Ольга Поединок, юрист, исследователь международно-правовых проблем гражданства
В Европе второе гражданство уже давно не сравнивают с полигамией
02.10.2018 15:20 493

Двойное гражданство... Лишение гражданства. Эта тема слишком чувствительна для воюющей страны, у которой аннексировали часть территории под лозунгом защиты прав граждан.

Новым импульсом для общественной и политической дискуссии об этом стало обнародование видео, на котором украинские граждане - жители Закарпатья получают второе гражданство в консульстве Венгрии.

Многим людям, которые жертвуют на армию, было неприятно слышать зачитывание присяги украинцами другому государству. Но если взглянуть на проблему трезво. Запрета на второе гражданство нет. С другой стороны, если мы инициируем преследования тех, кто такое гражданство имеет, готовы ли мы наказывать одинаково представителей элит, политиков, бизнесменов, которые иногда получают второй паспорт, просто пользуясь привилегией инвестора. Мы решили обсудить эти вопросы с юристом-ученым, исследователем вопросов двойного гражданства Ольгой Поединок.

- Ольга Романовна, какая практика гражданства в странах ЕС?

- Единой практики относительно двойного гражданства нет. Каждое государство само определяет свое отношение к этому явлению. Некоторые государства пытаются сократить случаи двойного гражданства, по крайней мере, как-то на них реагируют. Другие государства воспринимают это как объективную реальность и даже не пытаются ограничивать количество дополнительных гражданств, которые может иметь гражданин соответствующего государства.

Если государство инициирует потерю украинского гражданства всеми, кто имеет иностранные гражданства, – приграничные регионы Украины будут населены иностранцами

Стоит ли Украине запрещать двойное или множественное гражданство? Мой ответ скорее был бы отрицательным, ведь в украинском законодательстве закреплен вполне нормальный подход: это принцип единого гражданства, который предусматривает, что гражданин Украины, который имеет дополнительно одно или два иностранных гражданства, в правовых отношениях с Украиной будет считаться исключительно ее гражданином. Принцип единого гражданства зафиксирован в ст.4 Конституции Украины. Впрочем, толкования этой статьи Конституционным Судом нет, а это положение детализируется в Законе Украины «О гражданстве Украины». Этот принцип, во-первых, предполагает отсутствие гражданства административно-территориальных единиц (например, Полтавской области, города Киева, АР Крым), и, во-вторых, определяет, что иностранец, который получил украинское гражданство, рассматривается Украиной как ее гражданин и если украинский гражданин получил иностранное гражданство, то пока у него есть украинское гражданство, в правовых отношениях с Украиной он тоже считается только гражданином Украины.

Кроме того, если государство активизирует свои усилия и инициирует потерю украинского гражданства всеми, кто имеет иностранные гражданства, или поставит лиц с двойным гражданством перед выбором между гражданством Украины и гражданством государства-члена Европейского Союза, то не исключено, что в результате приграничные регионы Украины будут населены иностранцами. Хорошо ли это с точки зрения безопасности Украины? Мне кажется, что нет.

- Существует ли соответствующая практика Венецианской комиссии?

Ни РФ, ни Венгрия информацию о двойном гражданстве украинцев не предоставят

- В 2016 году Венецианская Комиссия обнародовала заключение по проекту конституционного закона Франции «О защите нации» в части возможности государства лишать гражданства. Один из вопросов, рассмотрение которого инициировало правительство Франции, сводился к возможности лишать гражданства за террористическую деятельность. ВК провела развернутое исследование и выделила общие подходы, которые существуют в современном международном праве в отношении гражданства. Комиссия, в частности, отметила, что каждое государство имеет право самостоятельно определять в своем внутреннем законодательстве круг своих граждан. И может так объективно произойти, что определенные двумя или несколькими государствами круги лиц, являющихся их гражданами, могут пересекаться. Таким образом, объективно возникает явление двойного или множественного гражданства. Поэтому, если рассматривать случай Украины и Венгрии, то Украина никак юридическими средствами не может указать другому государству, как ему определять круг собственных граждан и какое законодательство о гражданстве ему иметь. Так же ни одно другое государство не может давать соответствующие указания Украине.

