Ирина Геращенко, первый вице-спикер Верховной Рады Украины
Боязнь досрочных выборов блокирует в ВР обновление Центризбиркома
16.07.2018 19:01 1326

Ирина Геращенко - первый вице-спикер парламента и одна из самых влиятельных женщин в украинской политике. Она всегда принадлежала к национал-демократическому лагерю и участвовала в самых драматичных периодах украинской истории, работая пресс-секретарем Виктора Ющенко, и сейчас, в команде действующего Президента, как его Уполномоченный по мирному урегулированию конфликта на Донбассе.

Ритм ее рабочего графика, посетители и звонки приемной первого вице-спикера напоминают о наше очень жесткое сегодня. В кабинете Ирины мы встретили Анжелу Сущенко, жену нашего коллеги Романа, заключенного в РФ. Анжела дарит Ирине картину Романа, нарисованную в тюрьме свеклой, шелухой лука. Она рассматривает все рисунки Романа, сделанные им в Лефортово, на которых стоят штампы СИЗО. «Это Киев... он скучает, - всматривается Ирина в рисунок. - А это наша родная Черкащина».

«А это рисунок для малого, он каждый раз сыну подписывает как-то иначе», - рассказывает Анжела. Они еще несколько минут говорят о встрече Романа Сущенко с женой. Ирина берет в подарок несколько отпечатанных, как открытки, картин Романа - собирается дарить их европейским политикам, как напоминание об украинских политзаключенных .

А мы продолжаем разговор...

ИМЕННО ПАРЛАМЕНТ БЛОКИРУЕТ ФОРМИРОВАНИЕ ЦИК

- Ирина, как вы оцениваете итоги сессии?

- Она была менее эмоциональной, более интеллигентной и корректной в отношении депутатов друг к другу. Обошлось без драк, ломания микрофонов, блокирания трибун, дронов, плакатов. Для меня, как для первого вице-спикера, это важно. Безусловным успехом является принятый блок законов, которые касаются создания Высшего антикоррупционного суда. Хочется пристыдить традиционных критиков и предвестников апокалипсиса, предрекавших, что закон никогда не будет принят. Президентский законопроект принят конституционным большинством. При этом напомню, что в президентском законопроекте было прописано, что все дела, которые касаются топ-коррупции, автоматически передаются в подсудность АКС, но при подготовке изменений ко второму чтению именно депутаты внесли норму, чтобы, мол, не перегружать новый суд старыми делами, передать туда только те, которые появятся после старта работы суда. Критики снова заголосили о зраде, обвиняя почему-то президента в депутатских поправках. В последний день сессионной недели и эта скандальная правка была отменена. Таким образом, все ранее открытые дела, относящиеся у подсудности Антикоррупционного суда, будут переданы именно туда. Важным является принятие Закона о дипломатической службе. Украинская дипломатия, которая находится на передовой информационно - дипломатического фронта, теперь модернизируется, усиливаются социальные гарантии дипломатов.

Президентский Закон о национальной безопасности, который традиционно критиковали оппоненты, получил высокую оценку наших международных партнеров и в специальном заявлении Госдепа США, и на саммите Украина - ЕС , и на саммите НАТО. Теперь наши партнеры ожидают реформирования законодательства о работе специальных служб.

Стоит вспомнить Закон о реинтеграцию Донбасса, который вступил в действие с 30 апреля этого года, что позволило организовать единое управление на Донбассе, тесную координацию всех силовых структур в рамках Штаба ООС.

Теперь об упущенных возможностях. К сожалению, парламент накрыло цунами популизма и фальстарт избирательной кампании. Там - сплошные кандидаты в президенты и канцлеры, которые обещают все хорошее, борятся против всего плохого, месяцами прогуливают сессию, не голосуя даже за признание РФ страной-агрессором. Есть вопросы и к депутатам коалиции, которые также пренебрегают сессионными неделями, и спикеру приходится буквально загонять коллег в зал на важные голосования. Также хотелось бы, чтобы правительство больше занималось реальной экономикой.

Что из важного не принято этой сессии и что тревожит? Кадровые вопросы. Это не нормально, что имеем правительство и.о., что коалиция не может договориться, премьер не может подать кандидатуры министров. Министр - это политическая должность, и именно он, а не и.о. должны нести ответственность за вверенный сектор. Мы так и не создали министерство ветеранов, хотя наши демобилизованные воины требуют комплексных программ реинтеграции в мирную жизнь, реабилитации, поиска нового рабочего места.

