Екатерина Левченко, Правительственная уполномоченная по вопросам гендерной политики
“Гендерная тема” была объектом манипуляции со времен Януковича – для приостановки евроинтеграционного движения Украины
23.09.2018 09:00 755

В первой части интервью с Правительственным уполномоченным по вопросам гендерной политики Екатериной Левченко речь шла о разном понимании ценностей в украинском обществе, о равенстве прав женщин и мужчин, и о возможности реализации этого равенства.

О «ЖЕНСКОМ» И «НЕЖЕНСКОМ» ТРУДЕ, ДОСТОИНСТВЕ И НАЦБЕЗОПАСНОСТИ

- Опять же, кто-то должен работать, чтобы были социальные выплаты.

- Я вообще – поклонница труда, потому что в основе существования человека лежит труд, это то, что дает наибольшее развитие человеку. Понятно: если с утра до ночи будешь заниматься тяжелым физическим трудом – то развитие здесь сомнительное, но сейчас мы говорим все же о современных видах труда.

- И так развивается экономика, что всю тяжелую работу скоро будут выполнять роботы, машины.

- И вот тут как раз еще одна тема, которая очень важна для мужчин, – вопрос достойных условий труда. Вы знаете, что у нас запрещено использование труда женщин на тяжелых и вредных для здоровья работах, это норма 43-й статьи Конституции. Но она не распространяется на мужчин, и это вредит их здоровью и не стимулирует работодателей к улучшению условий труда.

Вопросы улучшения условий труда в Украине – это очень серьезный гендерный вопрос

Это та сфера, где именно учет гендерных подходов улучшает ситуацию представителей обоих полов – женщины получают доступ к большему количеству профессий и, соответственно, зарабатыванию денег, и существует потребность в улучшении условий труда для всех. Ведь присутствие женщин будет способствовать большему контролю и улучшению условий труда на этих сложных участках. Без сомнения, это потребует больших расходов от работодателей. Но если мы хотим уберечь рабочих, сделать так, чтобы они не уезжали работать за рубеж, – то должны это делать. Почему люди уезжают за рубеж? Не всегда там и заработная плата высокая. Но там лучше условия труда, жизни, что и привлекает наших граждан. И поэтому вопрос улучшения условий труда сегодня в Украине – это очень серьезный гендерный вопрос.

У нас женщины и сегодня работают на шахтах, только им нередко это не пишут в трудовых книжках, – и они не получают положенных им льгот и надбавок.

В то же время в интернатах для людей преклонного возраста, брошенных родителями детей, домах малютки, в отделениях, где находятся дети, которые родились с инвалидностью и от которых отказались, – работают исключительно женщины. И мне кажется, более сложной работы, чем работа санитарки, няни, медицинского работника в социальных учреждениях, больницах, хосписах, где находятся те, кто умирает от рака или других болезней, – нет. Но там работают одни женщины и зарплата там одна из самых низких. Просто у нас не принято об этом рассказывать...

После отмены в конце 2017 года запрета для женщин на около 450 профессий, появилась первая женщина-водолаз. Она много лет мечтала об этом, у нее есть для этого квалификация – но ей было запрещено, потому что это – “вредная работа”.

Тема расширения экономических возможностей женщин очень важна и для реформирования национального сектора безопасности и обороны. Например, в более чем 90 процентов армий стран-членов НАТО нет ограничений для женщин – то есть все военные должности и профессии в армиях стран-членов НАТО открыты для женщин. В начале сентября Верховная Рада украины проголосовала законопроект 6109, которым также снимаются такие ограничения.

- То есть – женщина все равно сможет стать генералом?

- Недавно мы написали запросы относительно того, сколько у нас женщин работает на генеральских должностях и сколько женщин генералов. Есть в Национальной полиции Украины. В СБУ работают на должностях, но не имеют званий.

