Новый закон Украины о национальной безопасности — это то, с чего следует начинать

Новый закон Украины о национальной безопасности — это то, с чего следует начинать

Аналитика
794
Ukrinform
Появление в Европе новой мощной «противороссийской» армии в корне изменит всю военную ситуацию на континенте

Проект Закона Украины “О национальной безопасности Украины” вот-вот будет подан в Верховную Раду, и с ним можно будет ознакомиться. Собственно, законопроект уже появился в Сети, но неофициально. Однако и этого текста вполне достаточно, чтобы понять, почему министр обороны США Джеймс Мэттис вспоминал о нем во время встречи с украинским коллегой Степаном Полтораком 2 февраля в Вашингтоне. Это действительно интересно: почему американский министр напоминает нам о таком нашем законопроекте? Это же не Антикоррупционный суд, не избирательный кодекс. Что такого неотложного видят США в сфере законодательства Украины по национальной безопасности?

Даже беглый обзор 30-страничного законопроекта дает нам четкий ответ: американцев очень беспокоит, как организованы наши Вооруженные силы в частности и вся сфера безопасности и обороны в целом.

Кстати, украинские и особенно российские СМИ, освещая визит нашего министра обороны в Вашингтон, сосредоточились на “джавелинах”, хотя, на наш взгляд, центральной в переговорах министров была тема будущего закона о национальной безопасности. Представитель Пентагона Дани Уэйт по итогам встречи Мэттиса с Полтораком, в частности, заявил: “Мэттис подчеркнул, что закон о национальной безопасности является неотложным приоритетом, а также выразил надежду, что Администрация Президента и украинский парламент - Верховная Рада, предпримут немедленные меры и примут законодательство, которое обеспечит прочную правовую основу для проведения реформ в области обороны в поддержку безопасной и демократической Украины”. Вот так - “неотложный приоритет”.

Новый закон превратит украинскую армию из “советской” в “натовскую”

Эффективность деятельности любой организации напрямую и прежде всего зависит от правильной организации ее управленческой структуры, и только потом — от объема материальных средств, имеющихся в распоряжении этой организации. Для армии это звучит так: сила армии зависит прежде всего от правильной организации управления ею, а уже потом — от количества танков, пушек, самолетов и другого оружия.

Вооруженные силы Украины за 22 года (с 1991 по 2013) не только не обрели современной организации, но и потеряли советскую. Советский тип армии, несмотря на его очевидную “несовременность”, все-таки был нацелен на выполнение задач военной обороны (или агрессии). Украинская армия, как это убедительно было показано в феврале — марте 2014 года, оказалась не способной к каким-либо серьезным боевым действиям. То есть, это была, по сути, не армия, а что-то совсем другое.

Ответственны за такую катастрофу, которая обернулась оккупацией части нашей территории, лишь во вторую очередь сами военные — от рядового до генералов. Главные виновники — политики, все руководители государственной машины за упомянутые 22 года. Все это время армия рассматривалась ими не как сила, которая должна отбить нападение агрессора, а как ресурс для коррупционного обогащения. Огромные материальные ресурсы, доставшиеся в наследство от армии СССР, - от оружия до земли под полигонами и военными городками — распродавались по всему миру, оборонный промышленный комплекс работал исключительно на экспорт. Грубо говоря, никто из руководителей даже думать не хотел, что придется с кем-то воевать. Все это приобрело такие масштабы, что на самом деле нечего удивляться, что из Крыма пришлось отступать без боя.

С 2014 года ситуация, конечно, изменилась. Постепенно армия Украины возвращает себе функцию военной защиты страны. Однако, во-первых, за это время всего, что следовало бы, не вернешь, во-вторых, организационная структура управления вооруженными силами остается (восстанавливается) советская. И это создает непреодолимые проблемы, когда речь идет о военном сотрудничестве Украины со странами НАТО, прежде всего, конечно, с США. Не те стандарты.

Новый закон о национальной безопасности — именно об этом. Он устанавливает принципиально другую, совместимую с натовской, систему управления украинскими Вооруженными Силами и в целом - сферы безопасности и обороны. Это и создание гражданского министерства обороны, в котором гражданским должен быть не только министр, но и все его заместители, и введение нового распределения полномочий в непосредственном руководстве Вооруженными силами (к примеру, разделение должностей Главнокомандующего ВС и начальника Генерального Штаба), и вообще более четкое определение, кто и за что отвечает в сфере обороны и безопасности.

