Расторгнуть расторгнутое, или Как договор о дружбе с РФ стал не стоящим бумаги, на которой написан

Расторгнуть расторгнутое, или Как договор о дружбе с РФ стал не стоящим бумаги, на которой написан

Аналитика
481
Ukrinform
Договор уже не действует, поэтому его расторжение – хоть полностью, хоть частично – не имеет юридической основы, – убеждает Роман Безсмертный

Президент Порошенко, выступая в Киеве на форуме по вопросам безопасности, заявил, что предложит Верховной Раде пересмотреть Договор о дружбе и сотрудничестве с Российской Федерацией, а именно исключить из него отдельные статьи – о стратегическом партнерстве и о сотрудничестве с Россией в военной области. Этим заявлением Президент вновь активизировал дискуссию о сохранении дипломатических отношений с агрессором. И не только.

Пожалуй все без исключения современные украинцы давно ждали расторжения этого договора, поэтому заявление Порошенко вызвало определенное замешательство – почему лишь частично, а не полностью? А еще почему такая инициатива появилась лишь на пятом году войны? Впрочем, это позиция не только Президента и она вот в чем: договор нельзя разрывать полностью, ведь он содержит несколько важных положений, в частности те, где говорится об уважении к территориальной целостности и нерушимости существующих между ними границ. А как же тот очевидный факт, что Россия уже четыре года как наплевала на договор, продемонстрировав бандитское пренебрежение к границам и суверенитету Украины?

А можно ли вообще расторгнуть договор «частично»? Дипломаты говорят, что это исключено. В частности, бывший генеральный консул Украины в Стамбуле и Эдинбурге Богдан Яременко заявил, что в соответствии с нормами международного права двусторонние договоры расторгнуть можно только полностью. Частично, то есть отказаться выполнять отдельные положения можно только если это предусмотрено в самом договоре. И такого пункта в Договоре о дружбе и сотрудничестве Украины с Россией – нет.

Чтобы разобраться в правовых нюансах скандала вокруг Договора о дружбе с РФ, Укринформ обратился к украинскому дипломату, Чрезвычайномуо и Полномочному послу Украины в Беларуси в 2010-2011 годах Роману Безсмертному.

Роман Безсмертний / Фото: прес-служба
Роман Безсмертный / Фото: пресс-служба

- Роман Петрович, можно ли с юридической точки зрения расторгнуть часть такого договора?

- Договор о дружбе и взаимоотношения с РФ относится к категории договоров, в которых предусмотрена процедура периодического продления, и она действует по принципу умолчания. То есть, если стороны не возражают, то действие договора продляется. Но такие нормы, исходя текста договора, действуют лишь когда его содержание выполняется.

Кроме того, на сегодняшний день, по факту, а не по формальному толкованию любой из сторон, страны находятся в состоянии войны. И это подтверждено как внутренними правовыми и политическими заявлениями со стороны Российской Федерацию как агрессора, так и международными политическими и даже судебными решениями, которыми Россия также признается агрессором.

При таких условиях, договоры со смыслом, не соответствующим сути текущего момента, не считаются действительными. То есть они считаются расторгнутыми с момента начала процедуры или действий, нарушающих содержание договора. Это означает, что с момента начала агрессии все соглашения, заключавшиеся в отношении партнерства, взаимодействия, дружбы – утрачивают силу автоматически. Так же, как должны быть разорваны и дипломатические отношения. И это не политическое толкование, а юридический факт, который определяет в соответствии с международным правом и международной традицией то, что страны находятся в состоянии войны. Поэтому можно считать этот договор не действующим. Этот договор также не может быть аргументом в судах, ведь с момента начала войны он прекращен.

Поэтому дискуссия, которая ведется – расторгать договор или нет, расторгать частично – это чисто политическая дискуссия, направленная на внутреннего потребителя.

- А как же с дипломатическими отношениями?

