Как все же не отдать Азовское море на съедение россиянам?

Как все же не отдать Азовское море на съедение россиянам?

Аналитика
1218
Ukrinform
Если наложить санкции на российские порты Азовского моря и останавливать российские суда, Россия вынуждена будет отступить, - убеждены эксперты

Похоже, в последние два месяца Россия разворачивает новый фронт против Украины — в Азовском море. По информации Министерства инфраструктуры Украины, с апреля 2018 года российские пограничники безосновательно задержали почти 100 украинских судов для осмотра и идентификации экипажа. Это не только создает дискомфорт экипажу, но и несет огромные убытки — одни сутки “простоя” стоит от 10 до 50 тысяч долларов. Убытки от российского “хозяйничанья” в Азовском море уже огромны.

Впрочем, формально нормы международного права Россия не нарушает. Между Украиной и Россией до сих пор действует Договор о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива, который был подписан в 2003 году. Он среди прочего определял, что Азовское море и Керченский пролив являются общими внутренними водами обеих стран. Следовательно, как российские, так и украинские пограничники имели и имеют полное право останавливать любые корабли для осмотра.

Предпосылок для того, что Россия прекратит преследование украинских и других кораблей, идущих в или из украинских портов, и откроет свободный проход судов Керченским проливом, нет. Поэтому нужно констатировать: Россия фактически хозяйничает в Азовском море. И это очень опасно. Как предположил Президент Украины Петр Порошенко, не исключено, что Россия таким образом готовит наступление на Мариуполь.

Поэтому возникают два ключевых вопроса: каким образом Украина допустила хозяйничание России в Азовском море? Где была допущена ошибка, и можно ли было предупредить эту проблему? И как исправить ситуацию в Азовском море, что несет огромную угрозу экономике и национальной безопасности Украины? На эти вопросы Укринформа отвечают эксперты:

Андрей Клименко, журналист, эксперт “Майдана иностранных дел”:

Андрій Клименко
Андрей Клименко

“Только “получив по зубам” Россия прекратит свое наступление. А Украине стоит готовиться к худшему”

Конфликт между Украиной и Россией вокруг Азовского моря – следствие подписания после конфликта за остров Тузла бестолкового Договора о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива 2003 года. Фактически, у нас нет с Россией морской границы. Сейчас часто украинские дипломаты ссылаются на Конвенцию ООН по морскому праву, но когда Украина и Россия договорились, что Азовское море и Керченский пролив — это общие внутренние воды, Конвенция ООН в части о территориальных водах, территориальном море, прилегающей зоне, 12-мильной зоне не распространяется. Кроме того, этим соглашением было решено, что даже военные корабли могут находиться в любой точке Азовского моря. Фактически, линия границы между Украиной и Россией в Азовском море проходит по линии прибоя — то есть по берегу.

Как так случилось? Соглашение предусматривало, что линия границы по Азовскому морю будет определена отдельно. 10 лет шли переговоры, 3-4 раза в год собиралась специальная группа и позиция Украины была: установить границу по линии административной границы между Украинской ССР и Российской СФСР. Однако Россия тянула и в результате по состоянию на 2014 год границу по Азовскому морю так и не определили. То же и с Керченским проливом.

Другое дело, что у нас никогда не было кораблей ВМС Украины в Азовском море. Это еще одно советский наследство, ведь все ожидали нападения с Запада от “агрессивного НАТО”. Сейчас в Азовском море – лишь морская охрана, пограничники, которые раньше занимались тем, что контролировали рыбаков.

В 2014 году нужно было разрывать дипломатические отношения, денонсировать все некритические соглашения. Надеюсь, сейчас общество и политикум ,пришлик тому, что это нужно сделать. Хотя есть сомнения, что соглашение между Россией и Украиной будет расторгнуто. Его использует МИД в исках в международный суд в качестве аргумента против строительства Керченского моста. И, мол, если сейчас аннулировать это соглашение, у нас развалится вся стратегия иска. Да не развалится! Ведь соглашение не имеет обратной силы — Керченский мост строили в условиях, когда договор был действующим, следовательно если его денонсировать сейчас, факт его наличия в то время никуда не исчезнет.

С 27 мая россияне начали массовые проверки судов, следовавших в Мариуполь и Бердянск. Два месяца понадобилось, чтобы высшие государственные органы включительно с президентом высказались по этому поводу. Считаю, это еще быстро.