О СЕКСИЗМЕ, ОБРАЗОВАНИИ ЖУРНАЛИСТОВ И ПРЕОДОЛЕНИИ СТЕРЕОТИПОВ

- Мне кажется очень важным сделать работу комфортной для человека. Например, предоставить возможность выбирать время работы может, я сова, и мне удобно работать после обеда. Или предоставить возможность работать несколько часов в день, а не полную смену. Формально, у нас как бы есть такое право но в реальности...

- Децентрализация, создание малых предприятий, поддержка собственного бизнеса может помочь в этом вопросе.

И вообще, сегодня очень много гендерно-ориентированных инициатив, которые делают очень успешные женщины. Гендерная проблематика в Украине определена в качестве приоритетной на политическом уровне, постепенно усиливается ее понимание как инструмента достижения социальной справедливости. В частности, это касается разрушения «стеклянных потолков» (так называется ситуация создания реальных, не прописанных в законах, препятствий и ограничений, которые мешают карьерному и личностному росту человека), сексизма в рекламе на улицах и тому подобное. Так, немало фирм используют сексистскую рекламу, когда, например, плитку для ванны рекламирует обнаженная женщина в каске со слоганом «Возьми меня!». Это означает, что маркетологи не учитывают факта разнообразия покупателей, и своими стереотипами не привлекают, а, напротив, отталкивает от товара.

- Да, к сожалению, у нас много рекламы создано так, будто наше общество беспокоит только обеспечение физиологических потребностей, в ней учтена только первая ступень пирамиды Маслоу...

- Кстати, принятая в апреле Государственная социальная программа обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2021 года одной из задач определяет преодоление гендерных стереотипов. Ею предусмотрено введение курсов по гендерной проблематике для студентов специальностей «маркетология» и «журналистика». И это очень важно, ведь многие из нас просто не знают маркеров, которые определяют сексизм. Как показывает практика, журналисты не задумываются о проявлениях сексизма, когдва пишут, что «симпатичную блондинку назначили заместителем министра».

- Могу сказать только, что журналистов надо учить. Надо приходить с тренингами, лекциями в коллективы и вести просветительскую работу. Разработать для редакций специальный курс по вопросам гендерной политики – необходимы короткие видео, слайды с основными месседжами. Потому что методичку на 50 страниц никто читать не будет. А интересного лектора, который пришел в редакцию, продемонстрировал видео с какой-то шокирующей информацией, – будут слушать. Например, для меня шоком была информация, что женщина-снайпер на войне получает меньше, чем мужчина...

- А вы знаете, что женщина-снайпер по документам может числиться как кухарка и кто-то там еще. Вообще-то, разрыв в оплате за труд равной ценности женщинам и мужчинам сегодня составляет до 30% не в пользу женщин. И это тоже сфера, которая требует вмешательства государства.

О УЧЕБНИКАХ, БУЛЛИНГЕ И СТЕРЕОТИПАХ

- Еще один вопрос относительно антидискриминационной экспертизы учебников, которую проводит Минобразования. В частности, были заявления о том, что “наших детей заставят забыть, что есть мама и папа” – потому что эти слова требуют выбросить из учебников, что предлагается запретить употреблять словосочетание «солов'їна мова» – если речь идет об украинском языке... Все ли так катастрофично и абсурдно, как это прозвучало в СМИ?

- Я разбиралась с этим вопросом и вхожу в рабочую группу, которая совершенствует методологию экспертизы. Суть антидискриминационной экспертизы заключается в том, чтобы проанализировать учебники, пособия – тексты, картинки, изображения, видеоматериалы – и выявить в них примеры дискриминации – по всем признакам, которые содержатся в законе об основах предотвращения и противодействия дискриминации с целью их дальнейшего устранения. По результатам экспертизы в украинских школьных учебниках найдены дискриминационные вещи.

- Например?