После положительного решения Конституционного суда о снятии неприкосновенности парламент мог бы уже в июле проголосовать в первом чтении изменения в Конституцию о снятии депутатской неприкосновенности. Это обещание звучало в программах всех партий, представленных в парламенте. Я хочу напомнить, что в октябре у нас вообще был заблокирован парламент: две оппозиционные партии терроризировали Киев, устроили палаточный городок на Грушевского, якобы требуя снятия неприкосновенности. Но теперь, когда для этого созданы законодательные предпосылки, о неприкосновенности забыли. Ее не вспоминают на согласительных советах, во время выступлений, молчат еврооптимисты и оппозиционеры. Я дважды требовала на согласительном совете поставить этот вопрос в повестку дня, поддерживая требование БПП. Все другие промолчали.

Это свидетельство , что часто какая-то проблематика поднимается только ради создания эмоционального фона и информационной волны. А не для того, чтобы изменить законодательство.

Позорно выглядит история с ЦИК, поскольку именно парламент уже два года блокирует обновление Центральной избирательной комиссии времен Януковича. Президент Украины дважды вносил представление на членов ЦИК. Один раз истекли все сроки, а теперь каждый день придумывались неубедительные поводы, чтобы только не ставить этот вопрос на голосование.

- Ну у оппонентов президента тоже есть логика, когда они говорят, что предлагаемый состав по численности более лоялен к президенту...

- Президент подал те предложения, которые ему предложили фракции. В представлении Президента учтены позиции «Батькивщины», «Самопомощи», партии Ляшко, НФ, депутатских групп. Они хотят сказать, что подали президенту зависимые кандидатуры? Так пусть подадут независимых! Или вы подозреваете всех своих людей? Или вы спланировано всех унижаете?

Кого вы называете зависимыми? Сотника Майдана господина Радченко, профессора-юриста? Причина в другом. Или некоторые фракции сами себя пугают призраком досрочных выборов и оттягивают голосование по ЦИК на осень. Или эти же фракции шушукаются во всех предвыборных штабах о новых политических альянсах и их устраивает ЦИК времен Януковича. Только для всех очевидно, что именно те партии и фракции, которые не поддержали обновление ЦИК, несут за это полную ответственность. А насчет боязни досрочных выборов, то я ни разу не слышала от президента никаких сигналов об их возможности.

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВОЙНА РЕЙТИНГОВ, ОБМЕН СОЦІОЛОГИЯМИ, ОППОЗИЦИОННЫХ РИТОРИК, НО ДАВАЙТЕ ДОЖДЕМСЯ ВЫБОРОВ

- Я, пока сидела у вас в приемной, по телевизору от внефракционных слышала, пишут, что Президент об этом рассуждает.

- Что значит, Президент размышляет не рассуждает. Для этого или есть предпосылки, или нет. Если коалиция есть и работает, то предпосылок не будет, если парламент будет недееспособным, то это создает конституционные предпосылки для долгосрочных выборов. Но я уверена, что и президентские, и парламентские выборы состоятся в определенные Конституцией сроки, и остуджувала горячие головы, которые грезили выборами во время «редутов», «палаточных городков», других розкачок и прокачок - что никаких долгосрочных выборов не будет. Надо работать, а не постоянно грезить выборами .

- То есть, досрочные выборы, о которых много говорят - это фольклор?

- Для долгосрочных президентских выборов нет никаких оснований. Досрочные парламентские выборы могут возникнуть из нескольких предпосылок. Одна из них, например, если парламент будет недееспособен, если не будет коалиции. Если парламент работает, и коалиция есть...

- А коалиция есть?

- Эта сессия доказала, что зыбок и не идеальная, но есть. Она существует в формате двух фракций, которые выполняют свои обещания перед избирателями: БПП и «Народный фронт», также в коалиции присутствуют внефракционные депутаты. Три фракции, которые просто поняли, что в тяжелые времена стагнации экономики, войны, серьезных внутренних и внешних угроз работать и брать на себя ответственность за страну гораздо труднее, чем говорить. Выскочили и теперь стоят в стороне, бесконечно критикуя, предрекая, что «безвізу не будет», «Антикоррупционного суда не будет», «санкций не будет». Но придет время, и им надо будет объяснить избирателям и стране, почему в самое сложное время они умыли руки, стали сбоку и сосредоточились на критике, а не на работе.

В то же время надо отметить и поблагодарить и те фракциям оппозиции, что есть те законы, за которые они отдают свои голоса, тем самым подтверждая правоту и лидерство Президента Порошенко в проведении реформ. Примечателен был момент, когда Юлия Владимировна посвятила свой спич тому, что их фракция не будет голосовать за Закон о нацбезопасности, он не такой, не сякой... Но когда во время голосования на табло стало видно, что закон набирает необходимое количество голосов, «Батькивщина» осознала, что не найдет потом объяснений за неголосование, и дружно и единогласно нажала кнопку «за». Такая же ситуация была с Законом о реинтеграции или Антикоррупционном суде, оппозиция нещадно критиковала, только потому, что автор - Президент. Потом голосовала, потому что законы правильные, и они уже работают. Эти все законы, кстати, получили высокую оценку наших международных партнеров. И теперь и «Батькивщина», « Самопомощь» и другие, кто их поддержал, могут расценивать эти положительные отзывы и в свой адрес.