Цель России — чтобы совсем перестали ходить суда в Мариуполь и Бердянск. Высота от уровня моря до арки Керченского моста - 33 метра. Такая геометрия “отсекла” примерно 50% судов, ходивших в Мариуполь и Бердянск, ведь они не проходят под мостом по высоте. В ответ на это и украинские порты, и морские компании нашли другой флот, который по своим параметрам может курсировать через Керченский пролив. Поэтому Россия начала демонстративные массовые задержания почти всех судов, которые идут или в, или из Украины. Есть такие случаи, когда одно судно задерживают в обоих направлениях. Это неприятно для экипажей, капитанов, судовладельцев. Но важнее, что это потерянные деньги: сутки задержки обходится в среднем от 10 до 50 тысяч долларов. Сейчас средняя продолжительность задержки — 23-24 часа. Были зафиксированы остановки и на 56 часов и на 72 часа, и даже рекорд — 88 часов, то есть почти 4 суток. В Бердянском порту — полторы тысячи работников, а в Мариупольском — 3,5 тысячи. Они приносят регионам наибольшую прибыль. То есть блокирование судов, идущих из/в Украину — акт экономической войны со стороны России в чистом виде.

Поэтому надо реагировать. Майдан иностранных дел сформулировал 12 пунктов, которые должна выполнить Украина в отношении России в Азовском море. (См. ниже)

Як реагувати? - 12 кроків

Если коротко, то ответ должен быть асимметричным: санкции в отношении портов Кавказ (в Керченском проливе), Ростов, Таганрог, Азов, Ейск, Темрюк и Новороссийск. Сама угроза санкций — сильный удар по агрессору. Ведь из России через Азовское море идут зерно и нефтепродукты. Кроме того, надо создавать морскую границу и защищать ее: обеспечить оружием катера пограничников, передислоцировать небольшие корабли из Черного моря.

В этой ситуации нельзя молчать. Надо к решению проблемы привлекать международные организации. Будут ли преференции по судебным решениям? Во-первых, в лучшем случае дело дойдет до рассмотрения года через 3-4. Во-вторых, Россия уже не раз заявляла, что плевать хотела на решения международных судов и на международное право в целом. То есть это путь в никуда. Нужны решительные действия – заявления, ноты, санкции – то есть активная реакция. Иначе это капитуляция. Мы знаем, что Россия, обычно, движется все дальше, пока не встретит сопротивление.

Надо понимать, что Россия действует методично и последовательно – если ее цель полностью блокировать морской трафик из украинских портов Азовского моря, то они будут идти к этой цели. Ключ, а это Керченский пролив, – в их руках. Поэтому Украине надо иметь на столе варианты действий, когда они совсем перекроют судам доступ в Мариуполь и Бердянск.

Владимир Шульмейстер, заместитель министра инфраструктуры Украины:

Володимир Шульмейстер
Владимир Шульмейстер

“Единственный выход для Украины – выигрывать у России в международных судах спор за спором”

В 2015 году при Кабинете министров была создана группа, которая занималась сбором информации и подготовкой исков в международные суды о нарушениях Россией морского права. Результатов ее работы не видно, и это может быть связано с тем, что в соответствующих министерствах некому этим заниматься. А когда Украина никаких действий не предпринимает, то безнаказанность порождает вседозволенность.

Если закрыть глаза на хозяйничанье России в Азовском море, в Украине остановятся два порта: Бердянск и Мариуполь – и будут большие проблемы в развитии экономики регионов и страны в целом. Будем откровенны, есть только два варианта, как реагировать на агрессию России в Азовском море. Или вести боевые действия, или, что я считаю правильнее, обращаться в международные суды: незаангажированные и неподкупные, - и выигрывать у России спор за спором. Тогда бы Россия задумалась, двигаться ли в том же направлении или нет.

Да, теоретически, груз, идущий через Мариупольский и Бердянский порты, можно было бы перевозить по железной дороге в украинские порты на Черном море. Но украинская железная дорога не рассчитана на такое.

А еще проблема в отсутствии квалифицированных работников в правительственных ведомствах. Почему их нет? Первая причина – удобно иметь исполняющих обязанности, ведь ими удобно манипулировать и управлять. На сегодня из 13 портов, которые есть в Украине, 11 возглавляют "и.о." Руководитель Укрзализныци – исполняющий обязанности, Укрпочты – до начала июня тоже, Укравтодор – снова и.о. И Администрацию морских портов Украины также возглавляет исполняющий обязанности. Стыдно! Потому и нет альтернативы Бердянскому и Мариупольскому портам.

Пока Украина не будет предпринимать серьезные шаги по привлечению России к ответственности, до тех пор Россия будет придерживаться своего плана. В отличие от Украины, она его имеет.

Николай Романюк, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-