- Например: по признаку материального состояния – бедные-богатые. В упражнении в учебнике: начинается лето – собираем чемоданы и едем в Египет, Кипр или в Турцию и др. Но ведь не все у нас это могут себе позволить! И это надо учитывать, потому что буллинг среди детей, травля – это очень распространенное явление. Причиной может быть что угодно: материальное положение, пол, возраст, избыточный вес, цвет волос.

Если у одного ребенка рыжие волосы в классе, то мы же знаем, что его будут называть “рыжий”. Кто-то к этому будет относиться спокойно, а кто-то - нет. Если все худые, а один – полненький, то он станет объектом травли. Это обида, которая уменьшает уровень собственной уверенности, направлена на нарушение достоинства, и, соответственно, становится дискриминационным фактором. Потому что в таких условиях ребенок решает: я не буду поднимать руку. Почему? Потому что скажут: “Опять этот – жирный, тощий, рыжий, зеленый, какой угодно – лезет”. И детей таким образом приучают к молчанию, а на самом деле – дискриминируют.

По возрасту: в учебнике все дедушки и бабушки изображены старенькими, неактивными, немощными, с устаревшим внешним видом, с палочкой в руке, очками на носу, сидя на лавочке. Хотя мы знаем, что и бабушками, и дедушками можно стать в 40 или 50 лет. Так формируется стереотипизация: если ты постарше, то ты уже ничего не умеешь, не знаешь, не можешь – просто сидишь себе на лавочке. И это является оправданием потерь человеческого капитала.

Кроме того, экспертиза выявила немало насильственных вещей. Например, такой “анекдот”: папа избил мальчика, мальчик поплакал и спрашивает: “А что же, папа тебя тоже бил?”. Папа отвечает: “И меня папа бил, и моего папу били”. “Ааа, тогда понятно, почему ты таким хулиганом вырос”, – говорит сын. Что это такое? Зачем оно в учебнике по литературе? Потому что это же оправдание телесных наказаний, насилия, которые тоже связаны с дискриминацией.

Кроме того, значительно меньше представлены в информации и изображениях женщины, и виды занятий в значительной степени сегрегированы по полу. Фотография: сидят десять человек – пять женщин, пятеро мужчин. Под ней подпись “Учредители общества” и указаны фамилии пяти мужчин, но ни одной фамилии женщин не упомянуто. Этот метод называется девизуализация.

Украина позиционирует себя в мире как страна возможностей, стартапов, современных технологий – и это должно быть уже с учебников

- “Мама мыла раму”...

- Там уже не раму, сейчас “мама мыла Милу”. Многие спрашивают: “А что здесь плохого, что мама моет, что изображены девочки, которые ей там помогают?”. Здесь нехорошей является как раз девизуализация отца, мужчины в семье. Если мы хотим, чтобы было больше экономических возможностей для всех и было богаче общество, то начинать нужно с начала – с этих учебников! И еще раз хочу сказать: большинство пап активны в воспитании, уходе за ребенком, домашних делах, но нашим детям навязывают стереотип, что это только мамы могут делать. Поэтому было рекомендовано, чтобы было больше паритетных картинок.

И еще: почему мальчики, мужчины в книгах изображены исключительно с молотками и гвоздями. Жизнь же развивается дальше, поэтому и иллюстрации должны быть современными. Потому что Украина себя позиционирует в мире как страна возможностей, стартапов, современных технологий – и это должно быть уже с учебников.

- А о замене слов “мама”, “папа”, “родители” в учебнике другими словами?

- Не нужно искажать вещи. Было предложение не о замене слов, а о дополнении – писать не только о родителях, но и родственниках, близких людях. Приведу пример. На Национальную детскую горячую линию каждую неделю поступают подобные звонки от детей: “У меня такая проблема в школе: у меня нет папы, я живу с мамой, или бабушкой и дедушкой, а нам сказали (дали задание) пойти с папой и сделать скворечник...». Таких детей очень жалко. И консультанты «горячей линии» стараются утешить, объясняют ребенку, что ты просто подойди к учительнице, скажи, что будешь это делать с дедушкой или с братом, или кем-то другим, кто может тебе помочь. К сожалению, таких примеров очень много, – мы знаем это из общения с учителями. И когда в учебниках предложили написать “сделай с родственниками” или “сделай с родными”, то это не отвергает ценность матери и отца, а этим пытались учесть тот факт, что дети могут это сделать с бабушкой и дедушкой, или с братом и сестрой.

