Константин Ващенко, председатель Нацагентства Украины по вопросам госслужбы
Уникальность нынешней ситуации в том, что власть чувствует давление
19.02.2018 17:07 726

Неудержимое развитие технологий, быстрое изменение реалий, мировоззрения, парадигм и ценностей вокруг – в корне меняют само общество. А следовательно, и подходы к эффективному управлению им. Международный правительственный саммит, который состоялся на днях в Дубае, собрал вместе представителей мировых правительств, влиятельных международных организаций, ученых, социологов, экспертов, бизнес-лидеров и меценатов, чтобы попробовать вместе, с помощью диалога и дискуссии, найти «универсальный рецепт» государственного управления. А все ради того, чтобы каждый человек почувствовал себя счастливее, более защищенным и мог сам выбирать свое будущее.

О впечатлениях от амбициозного международного мероприятия, новых подходах к пониманию функций правительства и управления корреспондент расспросила главу Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Константина Ващенко, который принимал участие в работе саммита.

- «Less government - more governance», то есть «меньше правительства – больше управления» – этот лозунг определяет одну из ключевых тем, вокруг которых велось обсуждение на Мировом правительственном саммите в Дубае. Константин Александрович, понятно, что спикеры обозначили общемировые тенденции, однако как это можно интерпретировать в украинских реалиях?

- Governess здесь понимается как набор институтов, которые реализуют определенные государственные функции: министерства, ведомства, органы местного самоуправления. А governance включает в себя всех стейкхолдеров, всех, кто получает те или иные услуги, на кого распространяется та или иная политика. И в таком смысле этот термин включает далеко не только правительство, но и институты гражданского общества, бизнес, которые должны быть более активно привлечены к формированию политики, ее реализации, участию в подготовке решений. Но, с другой стороны, и к ответственности за их внедрение. Гражданское общество, если мы говорим о нем, должно изменить стиль поведения и свою роль в управленческом процессе – перейти от сугубо критического отношения, от позиции мониторинга и контроля, к совместной ответственности в случае, если оно привлекается к формированию той или иной политики.

Наблюдаем сейчас кризис моделей мирового порядка и идеологических концептов, которые были актуальны 10-20 лет назад. В мире продолжается поиск новых моделей, и однозначных ответов или рецептов нет

А это и есть ничто иное как поиски путей преодоления вызовов современного глобализированного мира. Ведь мы сегодня наблюдаем ситуацию, когда ведущие экономисты, социологи и политологи признают: те модели мирового порядка и идеологические концепты, которые были актуальны 10-20 лет назад, – сегодня не позволяют эффективно решать кризисные ситуации и преодолевать вызовы, которые перед нами предстают. Начиная с обеспечения глобальной безопасности, эффективности структур ООН, НАТО и других институтов, которые сформировались в послевоенное время. Могут ли устоявшиеся экономические теории предложить эффективные решения для экономических кризисов? Нет. То есть, сегодня в мире идет поиск новых моделей, и однозначных ответов или рецептов нет. Они ищутся, и один из них как раз заключается в необходимости привлечения как можно большего круга общественных групп, групп интересов к процессу формирования политики в той или иной сфере.

Украина пытается идти этим путем. Ключевые реформы, которые реализуются в сферах здравоохранения, образования или государственного управления – этот процесс реализуется при активном участии общественности, экспертной среды, ученых. Это делает сам процесс реформ более легитимным, прогнозируемым и качественным, поскольку изначально он ориентирован на потребности тех, кого эта политика касается, кто должен получить результат.

- Насколько, по вашим оценкам, Украина вовлечена в эти мировые тенденции?

Украина пытается стать субъектом выработки новых рецептов, решений, моделей, которые волнуют сейчас все страны. Здесь мы должны занимать проактивную позицию

- Даже участие в саммите украинской делегации – подтверждение того, что Украина пытается активно принимать в этом участие. Да, мы не на ведущих ролях, но стараемся стать субъектом выработки новых рецептов, решений, моделей, которые волнуют сейчас все страны: проблемы бедности, социального неравенства, преодоление экономических рецессий, проблемы безопасности, нового мирового порядка. Мы должны проактивную позицию здесь занимать, иначе будем вынуждены иметь дело с теми решениями, которые кто-то уже без нас принял.

У нас уникальная ситуация, которая сложилась после Революции Достоинства. Ее уникальность – в том, что власть чувствует давление, и давление это – очень положительное, которое с одной стороны не дает расслабиться, а с другой – дает возможность привлекать потенциал гражданского общества для повышения качества государственной политики. Были сформированы очень серьезные ожидания, связанные с реализацией европейского выбора, окончательным отказом от постсоветских способов управления государством. Оправдать эти ожидания непросто, но решение заключается в том, чтобы строить политику на принципах активного диалога. Яркий пример делегирования полномочий – процесс децентрализации в Украине, ведь гражданское общество – это все институты, через которые граждане участвуют в управлении государством или громадой. То есть, объединенные территориальные громады, образованные в процессе децентрализации, – это один из ключевых институтов гражданского общества, и то, что сегодня происходит бюджетная децентрализация и передача полномочий с центрального уровня на уровень территориальных громад, это как раз шаги в сторону не просто условного привлечения, а конкретного сотрудничества между государственными институтами и институтами гражданскими для эффективного решения тех вопросов, которые волнуют граждан.

Так же мы наблюдаем активное участие общественности в процессе проведения конкурсов на должности государственной службы, ее представители принимают участие в конкурсах на должности в государственные структуры и попадают в эти структуры. И здесь начинается непосредственная реализация вопроса ответственности, ведь ты принимаешь решение стать на сторону тех, кто в ежедневном режиме старается максимально эффективно работать.

- Какая идея из высказанных уважаемыми спикерами и специалистами во время дискуссионных панелей вызвала у вас наибольший отклик? Почему?

Каждая страна должна ориентироваться прежде всего на человеческое измерение. Идеология «человекоцентризма» сегодня должна стать доминирующей

- Все обсуждения крутились вокруг одних и тех же проблем. Ключевая идея, которая звучала почти от всех спикеров, заключалась в том, что каждая страна, реализуя ту или иную политику, должна ориентироваться, прежде всего, не на какие-то статистические данные или общеизвестные показатели экономического развития, вроде ВВП, а на человеческое измерение. Насколько отдельный конкретный человек стал жить лучше, насколько повысилось его благосостояние, возможности для самореализации как в личностном, так и в профессиональном плане. То есть идеология «человекоцентризма» сегодня должна стать доминирующей. С этим согласились большинство участников и спикеров во время дискуссий в рамках Мирового правительственного саммита, согласен с этим и я.

Наталья Буквич. Дубай

Фото: Даниил Шамкин

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>