“Законом Южаниной” евробляхеров не успокоишь. Да и нужен ли он им?

“Законом Южаниной” евробляхеров не успокоишь. Да и нужен ли он им?

Аналитика
1242
Ukrinform
Эксперты убеждены, государство не должно идти на поводу у протестующих автовладельцев, но и оставлять проблему без решения тоже нельзя

За два дня до конца очередной сессии парламента владельцы машин на еврономерах неожиданно решили провести бессрочную акцию протеста. Требования – хорошо известны: разрешить растаможивать автомобили, не соответствующие стандартам “Евро-5” и “прекратить произвол полиции” – лишить ее расширенных полномочий в отношении автомобилей на еврономерах. Речь идет о постановлении правительства №475, направленном на борьбу с контрабандой, в том числе и автомобилей. Отныне полиция обязана останавливать “евробляхи” и проверять через таможенную базу “Инспектор-2006”.

Между тем, 13 июля парламент сделал первый шаг к решению проблемы “евроблях” – принял в первом чтении закон №8487, который уменьшает базовую ставку акцизного налога и позволяет ввоз подержанных автомобилей, не соответствующих стандартам Евро-5. Однако говорить, что проблема имеющихся в Украине “евроблях“ вскоре будет решена – не приходится. Ведь, по регламенту, налоговое законодательство можно изменять не позднее чем за полгода до начала нового бюджетного года. Поэтому в лучшем случае упомянутый закон (который прошел еще только первое чтение) может быть принят окончательно не раньше этой осени, а по "налоговому правилу” сможет действовать только с 2020 года. Хотя здесь есть варианты: а) между первым и вторым чтением закон могут полностью переписать, б) закон могут отправить на доработку и в) его могут проголосовать и “включить” несмотря на бюджетный регламент. Как будет развиваться ситуация, пока не известно – депутаты, быстренько проголосовав политически неудобный закон, с облегчением отправились “на каникулы”. А тем временем ситуация остается в подвешенном состоянии.

Недавно правительство дало полиции право останавливать машины на еврономерах даже если они не нарушили правила дорожного движения, ведь есть причина – автомобиль может быть нелегально ввезен в Украину. Очевидно, что “евробляхеры” настолько привыкли к вседозволенности, что восприняли это как посягательство на собственные права. А если бандит повесит себе на машину «евробляху» – его тоже не трогать?

Владельцы авто на еврономерах заблокировали проезжую часть улицы Грушевского, а это также грубое нарушение закона, в частности – правил дорожного движения. И за это полиция, похоже, не собирается их наказывать. Более того, если требования “евробляхеров” не будут удовлетворены, то они пригрозили заблокировать и Бориспольскую трассу.

Итак, все на грани абсурда. Во-первых, люди, которые не считали нужным платить налоги на автомобили по украинскому законодательству, нашли в нем лазейку – покупать машину за границей и растаможивать. То есть, решили, что именно они не должны платить налоги – это пусть делают «терпилы» – владельцы и покупатели автомобилей на украинской регистрации. Во-вторых, они митингуют за отмену нормы, направленной на улучшение системы сбора налогов, незаконным образом – перекрывая проезжую часть города, тем самым создавая транспортный коллапс. И в-третьих, они откровенно шантажируют действующую власть, мол, не выполните наших требований – мы вам устроим хаос на дорогах.

Может, уже пришло время людей, которые считают других за дураков, вытеснить из их зоны комфорта, то есть начать наказывать? Ведь это прямая обязанность полиции.

Конечно, есть и другие версии конфликта между государством и “евробляхерами” – налоги на подержанные машины действительно высокие, а цены на новые – “неподъемны” для многих. Эта проблема сложная, ведь не была бы такой – уже давно бы ее решили.

Укринформ обратился к экспертам, попросив их оценить проблему, которая сейчас сложилась вокруг “евроблях” и поделиться соображениями о возможном решении.

Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров:

Олег Назаренко
Олег Назаренко

“Постановление правительства направлено на борьбу с контрабандой. Чем оно не угодило “евробляхерам” - непонятно”

В акции “евробляхеров” я некоторых вещей не понимаю. Во-первых, по данным МВД, блокировали улицу Грушевского 657 машин. Две недели назад парламент пытался впервые принять важный (как на этой неделе оказалось) для активистов законопроект №8487. Почему они не приехали две недели назад – хотя бы 50 машин, а не 650? Его бы тогда взяли за основу, а сегодня уже принимали бы во втором чтении и в целом. Какой смысл устраивать бессрочную акцию за два дня до конца сессии парламента, зная, что по регламенту между первым и вторым чтением должно пройти минимум две недели? Между прочим, две недели назад активисты называли закон 8487 плохим, а сейчас они требовали его принятия. Что изменилось - непонятно...

Во-вторых, “евробляхеры” требуют отменить постановление правительства №475. Но в нем ни слова про автомобили на европейской регистрации нет, а речь идет лишь о борьбе с контрабандой. Зачем им требовать отмены? Ведь отмена постановления правительства о борьбе с контрабандой выгодна только контрабандистам. Автомобили на европейской регистрации въехали в Украину на вполне законных основаниях, их пропустила таможня. Зачем отмена этого постановления “евробляхерам” – непонятно. Поэтому очень похожа на правду версия представителя правительства в парламенте, народного депутата Вадима Денисенко, который утверждает, что настоящие заказчики акции – крупные контрабандисты, которые не хотят, чтобы правительство вмешивалось в борьбу с контрабандой.

