5 изменений в Конституцию, чтобы приоткрыть двери Украине в Европу и НАТО

5 изменений в Конституцию, чтобы приоткрыть двери Украине в Европу и НАТО

Аналитика
474
Ukrinform
Нет никаких сомнений, что европейский и евроатлантический курс – правильная инициатива. Ее бы еще правильно реализовать

В продолжение анализа ключевой законодательной инициативы нынешнего политического сезона – проекта изменений в Конституцию Украины о стратегическом курсу Украины на обретение полноправного членства Украины в Евросоюзе и в НАТО (с первой частью можно ознакомиться ЗДЕСЬ), Укринформ присмотрелся к возможным правовым нюансам. Там, где на первый взгляд все выглядит просто замечательно, специалисты заметили коллизии и юридические несоответствия. Как бы это не создало проблем в будущем...

Что и как предлагают изменить?

Пункт 1. В преамбулу планируется добавить фразу "...и подтверждая европейскую идентичность Украинского народа и необратимость европейского и евроатлантического курса Украины".

Пункты 2,3,4. К полномочиям Верховной Рады (Кабмина, Президента) в части внешней политики предлагается добавить фразу "реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора".

Пункт 5. Предлагается отменить п.14 Переходных положений "Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины".

Богдан Яременко, дипломат, руководитель ОО “Майдан иностранных дел” прошелся критическим взглядом по всем пяти пунктам.

По его мнению, во-первых, предложенная “размытая” формулировка преамбулы породит больше новых вопросов, чем даст ответов.

Богдан Яременко
Богдан Яременко

“Что такое европейский и евроатлантический курс Украины? Это приближение к стандартам, переход на стандарты, полноправное членство – что именно? Почему не написать четко и прямо "необратимость курса на получение полноправного членства в ЕС и НАТО"? А что, если вскоре в Европе возникнет какая-то другая оборонительная организация, которую предложит, допустим, Франция – где не будет США, но будет стратегический партнер Россия. Нам тоже в эту европейскую организацию? – небеспочвеннно волнуется эксперт. – Во-вторых, третьих и четвертых. Помним, что в преамбуле о стратегичности курса ни словом не упоминается. Так о реализации ЧЕГО, и о каких полномочиях Верховной Рады, Президента и Кабмина вообще идет речь? В-пятых, понятно, что в Переходных положениях шла речь о базировании Черноморского флота России в Крыму. Но Россия, если мне не изменяет память, в одностороннем порядке расторгла все соглашения о базировании ЧФ в Украине еще в 2014 году, когда аннексировала Крым. Так коснутся ли предложенные изменения в Конституцию также и других иностранных государств?” Может нам, наоборот, следует предусмотреть какой-то особый упрощенный порядок предоставления согласия на размещение баз или пребывания военных подразделений НАТО на своей территории?

Считаю, что практической необходимости убирать из Конституции положения, которые были основанием для российских баз в Украине, нет, а вот использовать те же положения для других военных баз можно. Но предложения этого не предусматривают. Как нет в них и тени намека на обязательства, которые Украина понесет в случае приобретения членства в ЕС и НАТО. Ничего не сказано о возможности делегирования части национальных полномочий органам ЕС и НАТО. Возможно, авторы сами прекрасно понимают туманность перспектив обретения членства в этих организациях?” – сомневается Богдан Яременко.

К оговоркам присоединяется и Роман Безсмертный, дипломат, политик, подчеркивая, что в “конституционных” делах мелочей не бывает.

Роман Безсмертний
Роман Безсмертный

“В Конституции есть специальный раздел “Общие принципы”, которым определяются основные ценностные параметры (принципы) украинского государства. И вопросы европейскости и евроатлантической безопасности должны быть озвучены именно в этом разделе. Однако в проекте изменений в Конституцию предлагают закрепить это в преамбуле, а также в разделах “Верховная Рада Украины”, “Президент Украины”, “Кабинет Министров Украины”. И здесь возникает противоречие. Почему? Потому что если европейский и евроатлантический курс Украины считать ценностными ориентирами, то в той части, которая определяет основы – этого нет, а в той части, где говорится о механизмах реализации этих принципов – теперь будет. Сразу возникает коллизия. И я понимаю почему пошли именно таким путем – не хотят проводить референдум, для которого не предусмотрено механизмов”, – уверяет дипломат.

Господин Безсмертный задается еще одним важным вопросом – почему эта инициатива появилась только на пятом году президентства Порошенко? А все просто – выборы, необходимость набирать очки у электората. Однако, считает, что подобные инициативы надо проявлять, когда рейтинг за 50%. Иначе даже самая лучшая идея может быть легко дискредитирована низким рейтингом и соответствующей репутацией инициатора.

А чего стоит ожидать от России, которая является главным противником нашего сближения с НАТО? Дальнейшей эскалации на Донбассе, Азовском море?.. "Так война уже идет! И в Кремле прекрасно понимают, что после аннексии Крыма и оккупации части Донбасса Украине не останется ничего другого, как искать поддержку в НАТО. Впрочем, нам стоит понимать, что ни принятие поправок к Конституции, более того, ни вступление в НАТО не обеспечит сразу применения статьи 5 устава НАТО (право на индивидуальную или коллективную самооборону с целью восстановления и сохранения безопасности в Североатлантическом регионе - Ред.)", – добавил г. Безсмертный.

Что обо всем этом думают украинцы?

Интересно, что в Пояснительной записке авторы законопроекта ссылаются на широкую общественную поддержку в вопросах о возможном вступлении Украины в НАТО. Скажем откровенно – они немного лукавят.

Согласно нескольким последним социологическим опросам, население Украины как раз не до конца понимает преимущества членства в НАТО.

Так, в декабре 2017 года Фонд «Демократические инициативы» подсчитал, что лишь 38% респондентов считают вступление в НАТО лучшим вариантом обеспечения безопасности для Украины, 29% - поддерживают внеблоковый статус, 5% - за военный союз с Россией и другими странами СНГ, 5% выступают за военный союз с США. Остальные не смогли определиться с ответом.

По данным КМИС, вступление Украины в НАТО поддерживают 41% украинцев, тогда как 38% - против. Еще 20% не определились со своим мнением.

А совсем свежий опрос группы “Рейтинг” свидетельствует: если бы в середине июля 2018 года состоялся референдум о вступлении Украины в НАТО, то 45% опрошенных проголосовали бы "за", а треть респондентов (33%) – "против". 11% не будут принимать участия в таком голосовании, и столько же опрошенных “затруднились ответить”.

Другими словами, каждый второй украинец не готов поддержать стратегический союз с Североатлантическим военным Альянсом. Не удивительно, почему авторы законопроекта предлагают самый простой вариант – изменения в Основной закон, всячески обходя вопрос всенародного референдума. Возможно, им просто важен сам процесс, а не результат...

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>