Безопасность, вера и война с коррупцией.Топ-10 решений последней сессии ВР

Безопасность, вера и война с коррупцией.Топ-10 решений последней сессии ВР

324
Ukrinform
Наработали ли украинские парламентарии себе на отпуск?

Один из самых тривиальных критических по отношению к Верховной Раде дискурсов - это тема ее эффективности, которую связывают с количеством законов. И на подобные утверждения я всегда смотрела с улыбкой. Где-где, а в парламенте эффективность работы не измеряется линейной зависимостью, чем больше - тем лучше. Она измеряется другим: важностью, комплексностью и своевременностью принятых решений. Даже больше: ее эффективность измеряется еще и тем, смогла ли она отказаться от определенных законопроектов, которые категорически не воспринимает общество. Мы выделили Топ-10 самых важных решений, которые она приняла на последней сессии.

1. ЗАКОН О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Для воюющей страны, которая долго переживала трансформации и стала жертвой собственной многовекторности, такой закон следует считать основополагающим. Он не только определяет четкие дефиниции: военный конфликт, общественная безопасность, вооруженный конфликт, комплексный обзор сектора безопасности и обороны, планирование в сфере нацбезопасности и многое другое.

Законом четко зафиксирован курс на НАТО и ЕС. Есть ожидания, что он поможет реформировать армию, осовременить подходы и прояснит. В нем изложена система обеспечения нацбезопасности и полномочия каждого из ее субъектов, в частности президента, министерств обороны и внутренних дел, Вооруженных сил, Генштаба, СБУ, Госпогранслужбы и др.

Министр обороны Украины и его заместители будут назначаться на должности из числа гражданских лиц с 1 января 2019 года.

Также проект предусматривает разграничить должности начальника Генштаба и главнокомандующего ВСУ, которые сейчас занимает Виктор Муженко.

В СБУ будут больше бороться с коррупцией, но там остается функция контрразведывательной деятельности в экономической сфере.

2. ЗАКОН ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОМ СУДЕ

Дальше идет тройка решений, которые, безусловно, усилят антикоррупционную борьбу. Долго и тяжело принимался президентский Закон "О Высшем антикоррупционном суде". Его рассмотривали в несколько этапов, на каждом были свои дискуссии, самая ожесточенная касалась участия и полномочий Совета международных экспертов. В конце концов, после долгих обсуждений, базовый закон был принят, а буквально через две недели был принят вспомогательный закон, который, собственно, запускает работу суда.

Під час засідання парламенту, у межах якого був прийнятий проект закону №7441

Инициаторы не сомневаются, что суд будет работать хорошо и будет создан быстро. Поживем - увидим, но скорость запуска одновременно двух законов свидетельствует о серьезности намерений власти.

Петро Порошенко під час церемонії підписання Закону України
Петр Порошенко во время церемонии подписания Закона Украины "О Высшем антикоррупционном суде"

3. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ УСОВЕРШЕНСТВУЮТ РАБОТУ ГБР

ВР в первом чтении приняла проект изменений в некоторые законодательные акты, которые должны усовершенствовать деятельность Государственного бюро расследований и обеспечить начало его функционирования.

И хотя вспомогательный закон принят лишь в первом чтении, не стоит его недооценивать.

4. АУДИТОР НАБУ

ВР назвала своего представителя в состав комиссии внешнего контроля по независимой оценке (аудиту) эффективности деятельности НАБУ. По-простому, назначила аудитора.

Володимир Василенко
Владимир Василенко

В Верховной Раде не было длительных дебатов относительно вопросп назначения аудитора НАБУ. Им стал Владимир Василенко, который ранее работал судьей в Международном суде ООН и представителем Украины в Совете ООН по правам человека. Отдельные оппозиционные депутаты боятся, что он будет слишком лояльным к Банковой. При всех предостережениях, можно возразить, что всю жизнь дипломат Владимир Василенко работал на государственный интерес, не имел ни одного скандала, связанного с обогащением или с компромиссом не в пользу Украины.

5. СЛЕДСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ФАКТАМ ХИЩЕНИЯ В АРМИИ

Важным является Постановление о создании Временной следственной комиссии ВР по расследованию фактов хищений в армии в период с 2004 по 2017 годы.

Создавать следственную комиссию всегда было непросто. И поэтому создать комиссию по такой чувствительной теме, как хищения в армии или злоупотребления в армии, было настоящим достижением. Правда, период, который охватывает ее деятельность, слишком длинный, но это не так плохо. В конце концов, это позволит вычистить и не допустить бывших коррупционеров и расхитителей к нынешним армейским контрактам.

