Создание Антикоррупционного суда — это не сказка, “третьего пути” здесь нет

Создание Антикоррупционного суда — это не сказка, “третьего пути” здесь нет

655
Ukrinform
Компромисс — это так демократично! Однако невозможно найти то, чего объективно нет и быть не может

Представитель Президента Украины в Верховной Раде Украины Ирина Луценко говорила сегодня журналистам об Антикоррупционном суде. Позицию госпожи Луценко изложил Интерфакс-Украина.

Ключевые тезисы-цитаты:

- “Не может группа международных экспертов, то есть совещательная группа экспертов... полностью выбирать состав украинского суда. Мы суверенное государство”;

- “Все рекомендации будут учтены, но в рамках Конституции Украины”;

- Порядок отбора судей Антикоррупционного суда не может отличаться от методологии, по которой формировали Верховный Суд, отбирали судей Конституционного Суда, а также сейчас проходит отбор судей первой и второй инстанции - “Правила и стандарты должны быть одинаковыми”;

- При доработке законопроекта об Антикоррупционном суде роль международных экспертов - их оценки в отношении кандидатов на должности судей - может быть усилена;

- Над усовершенствованием законопроекта об Антикоррупционном суде будет работать рабочая группа во главе с депутатом фракции “Блок Петра Порошенко” Сергеем Алексеевым, созданная на базе Комитета по вопросам правовой политики Верховной Рады.

Суть позиции представителя Президента — ищем компромисс, образно говоря - “третий путь”. Звучит солидно и даже заманчиво. Компромисс — это так демократично! Однако, к сожалению, ничего из этого не выйдет. Никакие усилия людей, даже очень искренние и очень настойчивые, не помогут найти того, чего объективно нет.

Или Антикоррупционный суд будет таким, как Верховный, то есть — избран (назначен) по такой же процедуре, или процедура будет принципиально другой, и тогда Антикоррупционный суд не будет таким, как Верховный. Никакие промежуточные, половинчатые, компромиссные, смешанные и прочие варианты невозможны, точнее — возможны лишь как декорация (прикрытие) одного — первого или второго - реального варианта.

Госпожа Луценко права: украинское законодательство в сфере судопроизводства не предусматривает порядка избрания судей какими-то международными экспертами. И если руководствоваться этим законодательством, то, конечно, Антикоррупционный суд ничем не будет отличаться от других украинских судов. А значит, кстати, правы те, кто предлагал (и вряд ли они совсем отказались от этого предложения) создавать не отдельный Антикоррупционный суд, а антикоррупционную палату в составе Верховного Суда. Абсолютно логичный подход.

Ірина Луценко
Ирина Луценко

Однако нам, обществу, нужна не безупречная логика, а реальная борьба с коррупцией. Общество хочет, чтобы украинский суд выносил реальные приговоры топ-коррупционерам. А нынешний украинский суд этого не делает. Поэтому, по другой, тоже безупречной логике, нужен принципиально новый суд. А принципиально новый суд — это такой суд, который избран (создан, назначен) каким-то другим путем. То есть, украинское законодательство, не предусматривающего этого другого пути, должно быть изменено.

Однако госпожа Луценко (и не только она) предлагает не изменение законодательства, чтобы было разрешено сформировать Антикоррупционный суд по другому принципу (и, соответственно, по другой правовой процедурой), а поиск некоего “третьего пути” - совершенствование законопроекта об Антикоррупционном суде. Но как вообще можно “совершенствовать” принцип? В данном случае - принцип “кто выбирает судью Антикоррупционного суда”? Принципы не совершенствуют, их выбирают — или тот, или другой.

Как, к примеру, можно учесть все рекомендации, но в рамках Конституции? Здесь ключевое слово - “но”. Если “но”, тогда все рекомендации учтены не будут, а если без “но”, тогда и без “в рамках Конституции”. Тогда надо говорить: все рекомендации будут учтены, и ставить точку.

Если вдруг Антикоррупционный суд будет создан по рекомендациям Запада, и он украинцам понравится (то есть, начнет осуждать топ-коррупционеров), тогда закономерно возникнет вопрос-предложение: а не создать ли нам по такой же процедуре и другие украинские суды — Верховный, Конституционный, Печерский и Шевченковский с Соломенским? И попробуйте возразить ссылкой на действующее законодательство и на Конституцию.

Вот мы и вышли на ключевую проблему всего нашего украинского суда: кто или что является в Украине источником судебной власти — равноценной (по Конституции, кстати) ветви власти наряду с властью исполнительной и законодательной? Пока украинская реальность такова, что источником судебной власти (назначает) является власть исполнительная, и это закреплено в украинском законодательстве (вопреки Конституции!), причем — в новейшем, которое сейчас еще называют судебной реформой. А разные там общественные комиссии, как и международные эксперты, являются совещательными органами, а они, как справедливо указывает Ирина Луценко, “не могут... полностью выбирать состав украинского суда”. Стоп! Может здесь найдется компромисс — выбирать не полностью, а частично? Поискать можно, если не жаль времени, но результат заранее известен: за кем окажется большинство, то фактически и выбрал суд.

Нынешняя борьба вокруг Антикоррупционного суда означает нечто гораздо большее, чем борьба с коррупцией, пусть даже ее топ-вариантом. Важнее то, что это борьба за принципиально новый украинский суд (а не только антикоррупционный), которому бы доверяли минимум 9 из 10 украинцев, а не наоборот, как сейчас. Это борьба за системную политическую реформу в Украине, которая должна изменить нынешнюю политическую систему, обязательной частью которой является зависимый от исполнительной власти суд, на новую демократическую, где суд будет зависеть от Закона.

Юрий Сандул, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>