Декларация о суверенитете: фундамент или компромисс, последствия которого чувствуем до сих пор?

Декларация о суверенитете: фундамент или компромисс, последствия которого чувствуем до сих пор?

Аналитика
650
Ukrinform
Дата 16 июля 1990 года, пожалуй, сейчас немного непонятна широкой общественности украинцев. Но все просто: это был первый шаг к Независимости

Казалось бы, это еще не было провозглашением независимости, а что же тогда значит словосочетание – «государственный суверенитет»? Впрочем, это только признак «короткой памяти» общества, которое уже не различает деталей в вихре событий за 28 лет. Но – и историки, и политики, и участники тех событий придают факту провозглашения государственного суверенитета УССР (а, как не крути, эта аббревиатура используется в тексте документа гораздо чаще, чем слово Украина) вес чуть ли не ключевого момента на пути к Независимости. Так все же, что значит этот документ и с какой целью Верховная Рада его приняла?

Историческая ловушка, которая стало выходом

Известная истина – в решающих исторических условиях надо действовать на свой страх и риск. Для украинской государственности это имеет большое значение. Чтобы не углубляться далеко, стоит вспомнить хотя бы события столетней давности: лидеры Украинской Народной Республики приняли много очень верных и исторически обоснованных документов – хотя бы те же четыре Универсалы, которые ясно очерчивали каким должно было стать украинское самостоятельное государство, но вот подкрепить это делами как-то не получилось. Точнее – действия авторов тех же Универсалов скорее несли ущерб развитию самостоятельности, чем способствовали ей.

В конце советского периода истории Украины вопрос стал ребром: или сейчас, или никогда. То есть, если не сделать решительный шаг, то КГБ-шная и партийно-номенклатурная система, куда более опытные в политике, переиграли бы без больших усилий демократов и диссидентов всех оттенков из разных областей Украины и, в принципе, противоположных политических взглядов. Но – историческая ситуация была создана – впервые в истории Украины Верховная Рада была выбрана не однопартийной, в ее составе были те, кого прежде невозможно было представить там вообще. Бывший смертник Левко Лукьяненко, Вячеслав Чорновил, братья Горыни с одной стороны, а с другой – например, с востока Украины, преподаватель Владимиры Гринев и «комсомолец» Филенко, обычные коммунисты – как Александр Мороз, и, собственно, и Леонид Кравчук, или такие персонажи как тот же Сергей Цеков и Николай Багров из Крыма, которые после марта 2014 года открыто приветствовали аннексию Крыма и присоединились к оккупационной власти. Все они были тогда народными депутатами Украины – и приняли документ, который стал поворотным, но в содержании которого отразились все их политические различия.

Кто же тянул канат?

Первое, и главное – Декларация была принята конституционным большинством – 355 голосов при четырех против и одном воздержавшемся. Кажется, редкое единодушие, но нельзя не заметить отсутствия почти ста человек из общего состава. Ну, что говорить – те же партийные кадры и часть «красных директоров» проигнорировали заседание – и понятно почему: а какой будет реакция из Москвы?

Кстати, это обстоятельство было не мелочью. Как вспоминал об этих днях Герой Украины Левко Лукьяненко: «Реально если взять 125 в «Народной раде», остаток – коммунистический. И остаток поделился примерно на три части. Была небольшая часть российских шовинистов или наших украинских оборотней, которые были категорически против независимости Украины. Было, возможно, и таких большинство, только ближе к нам. Они быстренько пошли в «Народную раду», фактически были нашими единомышленниками. Немалая часть была – ну, люди колебались. Знаете, новые явления, демократия укрепляется. Они колебались. И для этих, колеблющихся, имело большое значение, что в России провозгласили Декларацию о государственном суверенитете России. Это для них было благословение» (Радио «Свобода», 17 июля 2010 г.). То есть, определенная часть депутатов-коммунистов решили: если в Москве принимают что-то о государственном суверенитете, то и «нам можно» (Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 года). Что ж, привычный комплекс малороссийства, но в этом случае он сыграл на пользу Украине. Конечно, прав и другой Герой Украины, Леонид Кравчук, который замечает, что текст Декларации готовился все же в ЦК КПУ: «...для истории очень важно знать одну вещь, что проект Декларации был написан в стенах ЦК Компартии Украины. В Компартии Украины уже вызревали идеи суверенитета. Скажем, в 1989 году пленум ЦК принял постановление об экономическом суверенитете Украины. В 1989 году! Тогда это был взрыв для Москвы. Мы в Компартии уже поделились на консерваторов и национал-патриотов, точнее на национал-коммунистов. На голосование это повлияло» (это тоже Радио «Свобода», 17 июля 2010 г.). Поэтому Декларация была неким результатом непростого компромисса.

Что же удалось?