- По результатам этой антидискриминационной экспертизы были приняты какие-то методические рекомендации?

В Украине из 7 млн 600 тысяч детей – 3 миллиона проживают в неполных семьях, преимущественно с мамой и бабушкой

- Нет. Были подготовлены методические рекомендации, как проводить эту экспертизу, и готовили их эксперты – кандидаты и доктора наук, работники высших педагогических учебных заведений. Но чего не хватает в этих методических рекомендациях? Они написаны, скажем так, для специалистов, и когда их читают люди, которые не являются специалистами, то определенные вещи становятся непонятными. И этим вызвана необходимость их совершенствования. Я считаю, что каждый пример нужно описывать, показывать – почему мы это делаем, иллюстрируя конкретными историями из жизни.

Нам надо осознать, что в Украине из 7 млн 600 тысяч детей – 3 миллиона проживают в неполных семьях, преимущественно с мамой и бабушкой. Это и последствия войны, трудовой миграции, есть много женщин, которые самостоятельно рожают ребенка, а есть папы, которые воспитывают детей самостоятельно. Эту реальность надо учитывать, не забывая и о полных семьях также.

И начинать надо с уважения к человеку, друг к другу. И воспринимать всех людей, каким бы человек не был. Вы знаете, что в учебниках нет изображений детей с инвалидностью, на коляске? И это тогда, когда идет развитие инклюзивного образования. То есть экспертиза показала очень много вещей, которые помогут осовременить учебники и не надо пугать родителей, что, по ее рекомендациям, вас завтра не будут называть мама или папа.

- Но вот еще один элемент, по которому бьют, – о запрете называть украинский язык “солов'їною мовою”?

- С соловьиной мовой – какой-то абсолютный абсурд, и на это «били» справедливо. Я не поняла и не объясню, почему возникла такая рекомендация. В доработанных материалах такие перегибы убрали.

О МАНИПУЛЯЦИЯХ, ИСТИННОЙ ЦЕЛИ АНТИГЕНДЕРНЫХ ДВИЖЕНИЙ И О ДЕЙСТВЕННЫХ ШАГАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА

- У меня вообще сложилось впечатление, что тему про “гендер” как угрозу для нации и традиционной семьи нам подкинули взамен “языковой проблемы”, которая после начала российской агрессии перестала работать. А любой раскол в обществе – на руку нашему врагу...

- Я скажу вам так, что манипуляции вокруг “гендерной проблематики” были вброшены в общество еще в 2010 году, с приходом Януковича, как инструмент для приостановления евроинтеграционного движения Украины. Вы же помните: сначала, при Кучме, у нас была многовекторная внешняя политика, но во времена Ющенко мы начали курс на евроинтеграцию, и это правильно, потому что у таких стран, как Российская Федерация и Северная Корея, перспектив все равно нет.

Рупор антигендерных движений в Украине оказался помощником лидера так называемой ДНР Захарченко

