Изменения Конституции: прокладываем путь прямо в Евросоюз и НАТО

Изменения Конституции: прокладываем путь прямо в Евросоюз и НАТО

Аналитика
428
Ukrinform
Украина закрепит необратимость курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию в Основном законе – чтобы исключить любой реванш

Президент внес в Верховную Раду проект изменений в Конституцию Украины – о стратегическом курсе государства на обретение полноправного членства Украины в Евросоюзе и в Организации Североатлантического договора (НАТО). Цель – понятна: зафиксировать в Конституции европейскую идентичность и стремление украинского народа. Интересно, что в мировой конституционной практике фактически нет примеров внесения в Основной закон подобных положений. Такие мировоззренческие, цивилизационные вещи, обычно, определяются самой политической нацией, а не декларируются в законодательстве. Украинская «особенность» в том, что полного единства вокруг европейских устремлений и ценностей в обществе пока нет. У нас еще остается определенный слой граждан (по данным опросов, минимум 25%), которые не видят перспектив Украины в НАТО – несмотря на все события последних лет. Но это – лишь определенный социально-политический срез, а не конституционное измерение. Поэтому изменения – в случае легитимной процедуры принятия – вполне оправданы. Впрочем, некоторая «полярность» мнений несколько ослабляет наши евроинтеграционные позиции: ведь часть людей не разделяет такие стремления большинства. И этот вопрос, вероятно, станет одним из аспектов рассмотрения законопроекта Конституционным Судом, который должен сделать вывод, не будут ли ограничивать такие изменения права и интересы другой части общества.

Конституционный «мяч» на поле парламента, и еще целый год на «поиграться» им

Итак, глава государства, в соответствии со своими полномочиями инициировал изменения в Основной закон. Теперь «мяч на поле» парламента. При этом, даже, если будет политическая воля наших народных избранников, соответствующая процедура займет около года.

«По процедуре, до конца января (завершение 9-й сессии ВР) парламент должен направить соответствующий законопроект на заключение в Конституционный Суд. Далее суд должен выяснить, соответствует ли документ действующим конституционным нормам, не сужает ли права украинского общества или его части, и вернуть в парламент со своей резолюцией. Затем Верховная Рада должна рассмотреть законопроект в первом чтении, утвердив его простым большинством голосов (226). И в случае положительного решения, уже на следующей сессии документ должны утвердить конституционным большинством парламента (минимум 300 голосов народных избранников), – рассказывает Игорь Когут, политический эксперт.

Ігор Когут
Игорь Когут

То есть, рассчитывать на внесение конституционных изменений можно только к лету 2019-го. Конечно же, если не будет каких-то дополнительных политических давлений. «Логика авторов нынешнего представления заключается в том, чтобы внести изменения еще до президентских выборов. Поэтому есть вероятность попыток «ускорить» этот процесс», – отмечает Игорь Когут.

По словам эксперта, предложенные правки могут стать и предметом Всеукраинского референдума, о чем говорил Президент Петр Порошенко. Но такой путь будет более проблемным. «Ведь Украина не имеет законодательства о референдуме, и организовать его, не утвердив соответствующий закон, невозможно. Хотя технологически можно было бы провести референдум вместе с любыми выборами, запланированными на следующий год. Но это, скорее, чисто политтехнологическая составляющая, которая, очевидно, будет вызывать дискуссии, но на практике не будет воплощена», – прогнозирует Игорь Когут.

Определенные вопросы вызывает и то, что предложенные Петром Порошенко изменения не рассматривались Конституционной комиссией. С точки зрения соблюдения буквы Закона, никаких нарушений в этом нет: речь идет исключительно о воле главы государства и его праве (Комиссия – лишь совещательный орган при Президенте). Хотя положительный вывод конституционалистов мог бы добавить принятому решению «вес» с точки зрения его легитимности. «Но сейчас Конституционная комиссия работает над очень сложными вопросами (к примеру, раздел 10 Конституции «Об Автономной Республике Крым»), вокруг которых идут бурные дискуссии, которые отнимают много времени и энергии. Поэтому неизвестно, когда бы дело дошло до рассмотрения комиссией еще и этого представления», – отметил эксперт.

При этом, по его мнению, между юристами может возникнуть широкая дискуссия о целесообразности внесения именно таких изменений в Основной Закон, Мол, в них много декларативных моментов. Такие положения, конечно же, есть и в действующей Конституции. Начиная с того, что Украина признается как «демократическое правовое социальное государство». А это – довольно оценочные суждения. Как можно измерить, насколько «демократична», «правова» и «социальна» наша страна?

