Полтора года е-декларирования: и что это Украине дало?

Полтора года е-декларирования: и что это Украине дало?

Аналитика
467
Ukrinform
Мы увидели богатства госслужащих разных рангов. И это позволило представить реальные масштабы коррупции. Но это все пока...

Помните как полтора года назад все мы очень радовались началу е-декларирования должностных лиц? А как чиновники сопротивлялись, не хотели открывать двери и ящики, выдумывали, мол, это будет ничто иное, как наводка для грабителей... Но мы всем миром, с помощью ЕС и США их дожали... А теперь - хочется спросить: И что? Что изменилось? Какие последствия имело е-декларирования для тех, кто с такой неохотой показал свои невесть откуда взявшиеся сокровища?

Мы бы, пожалуй, и не вспомнили об этом, если бы не очередной скандал. Как известно, депутаты «отомстили» антикоррупционерам, приняв норму, по которой уже в этом году электронные имущественные декларации должны подавать не только чиновники, но и общественные активисты. Общество возмущено, западные партнеры протестовали не раз и не два, а Президент Порошенко пообещал, что парламент отменит скандальную норму. Однако 22 марта парламент “провалил” решение о хотя бы отсрочке декларирования общественных активистов. Поэтому не исключено, что в ближайшее время конфликт «засияет новыми красками».

Впрочем, вернемся к нашим вопросам, потому что у некоторых складывается впечатление, что НАПК неизвестно чем занимается, но только не оценкой и реагированием на декларации чиновников. Итак, мы хотим знать, какие плоды принесло е-декларирования за полтора года после старта?

На вопрос Укринформа отвечают эксперты:

Ярослав Юрчишин, исполнительный директор антикоррупционной организации Transparency International Ukraine:

“Результаты е-декларирования появятся только тогда, когда НАПК получит независимость”

Введение системы электронного декларирования должно было достичь двух целей. Во-первых, зафиксировать состояния публичных служащих, а во-вторых – добиться объяснения несоответствий между реальным уровнем жизни этих служащих и задекларированными доходами, вероятно заработанных незаконно. Первое удалось почти полностью, а второе, из-за непрофессионализма, политическую зависимость и бездарность Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции - нет. То есть мы имеем одну из самых эффективных систем декларирования в мире, но пользуемся ею как примат микроскопом - колем орехи.

Чтобы электронное декларирование дало результат, которого все ждут, НАПК должно получить реальную независимость. Что для этого нужно? Прежде всего, провести новый конкурс, перезапустить агентство по новым правилам. Между прочим, законопроект об этом уже почти год в парламенте, даже имеет позитивную оценку Совета Европы, но не реализуется. Почему? Потому что такое НАПК выгодно коррупционерам.

Валентин Гладких, политический эксперт:

“Доказать то, что чиновник получил имущество незаконным путем – очень сложно”

Оценивать систему е-декларирования можно по-разному. Можно, как провал, а можно – как закладку фундамента, которая в дальнейшем даст результат. Чиновники декларируют свои доходы, но механизм проверки разработан слабо. Более того, парламент сейчас пытаются внести изменения в статью о предотвращении коррупции – чтобы еще больше ограничить само понимание термина “незаконное обогащение”. Получается, все делается для того, чтобы нормы антикоррупционного законодательства, и в частности, процедура декларирования была максимально безопасной для крупного чиновничества. Уже сейчас видно, что осталась куча лазеек, благодаря которым доказать, что имущество добыто незаконным путем, практически невозможно. Например, как в случае квартиры депутата Лещенко – мол, ему Притула одолжила деньги, или подруга-диджей заплатила. Поэтому подобные дела и заходят в тупик.

Вывод: систему электронного декларирования надо совершенствовать. Выходом может быть “нулевое декларирование” - зафиксировать имеющиеся “сокровища”, чтобы они легализовали свои доходы и уплатили за них соответствующий налог, и отслеживать дальнейшее накопление собственности. Тогда же следующим шагом должно стать всеобщее декларирование для всех граждан Украины, чтобы закрыть эту лазейку, когда кто-то кому-то одолжил или подарил.

Надо понимать, что само по себе электронное декларирование – только кирпич. А для того, чтобы построить дом – одного кирпича мало. Чтобы искоренить коррупцию, должны быть действенными и правоохранительные органы, и судебная система, и антикоррупционные органы. Тогда система электронного декларирования начнет давать реальный результат для снижения коррупции.

Александр Леменов, эксперт в сфере антикоррупционной политики Реанимационного пакета реформ:

“Е-декларирования - лишь промежуточный шаг к привлечению коррупционеров к ответственности

Плюсы во введении электронного декларирования есть. Первое, мы наконец увидели реальные доходы наших чиновников, что самое важное. Я не знаю, в каких странах мира есть настолько открытый реестр. Но с другой стороны, есть огромные проблемы, не позволяющие говорить, что запуск системы е-декларирование дал максимальный эффект, который от него ждали.

Во-первых, система работает, декларации подаются, но до сих пор нет системы верификации данных и нет привязки к реестрам, с которыми следует сравнивать информацию, приведенную в декларациях. Сейчас есть только 12 или 13 подключенных реестров государственных баз данных . Во-вторых, назвать эффективным запуск электронного декларирования мешает отсутствие политической воли руководства НАПК. Руководители агентства полностью политически зависимы известно от кого. И в-третьих, е-декларирование - лишь промежуточный шаг к привлечению к ответственности чиновников, которые задекларировали, но не могут объяснить источники происхождения средств, или вообще не задекларировали денежные средства или имущество.

Система электронного декларирования – это скальпель. И мы этот скальпель или вручим в руки хирургу, который сделает высококачественную операцию и вылечит от тяжелейшей болезни нашего государства – коррупции, или мы его вручим преступникам, которые используют скальпель, чтобы кого-то ограбить, подрезать, или даже зарезать на смерть. По моему мнению, нынешнее руководство НАПК ближе ко второму варианту. Однако у меня есть надежда на НАБУ, которое через систему е-декларирования уже отслеживает незаконное обогащение отдельных людей и имеет право привлекать к ответственности коррупционеров. Есть две статьи Уголовного кодекса: ложь в декларациях и незаконное обогащение, расследование по которым находится в полномочиях НАБУ. Поэтому сейчас НАБУ – это именно тот хирург, который имеет шанс вырезать опухоль коррупции из тела государства.

Николай Романюк, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>