Когда к власти пришел Янукович, подготовка Соглашения об ассоциации с ЕС все равно продолжалась, Украина двигалась в сторону Евросоюза – и это очень не нравилось восточному «соседу». Вспомните те времена: были развязаны сырные, молочные, нефтяные войны, – но большинство украинских граждан это мало интересовало. И тогда была «вброшена» тема, интересная и важная для многих: семья, дети, семейные ценности, права женщин, ювенальная юстиция. Например, предлагалась следующая риторическая цепочка против ювенальной юстиции, которая включала в себя все «страхи»: “права женщин очень негативно влияют на семью, потому что женщина забывает о том, что она женщина, когда она начинает работать, дети невоспитанные, неухоженные, муж не накормлен, а когда мужу плохо – то в семье начинается домашнее насилие, от этого страдают дети, они звонят на «горячую линию» и жалуются на то, что у них плохо в семьях; тогда ювенальная юстиция в лице служб по делам детей приезжает, забирает детей из этих семей, располагает их в интернатах для того, чтобы потом отдать на усыновление за рубеж - однополыми парами”. Вот такая рисовалось картина в 2010-11 годах, и больше всего такого было во Львове, на Волыни, в Киеве, Крыму. Во Львове, например, в маршрутках были развешаны наклейки «Мамо, захисти мене від ювенальної юстиції». Создавались комитеты, форумы, на радио выступали. Но эта волна внезапно исчезла в сентябре 2013-го года. Мы были очень удивлены этому и поняли факторы уже зимой 2014-го года: функция выполнена, оккупация Крыма подготовлена. А потом председатель так называемого «Родительского комитета Украины», рупор антигендерных движений Игорь Друзь оказался помощником и пресс-секретарем тогдашнего “лидера” так называемой ДНР Захарченко. Он проявился там уже в конце марта 2014 года. А дальше стало понятно, что эта тема вообще – это продукт российской ФСБ для Украины, Молдовы, Грузии, Армении – тех стран, которые начали евроинтеграционный процесс. Помните, как говорили: “Это европейское, Европа навязывает, вас отрывают от традиций” – читай – от России.

На определенный период эти движения исчезли, и начали появляться в 2016-м году, и с новой силой. Даже книжки перевели с русского языка на украинский. Теперь они перестали использовать термин “европейские ценности” – потому что евроинтеграционный процесс пошел очень глубоко, имеет поддержку большинства граждан, введен безвизовый режим, и начали говорить, что “гендер – это зарубежная ценность”, которую нам “навязывают”.

Надо понимать, что это – гибридная война, этой темой будут пытаться разделить Украину, для того, чтобы не пускать нас в цивилизованный клуб. И поддержка антигендерных движений – плохая услуга Украине.

- Совершенно согласна, потому что в результате этих манипуляций люди просто теряют критическое восприятие мира.

- Правильно, а это главное для наших врагов. Ведь для того, чтобы человека легче подчинить – у него не должно быть критического мышления.

Важность усиления политики обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин не вызывает сомнения у руководителей украинского правительства. Подтверждение этого – в осуществимых государством в этом направлении шагах: утверждение Государственной социальной программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин до 2021 года, Национального плана действий по выполнению заключительных замечаний Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, обновление Национального плана действий «Женщины, мир, безопасность». Проходят системные учения государственных служащих, обновляется порядок проведения гендерно-правовой экспертизы нормативно-правовых актов, пересматриваются учебные программы подготовки специалистов в высших учебных заведениях МВД Украины, сектора безопасности и обороны, разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты на выполнение Закона «О противодействии домашнему насилию», в разных регионах вводится гендерно-ориентированное бюджетирование. Как видите, изменения есть в разных сферах и отраслях. И это не просто мозаичные комбинации, а примеры внедрения унифицированного подхода к формированию и реализации единой государственной гендерной политики, который обеспечивается Кабинетом министров Украины, где функция координации возложена на вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванну Климпуш-Цинцадзе.

Приведенные примеры являются составляющей гендерной интеграции на уровне органов центральной власти и регионов. Правительство Украины делает в этом направлении правильные, взвешенные, корректные шаги.

Общественный диалог, информирование, коммуникация должны помочь в лучшем понимании гендерной проблематики, в формировании тех инструментов, которые превратят теоретические принципы гендерного равенства в практическую плоскость. Я всегда была убеждена в том, что гендерное равенство – это инструмент усиления демократии, верховенства права и справедливости в обществе.

Марина Сингаевская
Фото – Юлия Овсянникова, Владимир Тарасов

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-