти, из-за чего возмутились, в частности, консерваторы. Лидер консерваторов направил соответствующее письмо Президенту Ассамблеи Микеле Николетти, что он надеялся на то, что, ad hoc комитет и обсуждения будут прозрачными для всех, но какие-то непонятные барьеры начали ставить. Что касается Аграмунта, то в данном случае, он на решение Ассамблеи больше влияния не имеет.

- А чем обосновали, когда попросили выйти украинцев?

Украину пытаются сделать виноватой, потому что мы стоим на пути поступления 50 млн евро от России

- Что это закрытое заседание. Кто принимал решение о составе этого закрытого заседания, не знаю. Мы решили не создавать скандальной ситуации, но вопрос прозрачности работы в этом органе остается открытым. В общем, атмосфера в Совете Европе все больше отличается от той, которую закладывали основатели организации. Правам человека и защите демократии становится некомфортно, как только речь заходит о деньгах. Сейчас мне несколько человек сказали, что Украину пытаются сделать виноватой, потому что мы стоим на пути поступления 50 млн евро от России. Секретариату Совета Европы говорят, что индексирование зарплат им не происходит из-за неуступчивости украинцев. Дают задание начинать нас максимально критиковать и создавать проблемы. Представляете, не агрессору-России, а Украине, которая является жертвой агрессии. Эти византийские игрища плохо закончатся для Совета Европы.

ИСКЛЮЧЕНИЕ РФ ИЗ СОВЕТА ЕВРОПЫ ЗА НЕУПЛАТУ: НИКОГДА НЕ ГОВОРИ НИКОГДА

- По регламенту, в отношении страны, которая два года не платит взносов, может быть принято решение об исключении из Совета Европы. Комментируя после заседания ad hoc комитета, Толстой указал, что в России 150 млн населения, это самая большая страна в Европе, поэтому никто не сможет указывать. Вообще насколько реален вариант применения такого регламента, когда и отставка Аграмунта считалась невозможной.

- Я бы сказал - никогда не говори никогда. Но сейчас этот вариант не рассматривается и рано о нем говорить, поскольку в Совете Европы есть много сил, которые считают, что Россию надо иметь в организации, чтобы не напрягать диалог. Думаю, они заблуждаются о намерениях и желании России вести диалог, потому что Россия хочет иметь диктат в Совете Европы, диалог с этой страной не получится. Ладно - если эти представители, преимущественно стран ЕС, не хотят учиться на ошибках Украины, которая очень долго вела диалог с Россией, а пройти весь путь самостоятельно, то никто им не помешает потоптаться по граблям, которые лежат уже ясно маркированные, и сто раз о них сказано. Пусть они имеют с Россией диалог, если Россия не хочет иметь его, то они ее точно не заставят, потому что Россия, мы знаем, какой язык понимает. И если они будут переходить к снижению уровня санкций на любом уровне без выполнения Россией тех требований, которые ей выдвинуты, то это закончится очень плохо, прежде всего, для самой Европы.

- Украина предлагала, как вариант, разделить вклад России. В кулуарах мне сказали, что если бы этот вариант поддержали, то давно бы собрали эти деньги. Как вы думаете, может ли быть реализован этот план, что Россия не платит, а ее вклад разделяется между другими странами-членами?

- Я знаю точно, что британцы готовят предложение о секвестре бюджета, что в принципе гораздо логичнее. Это будет в течение года параллельно обсуждаться, потому что все понимают, что шантаж – это неправильный вариант, совсем неправильный.

- Следующее заседание ad hoc комитета назначено на март, есть уже дата?

- Да, 16 марта, сразу после Standing Committee, постоянного комитета, кстати.

- Уже есть кандидаты от России, кого собираются пригласить в качестве гостей, или неизвестно?

- Я не знаю, очевидно это будет еще обсуждаться.

УКРАИНСКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ В ПАСЕ РАБОТАЕТ, КАК ОДИН МЕХАНИЗМ... ПОЧТИ ВСЯ

- Вы, когда только начиналась сессия, сказали, что рассчитываете, как никогда, на единство украинской делегации. Вот сейчас мы видим это единство. Как вам удается держать это единство или возникают конфликты, как их решаете?

- У нас нет контакта только с Новинским, Радикальной партией, в данном случае они ведут себя так, как хотят.

Я сделаю все возможное, чтобы украинская делегация работала единым фронтом

Никогда они не контактируют с нами, а такие депутаты как Вовк, он просто может даже проспать и не прийти на важные для Украины заседания, как это было в октябре прошлого года, когда мы в один голос проигрывали важные поправки по теме атаки на украинский закон «Об образовании», на 7 статью и много поправок мы проиграли именно благодаря тому, что Вовк просто не пришел на комитет, и не было одного человека. Да, мы его заместителя мобилизовали, быстро он пришел, Андрей Лопушанский его заменил, но уже для многих поправок было поздно. Кроме того, Вовк специально создает и разжигает конфликтные моменты в делегации, но мы уже давно поняли, с кем имеем дело, поэтому в данном случае просто этот человек вынесен за скобки, потому что более конфликтного человека, создающего скандалы на ровном месте, я не видел. И с Новинским у нас нет координации, с Левочкиной, по крайней мере, есть рабочее взаимодействие. Все остальные у нас в делегации действительно работают одним механизмом. Видите, это подавляющее большинство, и мы стараемся все время поддерживать друг друга. Я очень надеюсь, что приближение выборов и внутриполитические моменты не будут оказывать негативного влияния. Раньше нам удавалось обходить острые углы, поэтому я со своей стороны сделаю все возможное, чтобы делегация работала и дальше единым фронтом.