- Нынешний состав парламента отличается от предыдущих тем, что в ВР зашло много новых людей, были высокие ожидания общества от его работы, но сейчас уровень поддержки парламента ниже, чем у правительства и президента. Почему?

- У нас к сожалению, есть определенные депутаты или общественные организации, которые сами себя назначили авторитетами, они святее всех святых, и определяют, кто «старое лицо», кто «среднее лицо», кто «новое лицо», кто честный, а кто не честный. Для этого, во-первых, есть суд. Во-вторых, избиратели сами все это определят. В-третьих, это дискриминация по возрасту. Давайте оценивать всех по их делам. В парламенте, например, Рефат Чубаров, Мустафа Джемилев. Они может не «новые лица», но Личности, Люди с большой буквы. И именно их опыт, жизненный путь и позиция бесценны и важны в формировании авторитета парламента. Поэтому идеальный парламент, это все же микс опыта и молодости. Потому что очевидно, что должна быть новая кровь, смена поколений, новый опыт, конкуренция, лучшее образование, рвение и даже максимализм для разрушения старого, но вычеркивать всех людей, только за возраст, морщины, непростой и разный жизненный опыт - нет. У нас наоборот, огромная проблема профессионализма, ответственности, доверия, опыта, работоспособности, потому что два дня поработали, переутомились, где исчезли на месяц, лови их, бегай. И именно безответственность и прогулы, популизм и непрофессионализм больше всего бьют по репутации ВР.

УКРАИНА ДОЛЖНА ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ВЛИЯНИЯ РФ НА ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРАХ

- Я сканировала Интернет на наиболее резонансный законопроект. Вся кибериндустрия, Киберальянс, представители всей сферы критикуют 6688.

- В парламенте зарегистрировано почти три тысячи законопроектов. Все депутаты у нас не ограничены в авторстве, поэтому они могут регистрировать и подавать те законы, которые считают нужными. На сегодня проект этого закона не стоит в повестке дня. Поэтому обсуждать законопроект, который даже не включен в повестку дня, не думаю, что стоит на это тратить время. В то же время, у меня, например, на столе лежит французский закон о борьбе с фейками, который был недавно принят Национальной Ассамблеей.

- Французский закон - о борьбе со словами и неправдами, я также поддерживаю, но 6688 о полном перекрытии Интернета, если верить специалистам.

- Давайте вернемся к французскому закону. Он очень дискутировался в самой Франции, имел полярные оценки экспертов, медиа-среды, среди политиков. Кстати, среди его авторов - Валери Форми-Мунтян, председатель межпарламентской группы друзей «Украина-Франция». Закон о борьбе с фейками принят и он возник, как ответ, в том числе, партии Макрона на грубое вмешательство Российской Федерации в выборы во Франции, когда Россия откровенно подыгрывал своим любимцам, партии Ле Пен.

Тема вмешательства в выборы через соцсети, через фейковые новости, через разгон апокалиптических настроений будет очень актуальна для Украины в этой избирательной кампании, которая стартует, по сути, осенью. Подчеркну, что речь идет об очередных выборах, но кампания уже осенью войдет в активную фазу. И Украина должна от этого защититься. И мне бы хотелось серьезной дискуссии на эту тему, как нам защитить страну и не позволить внешним воздействиям решать судьбу страны через фейковые новости, через грязь и искажение общественных настроений. Вот я себе взяла на лето - изучить французский закон, мне это интересно. И меня, например, тревожит ситуация, когда ОБСЕ проводит в Украине конференции о, вроде бы, правильных вещах, о защите свободы слова, но там делаются провокации против Олега Сенцова. Когда наши профессиональные союзы подыгрывают оппонентам не власти, а Украины, в том числе подписывая какие-то прокламации, вместе с союзом пропагандистов России. Потому что я не считаю, что у нас с Россией: «две страны - одна профессия». У меня с российскими пропагандистами разные представления о журналистике и свободе слова, это меня тоже беспокоит.

