Медведчук в украинской политике: надо поставить на место, но это трудно

Медведчук в украинской политике: надо поставить на место, но это трудно

Аналитика
1094
Ukrinform
Эксперты убеждены, что присутствие кума Путина в Украине — это ключевое требование самого Путина. Какова его роль: спикер Парламента? Вице-премьер в вопросах Донбасса? Премьер? Или Президент?

Виктор Медведчук вернулся в украинскую публичную политику. Подтверждением факта стали три события: вступление в партию Вадима Рабиновича “За життя” (эксперты утверждают, что это лишь формальность – ведь эту партию он финансово поддерживал и раньше), слухи о покупке двух новостных телеканалов (112-й и NewsOne) и косвенное их подтверждение “Большое интервью с крупным политиком” с Медведчуком в главной роли на том же 112 канале.

На самом же деле Медведчук, если разобраться, и не покидал украинскую политику – он был неким “мистером Х”, непубличным, но влиятельным.

Поэтому принципиальная новизна – само возвращение в публичное пространство. Возвращение само по себе «грандиозное». В “большом интервью” “большой политик” Медведчук недвусмысленно обозначил свои планы и предложения по ряду сверхболезненных для государства вопросов — об урегулировании агрессии России в Азовском море, о Минском процессе и Донбассе, о торговле и инфраструктурном сообщении между Украиной и РФ. Поэтому приходится констатировать: адвокат интересов России, кум президента РФ Владимира Путина возвращается в украинское публичное политическое пространство с конкретными и очень неприятными для украинского уха предложениями. Оценки, как такое могло произойти, оставим за скобками. Сейчас надо найти ответ на конкретный вопрос: можно ли Виктора Медведчука поставить на “подобающее ему место” и, главное, нужно ли сейчас это делать?

На этот вопрос Укринформу отвечают эксперты-политологи:

Андрей Еременко, социолог, учредитель социологической компании “Active Group”:

Андрій Єременко
Андрей Еременко

“Планы Медведчука – отстаивание российских интересов в парламенте”

Выбросить Медведчука из украинской политики нельзя. Мы так или иначе должны сотрудничать с Медведчуком, ведь есть необходимость в обмене пленными, договоренностях по прекращению огня, и они требуют контакта между украинской и российской властью. И условие Кремля, чтобы переговорщиком был именно Медведчук. Это данность, и мы от ее не избавимся. Но и то, что в украинской политике он представитель Кремля – тоже данность.

Медведчук выиграл выборы в парламент в 1997 году, когда шел по Иршавскому округу на Закарпатье, не будем говорить – как. А после того – сплошные неудачи его партии СДПУ(о): 1998 год – 4% (заметьте, 4% был проходной барьер); 2002 год – когда СДПУ(о), пользуясь практически неограниченным админресурсом (Медведчук – глава АП Кучмы) и услугами самых дорогих политтехнологов, набрала лишь 6%. Это как сейчас у партии Ляшко... Неудачи на выборах объясняются спецификой стратегии Медведчука – слишком сложные схемы, которые на простых людях не работают.

Сейчас от Медведчука не стоит ждать какой-то сверхмощной кампании. Да, они подчинили себе несколько ТВ-каналов, но опять же – у нас не информационный вакуум: человек глянет 112-й и “NewsOne” и переключит на “Украину” или “Плюсы”, а значит будет иметь более-менее объективную картинку.

В планах у Медведчука попасть в парламент и изнутри отстаивать интересы россиян. Но проблема в том, что Медведчук и выборы – это очень проблемно. До его вступления в партию “За життя”, я не сомневался, что она преодолеет проходной барьер, а теперь уже сомневаюсь. Но шансы на проход Медведчука в парламент есть, есть и деньги, хотя не стоит забывать, что работать он будет в условиях противодействия админресурсу и негативно настроенного к нему информационного поля.

Владимир Фесенко, политолог, руководитель Центра прикладных политических исследований “Пента”:

Володимир Фесенко
Владимир Фесенко

“Медведчук «антихаризматичен», это может сыграть как против него, так и против его партий”

То, что Медведчук вернулся в украинскую публичную политику, – лишь начало. Пройти в Верховную Раду и там играть традиционную для него роль – серого кардинала, – важно не только для него самого, но и для его “русских друзей”. Не разделяю мнение о том, что он станет премьером или спикером, – для этого просто не будет голосов, потому что публичная поддержка «того самого» Медведчука – это большие политические риски. Но может быть другая проблема – он может возглавить один из парламентских комитетов и тогда получит уже функциональный вес, а не только статус серого кардинала. Впрочем, пока это лишь гипотеза. Хотя опасность остается: он сможет стать инструментом продвижения российских интересов в парламенте, может организовывать мажоритарников, и через них продвигать некоторые решения в интересах России.