Преодолеть множественное гражданство средствами только национального права – нереально

Также давайте честно ответим – способны ли украинские компетентные органы проверить каждого гражданина на наличие у него или нее иностранного гражданства. В любом случае, окончательный ответ на этот вопрос может дать государство соответствующего иностранного гражданства. Нетрудно предсказать, что ни Российская Федерация, ни Венгрия такой информации предоставлять не будут. У меня лично возникает вопрос в однообразии применения таких практик.

Допустим на минутку, что вы и я – лица с двойным гражданством: у меня в дополнение к украинскому есть венгерское, а у вас – британское. О моем венгерском гражданстве Венгрия информации не предоставит, а о вас Британия на запрос Украины может ее предоставить. Поэтому будет избирательность. Поэтому борьба с сокращением случаев множественного гражданства в одностороннем порядке – только при помощи средств украинского права, если другие государства этого не хотят, – не может быть эффективной. Преодолеть множественное гражданство средствами национального права – нереально. Это можно делать при помощи международного договора с участием, в идеале, всех или, по крайней мере, большинства государств мира. Однако такого международного договора нет, и вряд ли он возможен.

Гражданин и патриот – два разных понятия. Не надо их путать

Если в начале ХХ века к двойному множественному гражданству преобладало негативное отношение государств, которые сравнивали его с полигамией, то сейчас отношение меняется. Оно уже не такое однозначное. Государства смотрят настолько по-разному, что заключение какого-либо универсального международного договора не представляется реальным.

Гражданин и патриот – два разных понятия. Не надо их путать. Мы не заставим гражданина быть патриотом средствами правового принуждения. Да, есть Уголовный кодекс, в котором предусмотрена ответственность за преступления против государства... Но пока недостаток патриотизма у украинского гражданина не достигнет уровня уголовной ответственности, к этому человеку у государства не должно быть претензий правового характера. Более того, даже если гражданин Украины совершает какие-то преступления против государства, то он должен нести за них ответственность, но не перестает быть гражданином. Говорят, что надо ввести санкции за сепаратизм в виде лишения или потери гражданства...

- То есть вы считаете, что лишать гражданства нельзя?

- Лишение гражданства запрещено статьей 25 Конституции Украины, а уголовной санкции в виде потери гражданства у нас нет.

- Ок. А как быть с представителями органов власти или правоохранительных структур? При собеседовании на конкурс в ГБР есть вопрос о двойном гражданстве. Все же, они должны проявлять большую лояльность к государству?

Необходимо согласовывать законодательство о публичной службе с законодательством о гражданстве

- Украинским законодательством предусмотрен ряд ситуаций, когда украинец может иметь множественное гражданство. Например, когда речь идет о гражданах Украины – жителях Крыма, которым Российская Федерация навязала свое гражданство. Согласно украинскому закону, последствия такого гражданства во внимание не берутся. Вместе с тем, нормы отдельных законов о государственной, публичной службе жестко запрещают занимать определенные должности лицам с двойным гражданством: устанавливаются ограничения для всех бипатридов, независимо от конкретных обстоятельств приобретения иностранного гражданства. Конечно, в такой ситуации можно прибегнуть к системному толкованию и применять законодательство о публичной службе с учетом всех тонкостей законодательства о гражданстве. Но такой подход не для всех очевиден. Это позволяет прийти к выводу о необходимости согласования законодательства о публичной службе с законодательством о гражданстве.

В Украине провозглашается принцип равенства всех граждан Украины перед законом. Но логично, что существуют повышенные требования относительно лояльности лиц, которые осуществляют функции государственной власти или местного самоуправления. Понятно и логично, но необходимо эти требования согласовать с законодательством о гражданстве. В таком чувствительном вопросе лучше избегать правовых коллизий.

