Заработает ли НАПК по-новому с новым председателем?

Заработает ли НАПК по-новому с новым председателем?

Аналитика
622
Ukrinform
Эксперты убеждены — изменений в антикоррупционном органе нечего ждать, пока не будет обеспечено нового подхода к его работе

Сегодня в Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции избрали нового председателя — им стал один из пяти членов НАПК Александр Мангул, за которого проголосовали единогласно. Он начнет исполнять свои обязанности председателя НАПК уже завтра, а срок его полномочий составит два года. Кстати, кандидатуру Натальи Корчак на должность главы НАПК не рассматривали повторно, поскольку по закону о предотвращении коррупции, одно и то же лицо не может занимать эту должность два срока подряд.

Стоит добавить, что заявление госпожи Корчак о сложении полномочий было достаточно эмоциональным — она написала, что с большим удовольствием переложит “бремя славы” на чужие плечи, обращаясь к тем, кому, по ее словам, мешали ее «неправомерные или незаконные действия, гараж, внешность, голос» и т.п. Но давайте говорить откровенно - общественность была недовольна деятельностью Корчак не из-за внешних атрибутов или действий, а скорее — из-за отсутствия действий. По информации “Обозревателя”, в 2017 году НАПК провело 18 плановых проверок, акты по 10 из которых отсутствуют. Также за прошлый год выявлено 346 признаков административных нарушений, по которым составлено всего 17 протоколов. Мало того — выявлено 348 признаков уголовных правонарушений, по которым не направлено никакого вывода. То есть нарушители обнаруженные НАПК при проверках, так и не были наказаны. Поэтому поскольку претензии к бездействию агентства уже накопились немалые, и Укринформ узнавал, есть ли все же шанс и перспективы, что новый глава НАПК все таки сдвинется с места тот тяжелый воз под названием “предотвращение коррупции”?

Александр Мангул, новоизбранный глава НАПК (по центру)

Что известно об Александре Мангуле?

Он родился 24 июля 1976 года в городе Каменка-Днепровская Запорожской области, но вырос в городе Мелитополь, мэром которого с 1991 по 1998 годы был его отец Анатолий Мангул.

Хотя в детстве Александр Мангул всерьез мечтал стать футболистом, но все же в 1999 году окончил Таврическую государственную агротехническую академию, выучившись на экономиста, а в 2004 году — Национальную академию государственного управления при Президенте Украины.

С 2000 по 2013 годы работал в Министерстве экономического развития и торговли Украины и Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства на разных должностях: от главного специалиста до директора департамента. В Министерстве экономического развития Александр Мангул работал именно в то время, когда его возглавлял Петр Порошенко. В интервью местному интернет-СМИ “Местные вести” он рассказал, что присутствовал во время ведения торговых переговоров, которые проводил Петр Порошенко в качестве министра экономики, отмечая, что это стало для него определенным мастер-классом.

С 2013 года по февраль 2014 года Мангул был заместителем председателя правления ПАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий». А с мая 2015 года по февраль 2018 года вновь вернулся на государственную службу — занимал должность председателя Мелитопольской районной государственной администрации Запорожской области. Александр Мангул также возглавлял районную ячейку партии “Солидарность” во время выборов в местный совет. Членом НАПК был назначен совсем недавно — 17 января 2018 года.

Собственные доходы новоназначенный глава НАПК оценивает как средние, и судя по его ежегодной декларации, это похоже на правду. В его собственности — 25% квартиры площадью 80 кв. м, которой он владеет вместе с двумя дочерьми и бывшей женой. У него также есть недешевый автомобиль Фольксваген Туарег 2012 года выпуска, оцененный в 496 тыс. гривень и гараж площадью 67,6 кв.м. Его нынешняя жена Виктория Мулявка имеет квартиру в Киеве площею136 кв. м и владеет машиноместом. Зарплата Александра Мангула в Мелитопольской РГА составила за год 207 219 гривень, а его жены, которая также имеет связи с БПП, поскольку работает помощником нардепа Леонида Козаченко — 30 912 гривень. Кроме того, Александр Мангул зарегистрировал в декларации среди доходов 75 667 гривень на банковском счете и 22 000 евро наличными, а его жена имеет на руках 47 тыс. долларов.

