Языковой закон: как депутаты не "валяли дурака"

Языковой закон: как депутаты не "валяли дурака"

Репортаж
582
Ukrinform
Голосование за языковой закон стало победой прежде всего волонтеров и активистов - их проектом и их ответственностью

Время рассмотрения и принятия языкового закона автор этих строк провела рядом с его главными лоббистами – волонтерами и активистами Романом Матисом (основателем инициативы "И так поймут"), Анастасией Розлуцкой (автором проекта Є-мова), Тарасом Шамайдой (организация "Простір свободи") и еще несколькими. Эти люди вложили в работу над укреплением позиций и распространением украинского языка много лет, а для разработки закона 5670-д провели сотни встреч. Они, собственно, были главными соавторами законопроекта. Несмотря на шутки, прогнозы, комментарии, которыми сопровождали они парламентский день, мне казалось, что у них по венам бежит электрический ток.

- Господа, от вас идет такое напряжение, что аж разряды бьют, визуализируйте в мыслях шампанское, которое выпьете после победы. Говорят, помогает...

Они вымученно улыбнулись, один показал СМС-ку с парламентского зала, в которой нардепы рассказывали, что один из лидеров фракции БПП "качает" депутатов, чтобы они голосовали другой, "беззубый" языковой законопроект Ярослава Лесюка №5556.

Другие активисты, увидев членов коалиции, побежали выяснять, как будет голосовать фракция Народного Фронта.

Главная интрига языкового противостояния выглядит так.

На повестке дня - несколько проектов языковых законов, проходными были два проекта. Один – уже упомянутый законопроект Ярослава Лесюка 5556 – мягкий, скажем так. Второй, 5670-д – плод усилий общественности, ученых, писателей, под которым стоят подписи десятков народных депутатов. Этот законопроект имеет свой аккаунт в ФБ, его поддерживает правительство. Любая журналистская статья набирает на этом аккаунте с десяток тысяч посещений за пару часов. Уже утром за его принятие высказались Ульяна Супрун, Фома, Оксана Забужко. Перед этим – Юрий Макаров, Владимир Вятрович. Этот проект закона – он... уже давно живет своей жизнью. То, что народные депутаты хорошо знают его содержание, я услышала во время обсуждения.

Подробно мы писали о нем здесь.

Законопроект предлагает ввести Национальную комиссию по стандартам государственного языка. И среди ее полномочий - не только утверждение стандартов государственного языка. Ей передали и утверждение правописания, и терминологию, плюс транскрибирование и транслитерация.

Эта же комиссия определяет требования к уровню владения государственным языком. Ей "подведомственны" пособия и учебники, методика и порядок проверки уровня владения языком. Она утверждает образец сертификата об уровне знаний государственного языка. Это единственный законопроект, который устанавливает механизмы ответственности для чиновников за нарушение языкового законодательства.

Языковой вопрос в парламенте явно "завис". Почему? Я считала, что здесь столкнулись мнения политтехнологов. Вполне возможно, что работники команды президента так боялись накрутить против себя русскоязычный электорат, что предпочитали отложить обязывающий к изучению языка законопроект 5670-д до лучших времен, взамен предлагая 10-летнюю программу развития языка.

К слову, мнения социологов тоже разделились. Одни говорили, что нормы о языковой инспекции (они были в законе 5670-д раньше) разозлят людей. Другие переживали за пожилых русскоязычных профессоров университетов, которые не смогут преподавать на украинском языке.

Но были и прогнозы социологов, которые на данный момент как раз работают «в поле», где уже готовятся к парламентским выборам на стороне, скажем так, демократических сил.

Как раз с ними накануне заседания я обсудила законопроект 5670-д, и они поделились со мной результатами закрытых исследований относительно вероятной конфликтогенности языковой темы.

- Мы изучали общественное мнение для своих целей, – поделился со мной опытный политтехнолог. – Три главных темы, которые волнуют людей: зарплаты, коррупция, тарифы. Язык не входит даже в первую десятку самых волнующих проблем. Он приоритетный для 5% населения. Поэтому бояться нечего. Вопрос с языком надо закрывать – так же, как планируется закрыть вопрос с автокефалией. Электорат Оппоблока все равно будет голосовать на выборах за другого кандидата. Поэтому законопроект надо голосовать.

Сегодня мы продолжили эту тему с активистами.

- Вопрос языка стоит на бордовой рекламе президента, – говорит Тарас Шамайда, – будет нелогично не принять наш закон.

Далее ребята начали говорить о ФСБ-шном влиянии на власть противников закона. Я шутила, что мы в наибольшей осторожности политиков видим руку Кремля, а ребята, которые пошагово исследовали биографию своих оппонентов, создали довольно стройную теорию, что противник их проекта имеет отношение к Москве.