В-третьих, странным кажется тот факт, что имена и фамилии некоторых активистов, организаторов акции под парламентом, идентичны именам и фамилиям владельцев литовских фиктивных фирм. Есть интересные фирмы, где автомобилей на балансе фирмы, например, 540, а количество сотрудников – 0. Сколько стоит заказать “автомобиль под ключ”? Со всеми расходами – от 1000 до 1500 евро. Кому украинец понесет деньги? В государственную казну и получит украинские номера, или посреднику и получит “евробляху” с опцией перезаезда за 200 долларов ежегодно? Выбор очевиден. Но выгодно ли владельцам литовских фирм снижение стоимости растаможки? Они же так потеряют свой бизнес. Который, между прочим, суперприбылен: ежемесячно ввозится по 30-40 тысяч машин, а за каждую они получат по 1000 евро. Следовательно, ежемесячно они имеют 40 миллионов евро чистой прибыли!

Считаю, что надо соблюдать законы. Если законы не нравятся, их не надо нарушать – их надо выполнять, и только после того идти под Верховную Раду и требовать их отмены. В то же время налоги надо уменьшать – ведь чем ниже они будут, тем меньше будет искушения пользоваться незаконными схемами. Украинцы скорее заплатят 1500 евро государству, чем «литовским» фирмам.

Борис Кушнирук, экономист:

Борис Кушнірук
Борис Кушнирук

“Государство не должно идти на уступки владельцам авто на европейской регистрации!”

Во-первых, люди, покупая “евробляху”, сознательно идут на нарушение таможенного и налогового законодательства. Таким образом те, кто нарушил законодательство, в более выгодных условиях, чем те, кто честно платит налоги. Когда законопослушный гражданин проигрывает, это априори неправильно, ведь это полное разрушение права и морали. И это не только с «евробляхами» бывает. Вспомните только ситуацию с вкладчиками Банка Михайловский, которые требовали компенсации от государства за обанкротившийся банк, и эти требования в конце концов удовлетворили. Фактически, за действия вкладчиков, которые рассчитывали получить большую прибыль, расплатилось государство. То есть, каждый из нас извлек из собственных карманов деньги (ведь в бюджете нет других средств) и отдали им. То же требуют и “евробляхеры”.

Во-вторых, большинство владельцев “евроблях” не платят налоги на доход физических лиц – убежден, что большинство из них формально не имеет средств на покупку авто. Поэтому если государство не может собрать налог одним путем, то вправе выбрать другой. И это политика государства – сделать те или иные виды импорта дорогими. Фактически, “евробляхеры” использовали схему, по которой можно нарушать таможенное законодательство и ввозить нерастаможенные автомобили. Государство в результате такого подхода не может и собрать налоги в бюджет.

И в-третьих, Украине нужно накапливать добавленную стоимость в экономике, чтобы получить более стабильную экономику. Чем больше производится – тем больше добавленной стоимости будет получать государство. Если же мы откроем рынок для подержанных авто, мы этим самым убьем любую возможность для создания спроса на продукцию отечественного автопрома. Кто будет инвестировать и производить новые автомобили, если рынок заполнен подержанными? Никто!

Убежден, что государство не должно идти на уступки тем, кто митингует под Радой. Они прекрасно знали, что обходят закон. А теперь требуют, чтобы государство позволило считать всех остальных дураками. В то же время, за митинг наказывать бессмысленно. Но если политика государства будет оставаться жесткой, это станет прецедентом – нарушители закона увидят, что таким образом действовать нельзя. Если же “евробляхеры” стремятся ввозить подержанные машины, то можно ввести автомобильный сбор и уплату налогов в зависимости от возраста автомобилей, как в Европе. Там люди обновляют машины потому, что налог на возрастную машину, условно, более 10 лет – очень большой. Приходит время, когда выгоднее машину заменить. Кроме того, и утилизация в Европе стоит недешево, зато в Украине ее можно оставить под забором, надеясь, что государство «разберется».

Сергей Фурса, инвестиционный банкир:

Сергій Фурса
Сергей Фурса

“Трудно кого-то обвинять в преступлении, когда ты и сам преступник”

Почему не любят “евробляхеров? Потому, что на дорогах они часто ведут себя, как хамы. Вообще, правила дорожного движения, как и налоги, не для них. А еще «евробляхер», попав в аварию, может просто встать и уйти, оставив проблему честному водителю, который и налоги все уплатил.

Почему они протестуют сейчас? Потому, что власть в конце концов решила навести порядок. Наконец соединили две базы: полиции и таможни. Сейчас эти люди, которые говорят, что они ничего не нарушают, а просто “случайно” катаются на транзитных машинах, встретились с реальностью наказания. Они протестуют не ради того, чтобы снизить налоги для всех водителей, а требуют удовлетворить их право нарушать и дальше безнаказно. Они протестуют перед кабинетами чиновников, которых обвиняют в коррупции. Но трудно кого-то обвинять в преступлении, когда ты и сам преступник. Евробляхеры, используя схему завоза нерастаможенных автомобилей, ничем не лучше чиновников, которые эту схему покрывают.

Им надо вернуться в законную плоскость. Люди, которые незаконно пользуются автомобилем, должны уплатить все установленные законом платежи, получить украинские номера и ездить. Такие пошлины, нравятся они нам или нет, – установил закон, и их надо платить. Надо ли менять закноодательство или нет – вопрос спорный. Но в Соглашении об ассоциации между Украиной и Евросоюзом определено, что постепенно будет уменьшаться налог на ввоз по крайней мере новых автомобилей. Но я не думаю, что надо уменьшать налоги на старые автомобили, ведь зачем нам эти “маленькие Чернобыли” на колесах?

Александр Карпенко, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-