- Это личная позиция депутата Вовка такая конфликтная?

- Спросите, он везде, где только мог, уже устроил конфликты - в делегации, в комитете, где он работает. Когда он был председателем группы дружбы с Канадой, разругался с канадской стороной, он разругался со Всемирным конгрессом украинцев, потому что он на них в суд подал. Понимаете, профессиональный сутяжник. Я просто больше не могу молчать, потому что, честно говоря, этот человек уже достал всю делегацию.

- А можно ли изменить ситуацию?

- Это лишь суверенное право каждой фракции делегировать того, кого она считает нужным, но некоторые средства, которые использует Вовк, просто выходят за пределы не то что рабочих, но и человеческих.

ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ВНЕСЕТ ИЗМЕНЕНИЯ В УКУ, ТО ПОДАДИМ ДЕПУТАТСКИЙ ЗАКОНОПРОЕКТ

- Сейчас российские и пророссийские СМИ на основе того документа, который был принят в ПАСЕ по Донбассу, начинают подчеркивать, что нам было рекомендовано внести изменения в закон о реинтеграции в соответствии с Минскими соглашениями, которые Новинский продвигал, и о Римском статуте, он был подписан, но Украиной не ратифицирован. Что нам дает Римский статут, почему мы его не ратифицируем?

- Я думаю, что в данном случае тут надо уже поставить этот вопрос вообще не мне, а Председателю ВРУ Парубию, почему не выносится эта ратификация. Считаю, что стоит это делать - есть некоторые оговорки о том, как, собственно, будет применяться эта статья, но это надо уже говорить с профессиональными юристами. А насчет Минских соглашений, эта позиция могла быть, Новинский внес эту поправку, но мы видим, все понимают, что это должно быть коллективное решение парламента. И можно рекомендовать, но все равно последнее слово за парламентом, это не правительственное учреждение, которое может такое решение провести намного легче, чем представительское, каким является Верховная Рада.

- А еще в Кабинете Министров сейчас находится на рассмотрении документ о внесении изменений в Уголовный кодекс, которые будут способствовать защите жертв войны, это сделает УКУ более соответствующим нормам международного права. Какая ситуация с ним?

- Вот это я считаю, нужно. Я думаю, что если Кабмин должен подать, то мы примем, а если Кабмин не будет подавать, то очевидно, мы посоветуемся с экспертами и внесем депутатский законопроект в ближайшее время, если этого не сделает Кабинет Министров. Мы попросим интенсифицировать процесс. Если это не будет в ближайшее время сделано, тогда подадим свой законопроект.

НИКОЛЕТТИ НЕ БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ТАК, КАК АГРАМУНТ

- Пожалуйста, прокомментируйте еще «кадровый» вопрос. С этой сессии ПАСЕ получила нового Председателя. Вы, как вице-президент, имеете с ним прямой контакт. Скажите, пожалуйста, каково его отношение к российскому вопросу сейчас?

- Он достаточно спокоен и считает, что его репорт о последствиях российской агрессии в Украине должен быть соответствующим образом, скажем, развит дальше. Но есть много других репортов, которые должны были бы развиться, но не развиваются так же, как например, вопрос о том, что Россию нельзя возвращать сюда без выполнения ею резолюции, это 15 статья прошлогоднего доклада.

Николетти не будет действовать так, как Аграмунт, однозначно, с ним можно говорить, ему можно, по крайней мере, что-то доказывать, и наглядный пример у него перед глазами.

Дуня Миятович стоит четко на позициях, что Россия нарушает все возможные права человека на оккупированных территориях

- Скажите, пожалуйста, какие ожидания от назначения Дуни Миятович комиссаром Совета Европы по правам человека?

- Я считаю, что Дуня Миятович опытный кандидат, мы с ней говорили. Она стоит четко на позициях того, что Россия нарушает все возможные права человека на оккупированных территориях, мы говорили о том, что она готова выслушивать украинскую сторону. Она - практик. Поэтому в данном случае я считаю, что Совет Европы получил квалифицированного комиссара.

- А какие вы приоритеты ставите в должности вице-президента, какой будет ваша линия?

- Моя линия в Совете Европы с того первого дня, когда я возглавил делегацию, - это защищать и представлять интересы Украины, не дать Совету Европы, в частности, Парламентской ассамблее, уничтожить свои полномочия и нивелировать свое влияние.

Ольга Будник, Страсбург.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>