Расторжение «Договора о дружбе» с Россией? Да он и так уже не действует!

Расторжение «Договора о дружбе» с Россией? Да он и так уже не действует!

465
Ukrinform
Выход из СНГ и непродление “Большого договора” должны были бы идти “в пакете” с расторжением дипломатических отношений со страной-агрессором

Начну с немного другого. 18 марта российская сторона в своем посольстве в Киеве, а также в генеральных консульствах во Львове, Одессе и Харькове открывает избирательные участки для выборов президента РФ. В связи с этим некоторые украинские патриотические организации заявляют о грядущем пикетировании с целью помешать голосованию. В свою очередь МИД РФ требует от Украины обеспечить безопасность своих учреждений, а МВД Украины сообщает, что берет их под усиленный контроль.

Понятно, что в этом случае Украина, то есть определенные ее политические силы и граждане, сама создала ситуацию, из которой вынуждена выходить с щадящими репутационными потерями. Почему? Потому что мы не разорвали вовремя, то есть сразу после аннексии Крыма, дипломатические отношения со страной-агрессором. Не будь дипотношений, не было бы и посольства, а значит, и избирательного участка в нем. Должна ли была Украина прервать дипломатические отношения с Россией? Не только должна, но и обязана. Международное право предусматривает основания для этого, к которым относятся не только вооруженный конфликт, но даже враждебная политика одного государства к другому. Нерасторжение дипломатических отношений стало ложным сигналом со стороны нашей страны мировому сообществу.

И еще одно. Разрыв дипломатических отношений в соответствии с международным правом не влечет за собой разрыва консульских связей. Мы часто слышим, что наличие дипломатических и консульских учреждений помогает защищать права наших граждан на территории РФ. Осмелюсь спросить: помогает ли? Международным правом предусмотрено поддержание отношений через третьи страны. По моему, это было бы оптимально: когда имеешь дело с таким мировым шулером как Россия, лучше действовать в присутствии свидетелей.

Еще 20 марта 2014 года (!) автор этого текста опубликовал статью "Как остановить Путина", где среди прочего было сказано следующее: “Первое, что следовало сделать сразу и необходимо реализовать немедленно, - это введение в одностороннем порядке визового режима с РФ... Далее - выход из СНГ (по примеру Грузии 2008 года). Подготовка перечня двусторонних соглашений, из которых Украина намерена выйти...” Но, кажется, в нашей стране не все, кому положено, понимают одну простую вещь: выход из СНГ не влечет за собой выхода из соглашений, заключенных Украиной в рамках СНГ, что так беспокоило и беспокоит оппонентов прекращении участия нашей страны в этом контролируемом Россией квазиобъединении, семь участников которого (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан) 19 декабря 2017 года голосовали в ООН против резолюции "Ситуация с правами человека в АР Крым и г. Севастополе", а практически против территориальной целостности Украины. Так нужны ли еще какие-то аргументы в пользу выхода Украины из СНГ?

Так же парадоксально и участие Украины в так называемом "Большом договоре". О дружбе и сотрудничестве с агрессором идет речь? Специфика вопроса в том, что подписанный в 1997 году договор был ратифицирован Украиной 14 января 1998 года на 10 лет, пролонгирован в 2008-м снова на 10 лет, то есть в этом году срок действия документа истек. При этом пролонгация его Украиной в 2018-м выглядела бы своеобразным "политическим безумием".

И когда говорят, что, мол, этим договором Россия признает границы Украины, следует помнить: своей агрессией РФ нарушила (среди многих других в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы, двусторонних) и этот договор, действовавший для нее на момент агрессии. И это свершившийся факт, в том числе для международного суда. Другой очевидный факт в том, что мировое сообщество не признало и не признает Крым российской территорией, так же, как не признает ОРДЛО. И из этого надо исходить.

Выход из СНГ и непродление "Большого договора" должны были бы идти "в пакете" с расторжением дипломатических отношений со страной-агрессором.

Сергей Борщевский, экс-дипломат, эксперт Центра исследования России


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-