«После принятия новых изменений таких «деклараций» в теле Конституции, видимо, станет больше. Но нужно учитывать и то, что сейчас в Украине – особая ситуация. И соответствующие формулировки вносятся не столько с точки зрения политической целесообразности или предвыборных технологий, а для предотвращения реванша политических сил, чтобы исключить «откат» от европейского и евроатлантического выбора по результатам следующих парламентских и президентских выборов», – говорит Когут.

Широкие европейские объятия еще нужно заслужить

Подтверждение курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию в Конституции отнюдь не означает, что страна автоматически станет членом Северо-Атлантического альянса. К сожалению, не будут встречать нас с распростертыми объятиями и в Европейском Союзе. Ведь кроме задекларированного – даже на самом высоком уровне – желания, нужна и готовность другой стороны пригласить нас в свой круг. А без кардинальных перемен в украинском обществе и в украинском государстве такого «приглашения» ждать тщетно.

Но работать над приближением таких перспектив нужно уже сегодня. Мы должны сделать все для того, чтобы модернизировать страну, достичь необходимых стандартов, даже, если «нас там пока не ждут». Чтобы при удобной геополитической возможности (а в современном меняющемся мире она может появиться в любой момент), не упустить ее.

«Приближение отечественного сектора безопасности и обороны к «натовским» стандартам чрезвычайно важно для нас и в контексте нынешней борьбы с российским агрессором, и на будущее, когда Украине, очевидно, придется постоянно «быть в тонусе», чтобы отражать очередные враждебные посягательства. При этом для модернизации украинских Вооруженных Сил не нужно «изобретать велосипед» – стоит лишь воспользоваться многолетним опытом ведущих армий мира. Имея перед собой критерии и стандарты, мы знаем, в каком направлении двигаться, чтобы не блуждать окольными путями», – комментирует председатель общественной Лиги «Украина – НАТО» Сергей Джердж.

Сергій Джердж
Сергей Джердж

По его словам, для повышения боеспособности украинской армии среди прочего важна ее совместимость с вооруженными силами ведущих стран. Начиная от элементарного – использования английского языка. В будущем, чем выше воинское звание, тем лучше такой офицер должен знать английский – чтобы эффективно работать в совместных штабах и подразделениях.

Перехода на новые стандарты требует и система связи. Рации, комплексы радиоэлектронной борьбы должны быть совместимыми с оснащением наших партнеров. Это будет способствовать эффективному взаимодействию. То же касается и унификации топографических карт, обозначений, символов и сигналов. «Нужны общие подходы к формулированию стратегических и тактических задач, а также к принятию решений. Со времен СССР у нас традиционно все возлагалось на высшее руководство. Возможно, я немного преувеличиваю, но, к примеру, решение о покраске забора воинской части нужно было согласовывать чуть ли не на уровне замминистра или самого министра. А в странах-членах НАТО центр принятия решений – на уровне младших командиров, то есть именно тех, кто «в поле». Они несут ответственность за результат, но и вправе самостоятельно принимать решения. Ведь кто же, как не они, лучше знает оперативную обстановку, видит, что происходит в тот или иной момент. И это ускоряет действия военных, повышает их эффективность», – отмечает эксперт. То есть речь идет об иной армейской философии. Не говоря уже о техническом переоснащении Вооруженных сил. И немало шагов для применения в нашей армии технических регламентов Северо-Атлантического альянса уже сделано.

При этом наши соотечественники, опасающиеся, что на второй день после гипотетического присоединения Украины к НАТО наша земля окажется «под американским сапогом», по всей стране появятся базы США или НАТО, должны понимать: подобные «страшилки» – лишь продукт российской пропаганды. «Обратите внимание, сколько лет мы настойчиво просим НАТО дать Украине летальное оружие для защиты от агрессора, а получаем его изредка, и то ограниченно. Поэтому ни о каких иностранных базах на украинской территории речь не идет», – уверяет Сергей Джердж.

Вообще в Альянсе принято считать, что все национальные Вооруженные силы – это и есть «натовская» армия. То есть, польская армия в Польше – это вооруженные силы НАТО. Если Украина станет членом Нато, то украинская армия будет условно «натовской». И этого вполне достаточно, если она – сильная и эффективная. Присутствие каких-то дополнительных сил извне не нужна. Извне может предоставляться только авиационная поддержка некоторым небольшим странам-членам НАТО. В Украине же такой необходимости нет. «Мы вполне способны сами достичь достаточно высокого уровня развития всех видов и родов войск. Чтобы иметь возможности для защиты и Украины, и этой части Европы. Другое дело, что над этим нужно работать – и менять стандарты, и финансировать эффективное развитие Сухопутных войск, Военно-воздушных и Военно-морских сил Украины», – убежден эксперт.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>