ВСК проверит законность перевода военного имущества, техники, вооружения и боеприпасов в статус избыточного военного имущества в 2004-2017 гг., сведения относительно обоснованности стоимости отчуждения военного имущества, относительно размера компенсации стоимости земельных участков, которые принадлежали Министерству обороны и Вооруженным силам Украины и были отчуждены или переданы под застройку в рамках реализации инвестиционных проектов.

6. ЗАКОН О ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

Если говорить официальным языком, закон определяет правовые основы и порядок организации дипломатической службы, устанавливает определенные регламенты и проясняет детали работы дипломатов.

Четвертая статья закона перечисляет принципы, которых должен придерживаться дипломат: патриотизм; отстаивание национальных интересов Украины; демократизм и законность; гуманизм и социальная справедливость. Этот закон, в принципе, не является революционным, он просто долгожданный, и его приветствовал весь дипкорпус.

7. ОБРАЩЕНИЕ ПО ДЕЛУ СУЩЕНКО

Речь идет о постановлении об Обращении ВР к парламентам иностранных государств, мировым лидерам и международному сообществу в связи с неправосудным приговором по делу Романа Сущенко.

Роман Сущенко / Фото: Роман Цимбалюк, FB
Роман Сущенко / Фото: Роман Цимбалюк, FB

Укринформ долго борется за освобождение своего журналиста Романа Сущенко. И обращение парламента - один из этапов этой борьбы. Впрочем, в строках Обращения упомянуто не только имя Романа, парламентарии напоминают, что больше шестидесяти граждан Украины продолжают незаконно удерживаться на территории Российской Федерации и еще десятки граждан на временно оккупированных территориях Украины.

Обращение поименно перечисляет политических заключенных, которые незаконно удерживаются Российской Федерацией: "Владимир Балух, Александр Кольченко, Олег Сенцов, Александр Шумков объявили голодовку в знак протеста против аморальной и противоправной политики Российской Федерации, которая противоречит как международному праву, так и общечеловеческим ценностям".

8. ОБРАЩЕНИЕ К ПАТРИАРХУ ВАРФОЛОМЕЮ

Украинский парламент обратился ко Вселенскому патриарху уже во второй раз. На этот раз у парламента практически не было времени на подготовку и осмысление: все предыдущие события (поездка на Фанар первых лиц, обещание Вселенского) происходили слишком быстро и неожиданно. Но в отличие от прошлогоднего обращения, это письмо ждали во Вселенской патриархии. Верховная Рада проголосовала молниеносно, показав тем самым, что они готовы, просят и ждут признанную автокефалию.

9. ЗАКОН О ТРАНСПЛАНТАЦИИ

Несмотря на то, что закон в нашем рейтинге стоит в конце списка, мы считаем его одним из самых важных. Трансплантация кроме того, что является отраслью медицины, требует и определенной культуры в обществе в отношении к этой проблеме. Закон создает правовые основы для таких операций, вводит определенные регламенты и предохранители в сфере пересадки органов.

Если ежегодно около трех тысяч доноров могли бы спасти жизни 10 тысячам больным, не надо мешать этому.

До 1 октября 2018 года в Украине должны создать Единую государственную информационную систему трансплантации, которая будет состоять из реестров - волеизъявления относительно посмертного донорства или списка представителей, то есть родственников; анатомических материалов человека, предназначенных для трансплантации или изготовления биоимплантантов, живых доноров, реципиентов, медучреждений, которые будут заниматься трансплантацией, и перечень трансплант-координаторов. Информация в этих реестрах будет конфиденциальной, доступ будут иметь только медучреждения, которые занимаются трансплантацией, трансплант-координаторы и судмедэксперты.

10. СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПАРЛАМЕНТСКИХ КОМИТЕТОВ

Незаметным, но серьезным решением я считаю шаг к уменьшению числа парламентских комитетов. Это была одна из самых больших парламентских традиций: в каждом новом созыве создавать под каждую новую амбицию новый парламентский комитет. Это в свою очередь тянуло за собой такую штуку, как законодательный спам, засорение Рады огромным количеством непроходимых и априори ненужных законопроектов. Мы считаем, что уменьшение количества комитетов станет не только шагом навстречу советам европейцев, но и повышением собственной политической законодательной культуры.

На мой скромный взгляд, Верховная Рада заслужила свой отпуск. А вы как думаете?

Лана Самохвалова, Оксана Климончук.Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-