И я не считаю, что моя публичная оценка таких действий председателя Союза журналистов является политическим давлением. Это моя гражданская позиция. Поэтому я приветствую дискуссии в журналистской среде по любому законопроекту. Есть профильный комитет, я как вице-спикер, очень открыта к любой профессиональной дискуссии, в т. ч. с ОО, по законопроектам, это все знают и мы много работаем с неправительственными организациям над совершенствованием законодательства. Но мы не можем не замечать тех серьезных вызовов, которые стоят в сфере информационной безопасности государства. И когда проблема свободы слова подменяется требованием безнаказанности за фейковые новости, лживую информацию, искажение общественного мнения, в том числе, и в угоду нашему внешнему врагу, я не считаю, что мы можем этим пренебречь.

СМЕШНО, КОГДА ЧЕЛОВЕК С РЕЙТИНГОМ В 6% РАССУЖДАЕТ О КОМ-ТО, РАДУЯСЬ РЕЙТНГУ В 5%

- Есть слухи о якобы кризисе в команде Президента. Что члены Стратегической семерки уходят с совещания чуть ли не по-английски.

- Я же не член семерки, - смеется.

- Говорят, что олигархи отвернулись и ищут на кого поставить еще. По-вашему, Президент чувствует себя сильным, есть ли единство в его команде? Потому что это все сопровождают данные о его рейтинге...

- Мне всегда смешно, когда люди с рейтингом 6% радуются, что у кого рейтинг 5%. Я никого пока не вижу с рейтингом хотя бы в 30% или 70%, чтобы быть такими самоуверенными. Кстати, может это и хорошо, потому что знаем: у Путина 70%, 80%, - так это же диктаторская страна. Мы - демократическая страна, у нас всегда критикуют и не любят власть, и всегда имеем интересные и непредсказуемые выборы.

Мой прогноз, что у нас будет полсотни кандидатов в президенты. Только среди нардепов уже насчитала 17 заявивших о президентских амбициях. Интересно, что в президенты массово собираются те, кто и депутатами толком не умеют работать. Впечатление, что среди кандидатов единицы понимают, какая это ответственность и нагрузка, каких это требует сил, опыта. Но большинство из них хотят иметь свою партию, свою телепрограмму, и галочку в биографии, что баллотировался в президенты.

Второе. У нас сейчас идет война рейтингов, бомбардировки социологией. В опросы, как инструмент политтехнологий и манипуляций, включают названия партий, которых не существует в природе. Или кандидатов, которые никогда не заявляли о своих президентских амбициях, и имеют популярность актеров или комиков, но не политическую. Поэтому лучше всего продемонстрируют рейтинг сами выборы. И прогнозы можно давать ближе к зиме, когда станет понятна палитра реальных участников гонки, а не то шоу, которое сегодня проходит в опросах.

Третье. Сейчас у нас обострение оппозиционной риторики: кто больнее покритикует власть. Но перед выборами надо будет сказать, что ты сделал. И тут очень много оппозиционеров и критиков не смогут предъявить избирателям ни одного дела, ни одного выполненного обещания, не смогут объяснить, почему в самые сложные для страны времена банально сбежали, а не закатали рукава для работы. И избиратели десять раз подумают, кого выбрать: обещающих болтунов, или тех, кто взял на себя ответственность и сделал что мог, чтобы Украина выстояла .

Еще один момент. Петра Алексеевича часто критикуют, что он богатый человек. Хочу напомнить, что он зашел на Банковую, стал Президентом, декларируя очень большие состояния. Свое состояние он заработал не на российском газе и не на нефтяной трубе. Он действительно много вкладывает в благотворительность, поддержку армии и гуманитарные проекты. Всем остальным кандидатам в президенты также придется объяснить обществу и свои декларации, и откуда у них средства на кампанию, и не стоят ли за ними олигархи, которые жаждут реванша и своего, управляемого и лояльного президента.

Есть рейтинги симпатий, а есть лидерство в реформах. Все ключевые законы, которые были приняты парламентом этой сессии - авторства Президента. Неоспорим его большой вклад в предоставление Украине безвиза, в реформе децентрализации, реформировании и усилении нашей армии и дипломатии, в ратификации Соглашения об ассоциации, в других важных вопросах. И в сохранении санкций ЕС и США против РФ.

Президент и его команда провели очень много тех вещей, за которые другие даже боялись браться. Путин считает Президента Порошенко своим главным оппонентом в Украине, потому что это Порошенко, а не кто-то другой, работал с ЕС и США , чтобы включились санкции против РФ, договорился-таки про оружие Украине, добился безвиза. Это Президент создал антипутинскую коалицию. Очевидно, что Путин хотел бы сменить Порошенко на более лояльного к Кремлю. Да и украинские олигархи, чьи состояния заработаны на российских энергоносителях, желали бы более лояльного к ним и к Кремлю президента. Поэтому избирательная кампания точно будет непростой.

Лана Самохвалова. Киев.

Фото: Юлия Овсянникова, Владимир Тарасов

(Продолжение)

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-