И, все-таки, почему США нас подгоняют?

Американцы очень хотят помочь нам создать современную армию. И не из благотворительных соображений, не от стыда за Будапештский меморандум, а потому что имеют здесь собственный и очень конкретный “шкурный” интерес.

Как США могут использовать Украину, а Украина - США

Если непосредственно на границах России появится примерно 200-тысячная современная по организации и вооружению армия, которая гарантированно будет противником российской (как минимум — до освобождения Крыма, а максимума вообще нет, учитывая историю отношений российского государства и украинской нации), да еще и со сверхвысокой мотивацией воевать с “москалями” (чего нет, к примеру, у немцев или французов), то это, без преувеличений, может полностью изменить геополитическую ситуацию в Европе и даже в мире.

Шантаж войной (а это сегодня основной аргумент России на внешней арене) наиболее эффективен именно в Европе, потому что именно там больше всего боятся войны и больше всего не хотят воевать. США намного легче противостоять великодержавным амбициям России где-то на Ближнем Востоке, чем в Европе. Парадокс: сегодня (да и раньше, во время “холодной войны”) суммарная военная мощь европейских стран НАТО (без США и Канады) существенно уступает российской (и с учетом ядерного оружия, и без него), и в то же время размещение американских войск в Европе всегда встречало здесь массовые протесты. А объяснение простое: европейцы, напуганные перспективой превратиться в поле боя, всегда пытались различными политическими уступками “умиротворить” Россию.

Появление в Европе новой мощной «противороссийской» армии (сильнее, к примеру, нынешней немецкой) изменит всю прежнюю военную ситуацию на континенте. Как минимум Германия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Швеция, Румыния вздохнут с облегчением в вопросе военной угрозы из России. А главное — баланс военных сил (без ядерного оружия) в Европе изменится коренным образом: у россиян уже не будет преимущества, и США смогут обходиться здесь меньшим контингентом своих войск.

При этом новом раскладе сил США, которые будут иметь, по сути, союзнические отношения с Украиной (если перестроят и вооружат украинскую армию), во-первых, окончательно утвердят свое определяющее влияние в Восточной Европе, во-вторых, ограничат военные возможности России в других частях света (то есть, похоронят надежды Кремля на возвращение статуса сверхдержавы, который имел СССР), в-третьих, военно-политическое влияние в Восточной Европе конвертируют в новые прибыли американского бизнеса.

Кстати, стоит заметить также, что в случае таких фактически союзнических отношений с США, безопасность Украины может и не зависеть критически от того, как скоро она станет членом НАТО и ЕС. Другими словами, для нас уже не будет критична отмена встречи Украина — НАТО из-за вето Венгрии (Польше). Более того, союз с США гарантирует нам, что нынешние претензии Польши и Венгрии (да и любые потенциальные со стороны других наших соседей) просто сойдут на ноль. И еще: без таких союзнических отношений с США мы рискуем никогда не вернуть Крым и Донбасс.

И чего не хватает для воплощения в жизнь всех этих радужных для нас перспектив? Только ли нового закона о национальной безопасности?

Нет, конечно. Но начинать надо с его принятия. А потом — с его воплощения в жизнь. С преодоления неизбежного саботажа украинской политической и неполитической элиты, которая не захочет терять армию как базу для коррупции, или как безотказный электоральный ресурс. То есть, на самом деле новый закон ждет не намного меньшее сопротивление, чем, скажем, законопроект об Антикоррупционном суде.

Но, начиная сейчас дискуссии вокруг законопроекта, нам стоит запомнить: здесь и в самом деле речь идет о национальной безопасности. Если мы не изменим нашу нынешнюю систему безопасности и обороны, то американцы не смогут (и не захотят) помочь нашей армии больше, чем, образно говоря, аптечками и сухпайками (вот как раз сегодня появилась новость о передаче нам 2500 американских монокуляров ночного видения). Оружие уровня “джавелинов”, если и будет, то в ограниченном количестве для политического, но не военного эффекта. Современное оружие в “серийных” количествах никто не рискнет давать армии с такой системой управления, как сейчас в нашей. И тогда у нашей армии, по большому счету, не будет шансов против своего “старшего брата” - российской армии.

Юрий Сандул, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-