- Страны, которые находятся в состоянии войны, могут сохранять посольства по разным причинам – экономическим или политическим. В соответствии с Венской конвенцией, отношения стран, между которыми ведется война, выстраиваются на международном праве. Если, например, фактически дипломатические отношения разорваны из-за войны, это не означает, что посольство и дипломаты должны выезжать. Венская конвенция позволяет им осуществлять свои полномочия. Хотя они могут и покинуть страну, с которой ведется война, в таком случае вступает в действие правовая традиция, когда происходит замещение функций и сохранность имущества другой страной, например, Швейцарией.

- Очевидно, что полностью обрывать связи с РФ нет возможности. Так на каких условиях следовало бы поддерживать отношения между Украиной и Россией именно сейчас?

- В этой ситуации украинской стороне следовало бы инициировать переговорные процессы, и при желании говорить о заключении нового соглашения, которое, во-первых, решило бы вопрос прекращения войны, а во-вторых, регламентировало бы отношения на переходный период, до момента заключения нового договора, если таким будет решение сторон.

Тогда будет совершенно четко определен правовой статус обеих сторон и исчезнет двойное толкование, о котором мы сейчас говорим. Ведь формально между странами ведется война, а юридически страны находятся в каком-то непонятном статусе – ни войны, ни мира. Ведь не случайно в документах, принятых парламентом, не употребляется термин "война", но Россия называется агрессором.

Роман Безсмертний / Фото: прес-служба
Роман Безсмертный / Фото: пресс-служба

- А были ли такие случаи в международной практике?

- Если обе стороны считают, что на данном этапе конфликт дошел до ситуации, когда можно вступить в переговоры и заключить некий переходный документ – это возможно. И такие случаи были не один раз, когда страны в состоянии войны, заключали договоры – на многосторонней основе, на двусторонней основе, при посредничестве международных и других организаций. Такие практики применяются. Но сам факт таких переговоров будет еще одним доказательством того, что прежние двусторонние соглашения фактически утратили силу.

- Петр Порошенко среди прочего предлагает денонсировать пункт о сотрудничестве с Россией в военной сфере. Значит ли, что в остальных Украина может продолжать сотрудничество с врагом?

- Даже этот ваш вопрос говорит о политическом характере этой дискуссии. Между странами ведется война, и если та или другая сторона предпринимает определенные политические или экономические шаги – их можно расценивать либо как предательство своих интересов в пользу другой стороны, или как победу, если они принесли стране какие-то выгоды.

Отсюда и дискуссия о торговле во время войны, хотя должно быть все однозначно: если бы в результате такой торговли в экономике России был нанесен ущерб, то такие действия украинских должностных лиц, физических или юридических лиц надо было бы считать подвигом. Но если в результате было, напротив, нанесен ущерб украинской экономике, армии или гражданам – это измена родине. Поэтому надо разбираться, но это уже не международное право, а государственное, уголовное, административное и прочее.

- Президент также предложил официально прекратить участие Украины в органах Содружества независимых государств. Могут ли с этим возникнуть какие-то сложности?

- Украина никогда не была членом СНГ, находилась там лишь на правах наблюдателя, и ни разу не ратифицировала никаких документов. Мы подписывали только отдельные многосторонние соглашения в рамках СНГ. Украина может без проблем выйти из таких соглашений. Это определяется интересом страны – если он есть, надо выходить.

Вы сейчас в подтексте мне говорите, что СНГ – читай, Россия. Но юридически в рамках СНГ многосторонние соглашения заключались по принципу равенства каждой из сторон. И там есть соглашения, например, о сотрудничестве в сфере связи, из которых Украине стоило бы выйти.

Заметьте, соглашения в рамках СНГ – не двусторонние, со странами Содружества мы не находимся в состоянии войны. И Украина может спокойно из них выйти. А в случае двустороннего соглашения со страной, которая против нас воюет – факт ведения военных действий означает прекращение такого соглашения.

Николай Романюк, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-