Когда читаешь текст Декларации о государственном суверенитете сейчас – не отпускает какое-то двойственное ощущение: кажется, тезисы очевидны и просты. Но сказаны они были тогда впервые. Например, такой до сих пор не до конца всеми признанный тезис как самоопределение украинской нации – а этот раздел первый в документе и утверждает очевидную истину: «Украинская ССР как суверенное национальное государство развивается в существующих границах на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение» – конечно потом политики и граждане пришли к более широкой формулировке «Украинский народ», как и записано в Конституции – но с самого начала в самоопределение нации вкладывался не этнический, а политический смысл, когда не кровь и принадлежность к этносу, а государство объединяет людей. И это – чисто европейский подход, к которому украинские политики пришли уже в 1990 году. Никаких признаков дискриминационных ограничений в отношении культуры, языков или каких-либо других гуманитарных потребностей предъявлено не было, а народом Украины определялись граждане всех национальностей.

То же – и про экономику: было гарантировано, что все имущество должно находиться под управлением и в собственности именно республиканской власти, и именно Киев будет определять куда, кому и за сколько продавать, передавать или наоборот – покупать.

Не менее недвусмысленными были и параграфы о международном сотрудничестве и внешней безопасности: говорилось о возрождении самостоятельной украинской дипломатии, не быть муляжом, как во времена «Министерства иностранных дел УССР», а реально представлять интересы республики в мире. Что же касается армии и системы госбезопасности – то, хоть и осторожно, но провозглашалось: Вооруженные силы и аппарат госбезопасности должны быть, и быть самостоятельными в принятии решений.

Итак, если обернуться назад на эти 28 лет назад, то приходишь к выводу: все это – сделано, реализовано. Пусть с огромными потерями: и времени, и, что наиболее горько, тысяч жизней граждан Украины – но сделано. И обратного пути уже просто нет. Как констатировал известный юрист Виктор Мусияка: «Трудно переоценить Декларацию о государственном суверенитете и ее значение для Украины. Однако провозгласить – это одно, а выполнять другое. Необходимо постоянно наполнять содержанием само понятие «Декларация о независимости», «государственный суверенитет». Это значит демонстрировать способность жить своей жизнью, своим умом, своими силами и задействовать весь арсенал и все возможности, которые есть у государства». («День», 17 июля 2013 г.)

Но – не без «дегтя»

Конечно, каждый документ имеет свои недостатки: найти идеальные формулировки, порой, не удавалось и в более исторически известных текстах. Судить предшественников – дело интересное, но не очень красивое, впрочем, мы все-таки обозначим: а что в Декларации было прописано не совсем четко, дав поводы для ревизии каких-то трактовок не на пользу исторического выбора нации?

Такие пункты есть. Например, само несоответствие названия документа и его содержания: в «шапке» – Украина, а по тексту – почти везде УССР. Да, это был компромисс, ведь коммунисты (а их было большинство) просто бы не голосовали за другую формулировку. Но – сколько мы слышали о том, что вот, видите – в Декларации УССР никто не отменял, а значит – все остальное незаконно (то есть и Акт провозглашения независимости, и референдум, и Конституция). Так, все, кто это говорил, сейчас на обочине, или ходят на допросы или в СБУ, в ГПУ – все эти Витренки, Симоненки, Марченки...

Конечно, самым противорепчивым был пункт о нейтралитете и внеблоковом статусе государства – он сегодня трактуется врагами Украины, как принятое Верховной Радой обязательство всегда быть с Москвой, то есть и не говорить о движении в НАТО. За этот «крючок» пятая колонна цепляется постоянно, разводя очередные разговоры о том, что «Украине нужен мир любой ценой».

А еще – система «власти советов» на местах также 28 лет назад была закреплена и за все это время не изменена ни по названию, ни по сути. Как это не обидно, но власть мелких чиновников и владельцев имущества (бывших партократов и бывших директоров колхозов или заводов), которые стали главами РГА, городов и олигархами районного или областного масштаба – все еще существует в реальности независимой Украины.

Четыре с половиной года, прошедших с Революции Достоинства, уже подарили Украине не только надежду, но и возможность вырваться из этих «объятий прошлого». Работы еще много, но начата децентрализация – это первый, может не до конца решительный и масштабный, но реальный шаг, для изменения содержания непосредственной власти на местах по форме, а потом – и качественной смены персон во власти.

Такие разные исторические деятели уже, как Кравчук, Лукьяненко, Мороз, Чорновил – не зря тогда отстояли Декларацию о государственном суверенитете Украины. Что-то исправлять и уточнять приходится их преемникам. Но был задан вектор, на котором Акт 24 августа 1991 года – это следующий шаг, и это – исторический процесс, который нельзя остановить. А другого пути у Украины просто нет.

Виктор Чопа, Киев

Фото: Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-