Сменить руководителя недостаточно — нужен полный перезапуск НАПК

Изменится ли эффективность работы НАПК с избранием нового председателя — Укринформ спросил об этом у экспертов. Как оказалось, их прогнозы не слишком обнадеживают.

Виктор Таран, член общественного совета при Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции, руководитель “Центра политических студий и аналитики "ЭЙДОС" считает, что шанс на перемены есть всегда, но подчеркивает, что для этого очень важна политическая воля.

Віктор Таран
Виктор Таран

“За первые 100 дней работы уже будет заметно, произошли ли сдвиги в работе НАПК. Если ничего не изменится, то единственный выход — перезапуск Агентства. Правительство и РПР подготовили законопроект о перезапуске НАПК, он сейчас находится в парламенте, но до сих пор не набрал достаточно голосов для его рассмотрения”, - говорит Виктор Таран.

Ярослав Юрчишин, исполнительный директор антикоррупционной организации Transparency International Украина считает, что никаких изменений с избранием нового главы НАпК не произойдет:

Ярослав Юрчишин
Ярослав Юрчишин

“На самом деле все члены НАПК уже принимали решения, которые вызывают ряд вопросов. Те же члены НАПК премировали себя в размере до 400% заработной платы, когда бывало, что рядовых работников агентства, выполняющих основную работу, вообще лишали премий без достаточных оснований. Поэтому говорить, что кто-либо из членов НАПК сможет качественно обновить работу, не приходится.

Решить это может только полный перезапуск Агенства. Сейчас есть два законопроекта — один, инициированный правительством, который вызвал определенные предостережения от экспертов Совета Европы, второй — депутатский, одним из авторов которого является Виктор Чумак, и полностью поддержанный в СЕ. Оба уже больше полугода лежат в Верховной Раде. К сожалению, другого пути, кроме перезапуска, нет, поскольку в законодательстве даже не прописаны возможности снятия руководства НАПК при условии некачественной работы или заключения аудита. Следовательно, его работа – это ответственность только политических игроков.

Законопроекты, которые сейчас лежат в парламенте, предусматривают новую процедуру конкурса, новые правила работы агентства, большую ответственность руководителя. Например, в депутатском законопроекте, хоть и предусмотрено сохранение коллегиальности, но с усилением персональной ответственности в сфере соответствующих полномочий. В правительственном законопроекте, к примеру, предлагается единоличное руководство с возможностью инициировать отставку члена НАПК при условии некачественной его работы непосредственно руководителем НАПК. То есть подходы для совершенствования работы агентства есть разные, и политической воли для этого мы пока не видели”.

Александра Дрик, председатель Совета ОО "Общественный люстрационный комитет" и координатор коалиции "Декларации под контролем" также пока не связывает избрание нового председателя НАПК с какими-то сдвигами в ближайшем будущем:

Олександра Дрік
Александра Дрик

“С точки зрения эффективности и результативности этого органа — ничего не изменится. Все члены НАПК, которые занимают эти должности, уже дискредитированы процессом избрания — а именно комиссией, которая себя скомпрометировала.

Еще с самого начала формирования состава НАПК (из-за что его бросила Transparency International) там происходили манипуляции. Фактически она действовала, не выставляя именно свою независимость в качестве приоритета, о чем неоднократно заявляла общественность. Но эта комиссия продолжала назначать членов НАПК, а значит доверие к ним подорвано с самого начала.

Уровень результативности работы НАПК может измениться, если парламент примет закон, который изменит принцип избрания руководства, и обеспечит предпосылки для независимости органа.

Европейская сторона требует введения эффективной, в частности, автоматизированной проверки деклараций. Это означает, что первые решения нового главы НАПК будут касаться именно этого, но уверенности, что такая проверка будет полноценной, нет. Для того, чтобы ситуация изменилась, нужны два ключевых решения. Первое — про независимую экспертизу системы. Это и должно обеспечить полноценное внедрение автоматической проверки — снять все манипуляции низким качеством программы, определить, кто и с какими последствиями вмешивался в эту систему и забрать ее из рук спецслужб. Второе — обеспечить избрание независимого руководства через закон, что самое главное. Без этого деятельность НАПК будет бесконечной историей о красивых заявлениях и отсутствии результата”.

Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>