Спецпроверки правоохранителей должны включать вопрос о том, имеет ли лицо гражданство другого государства

В Европейском суде по правам человека рассматривалось дело гражданина Танасе против Молдовы. Речь шла о личности, которая была избрана членом парламента Молдовы, имея, как и многие другие граждане Молдовы, паспорт гражданина Румынии. В ходе рассмотрения дела правительство Молдовы не доказало, почему такое большое количество людей должно быть лишено пассивного избирательного права, а поэтому ЕСПЧ встал на сторону заявителя. Однако Суд воздержался от каких-либо обобщений, поэтому если подобное заявление будет подано против Украины, многое будет зависеть от нашего правительства. Смогут ли быть приведены убедительные аргументы в пользу того, почему человек, находящийся на государственной службе, не должен иметь иностранного гражданства. Помню, что когда полтора года назад проходило обсуждение законопроекта об ограничении случаев множественного гражданства, председатель СБУ Василий Грицак отметил – такие ограничения следует вводить относительно лиц, которые осуществляют власть, а не рядовых граждан. Поэтому спецпроверки правоохранителей должны включать вопрос о том, имеет ли лицо гражданство другого государства. Но ограничиваться фактом фиксации наличия другого гражданства не стоит, следует каждый конкретный случай дополнительно рассматривать сквозь призму законодательства о гражданстве.

- А есть в Европейском суде по правам человека дела, в которых рассматривается вопрос о лишении гражданства?

- Право на гражданство не входит в каталог прав, которые защищаются Европейской конвенцией по правам человека. Но Европейский суд по правам человека рассматривает эту проблематику в связи с другими статьями Конвенции. Часто гражданство рассматривается как путь к реализации других прав, непосредственно предусмотренных Конвенцией. Ранее Европейский суд по правам человека или комиссия по правам человека, которая существовала до 1998 года, практически не рассматривали вопрос гражданства. Если человек обращался с жалобой, что его гражданство не признают, или ему его не дают, или он не может выйти из гражданства или незаконно его потерял, то конвенционные органы указывали, что это вопрос суверенитета, которые не охватываются ЕСПЧ. Потом они начали предполагать, что это связано-таки с Конвенцией и может влиять на предусмотренные ею права. И сейчас Европейский суд по правам человека рассматривает вопросы гражданства в контексте, например, статьи 8 (уважение частной и семейной жизни), статьи 14 (запрет дискриминации) и других. Суд стоит на позиции, что гражданство является частью социальной идентичности человека. Поэтому по состоянию на сегодня Европейский суд по правам человека рассматривал дела о получении гражданства (в частности, при применении вспомогательных репродуктивных технологий), выходе из гражданства, потери гражданства по инициативе государства. Речь идет о новом усиливающемся микротренде в практике Европейского суда по правам человека. Но, конечно, ЕСПЧ при рассмотрении таких дел отмечает, что гражданство – это внутреннее дело каждого государства, а уже дальше исследует, стал ли в конкретном случае вопрос гражданства определяющим для реализации других прав человека. И я думаю, что такая практика будет развиваться. О намерении обратиться в ЕСПЧ заявляли, например, Саша Боровик и Михеил Саакашвили.

- Главный урок, который Украина должна вынести – не надо давать гражданство на второй день каждому первому игроку, который нам кажется необходимым?

Следует творить такое государство, гражданам которого никогда не хотелось бы иметь «запасной аэродром»

- Я соглашаюсь. Паспорта выдавались неоднозначным персонажам, некоторые из которых еще и судятся с Украиной, но затягивается рассмотрение вопроса о предоставлении гражданства добровольцам-иностранцам, которые с оружием защищали нашу страну, ее территориальную целостность. Все эти вопросы заслуживают серьезного внимания. И при этом важно, чтобы законодатель работал системно, не поддаваясь эмоциям и голосам толпы. Иногда депутаты ради популярности подают законопроекты вроде дополнения Уголовного кодекса Украины дополнительной санкцией в виде потери гражданства. Эти идеи напрямую противоречат международным обязательствам Украины и в случае принятия будут практически невыполнимыми, потому что преимущество всегда будут иметь правила международного договора. Мне кажется, что ситуация требует вдумчивого и очень выверенного подхода с учетом обязательств Украины по международному праву. Конечно, в такой теме, как двойное гражданство, нет полного единства мнений даже в европейском обществе, в профессиональном кругу, но тенденция очевидна. И по моему мнению, не стоит тревожить людей радикальными предложениями всех разоблачить и наказать, а следует творить такое государство, гражданам которого никогда не хотелось бы иметь «запасной аэродром».

Лана Самохвалова, Киев

Фото: Павел Багмут, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>