Что делать? С формально-юридической точки зрения правильно пояснил ситуацию Президент Порошенко: он не может заблокировать приобретение Медведчуком двух телеканалов или предотвратить появление Медведчука на телеэкране – это недемократично. Кроме того, не исключено, что президентская команда хочет сыграть на контрасте: появление Медведчука может ослабить позиции Юлии Тимошенко, их будут обвинять в связях, хотя вряд ли фаны Тимошенко в это поверят.

Есть другая точка зрения – публичная активность Медведчука может сыграть против него. Он слишком «антигерой», олицетворение политического зла в украинской политике. А параллельно это сыграет и против тех политических сил, с которыми он себя отождествляет – в первую очередь, против партии “За життя”.

Если говорить об ограничениях, то учитывая публичную политическую активность Медведчука, сейчас нецелесообразно его участие в работе Трехсторонней контактной группы в Минске. Это может быть использовано как банальный политический пиар, а люди, участвующие в переговорах, должны работать на государство, а не на конкретные политические силы.

Владимир Цыбулько, политолог:

Володимир Цибулько // Фото: Радіо Свобода
Владимир Цыбулько // Фото: Радио Свобода

“Вся деятельность Медведчука антигосударственная”

Есть действующее законодательство о политических партиях. Соответствующим лицам нужно тщательно отслеживать финансирование той политсилы, которую он представляет – “За життя”. Если то же НАПК обнаружит признаки нарушения – это может быть основанием чтобы не допустить партию к парламентским выборам. Хотя у Медведчука есть много страховок в виде бизнеса и контактов с российским политическим руководством. Еще одна страховка – его роль в освобождении части незаконно удерживаемых украинцев на территории Донбасса – это и позволило ему вернуться в активную украинскую политику.

А еще правоохранителям надо определиться с ролью Медвечука в деле Владимира Рубана, ведь Рубан – активный подельник Медведчука, поэтому непосредственное участие Рубана в подготовке теракта может вызвать вопросы и к партии “За життя”, и к “Украинскому выбору”. Итак, вопрос: каким образом Рубан связан с Медведчуком и можно ли в правовом смысле говорить о Медведчуке как лице, причастном к делу с подготовкой теракта? Не до конца понятна роль Медведчука в качестве консультанта российских спецслужб в истории с Надеждой Савченко. Если там удастся доказать причастность Медведчука, то речь может идти и о государственной измене.

Разумеется, Медведчук не госслужащий, в этом смысле корректно обвинить его будет не просто. То же сотрудничество со спецслужбами страны-агрессора требует кропотливого доказывания в суде, но чем это не сценарий, с помощью которого Медведчук как раз и может быть убран с украинского политического поля.

На самом деле Медведчука надо “выбрасывать” уже сейчас, поскольку, во-первых, растет политическая активность УПЦ МП, и во-вторых, начинает расти активность спящих сетей, которые в свое время создало еще КГБ в Украине, а СБУ смотрело сквозь пальцы на их существование. И эти спящие сети начинают просыпаться, стоит только взглянуть на круг пропагандистов, которые нарисовались на орбите политсилы Медведчука – есть круг так называемых политических экспертов, которые безвылазно сидят на каналах Медведчука и проповедуют его идеи.

В нашей ситуации самое сложное отделить антигосударственную деятельность от политической борьбы, но на самом деле вся деятельность Медведчука антигосударственна, замаскированная под политическую конкуренцию.

Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы “Украинский барометр”:

Віктор Небоженко
Виктор Небоженко

“Будущая роль Медведчука — вице-премьер по вопросам возвращения Донбасса”

О “выбрасывании” Медведчука из украинской политики не может быть и речи. Это же договоренность! А “хотелки” Путина такие: Медведчук при переформатировании власти получает должность первого вице-премьера, который будет отвечать за реконструкцию и возрождение Донбасса. И не надо делать из него кандидата в президенты, премьер-министра, на это никто не пойдет – ни Америка, ни Кремль. Медведчуку говорят, ты три года водил за нос украинцев – иди теперь и реализируй Минские договоренности. Такая скромная роль, ничего особенного. И Медведчуку, похоже, она нравится.

Александр Карпенко. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-