- Прекращайте, а то еще пять минут – и я тоже в это поверю, – засмеялась я. – А если серьезно, то, возможно, команда Президента действительно боится потери рейтинга. Представляете, как возьмет «в работу» тему языковых инспекторов прокремлевская публика?

- Мы сняли все триггеры, все раздражители с нашего языкового проекта, – рассказал Роман Матис. – Вчера комитет по вопросам культуры и духовности провел заседание и проголосовал изменения. Процедурно это раньше считали невозможным – голосовать изменения до первого чтения, – но после консультаций комитет решил, что это можно сделать, поскольку изменения не существенные и не касаются сути закона. И, соответственно, создание института языковых инспекторов из закона убрали, а функции делегировали уже существующим институтам.

...Тем временем Рада проголосовала постановление об информационной безопасности, а далее – изменения в устав Вооруженных сил, утвердив таким образом приветствие "Слава Україні – Героям слава". Интересно, что когда оппоблоковец Юрий Бойко начал комментировать законопроекты повестки дня, его перебили журналисты именно этим новым приветствием.

Наконец, начали рассматривать языковые законопроекты.

Ярослав Лесюк
Ярослав Лесюк

Сначала на парламентскую трибуну вышел Ярослав Лесюк – человек, о котором говорят как о выдающемся политтехнологе. Но, похоже, он не был готов к публичному выступлению.

Он чистосердечно признался, что во время подготовки закона к регистрации они сделали некоторые ошибки: "выпадали слова, не доработали терминологию и так далее".

Сравнивая свой языковой проект с другими, забыл их номера, и тут же забыл имя профессора Шаповала (назвал его "академик Николай"), который его одобрил (потом сказал, что Шаповал), а потом похвастался, как отдельным знаком качества, что его проект не требует ни копейки государственных средств.

Впрочем, показалось, он был абсолютно не готов к острым вопросам коллег и репликам, что он, мол, своим законом закладывает "фундамент для регионализации и дезинтеграции различных частей территории Украины". Очевидно, БПП следовало бы чуствительнее отслеживать настроения коллег.

Поэтому 5670-д , как говорится, созрел.

- Тарас, вы работали с депутатами? – спросила я у Шамайды.

- Убеждали, встречались, имел в последнее время где-то полсотни таких встреч, – улыбнулся он. – Обещали поддержку все постмайданные фракции, внефракционные, часть "Воли народа".

Я прошлась с Анастасией Розлуцкой по кулуарам. Она, увидев Оксану Билозир, спросила, как та будет голосовать.

- Кто вас финансирует? Откуда деньги на литературу, на этот рекламный материал? – строго спросила она.

Явно не в тему вопрос был. Потому что на самом деле признаков больших денег в языковых проектах активистов не было вовсе, а рекламный материал был сделан в минимальных объемах, да и на пикет собралось не более сотни человек.

Затем прослушали законопроект «Свободы» – они, как всегда, хвалили свой. Но были договоренности, что когда их не пройдет, то будут голосовать 5670-д.

Далее выступила Ирина Подоляк, один из соавторов закона 5670-д (до правок он имел номер 5670). То есть фактически она агитировала за проект общественности. Ее слова хочется привести в пример более пространно:

- Почему зарегистрировано такое большое количество законопроектов в этом сессионном зале? Потому что огромная часть политикума, к большому сожалению, заинтересована, чтобы законопроект – настоящий законопроект не был принят. Для того, чтобы и далее на протяжении многих лет от выборов до выборов иметь возможность спекулировать на этом вопросе.

Чем же хорош законопроект 5670? Тем, что он будет выполняться. Тем, что он предлагает нам не голые декларации и красивые слова о любви к украинскому языку, а он предусматривает создание институтов, механизмов и процедур, которые должны, наконец, обеспечить надлежащий уровень развития украинского языка.

Таких, как Национальная комиссия по вопросам стандартов украинского языка, институт уполномоченного по вопросам государственного языка в Украине. Потому что гражданин Украины, который хочет обратиться с вопросами защиты своих языковых прав, должен иметь свое представительство в органах власти. В этом законопроекте очень детально прописаны процедуры и сферы применения украинского языка. Все эти сферы обозначены, все эти сферы очень четко выписаны, там нет никаких возможностей для каких-либо злоупотреблений. Что важно? Если на протяжении многих последних лет украинское государство не создало никаких механизмов для того, чтобы те люди, которые на территории Украины по тем или иным причинам не разговаривают на украинском языке, могли выучить украинский язык, то этот законопроект реален, он предлагает создание таких институтов, которые помогли бы гражданам Украины выучить украинский язык.

Этот законопроект не обвиняет, его нормы не ломают через колено тех людей, которые, опять же, по тем или иным причинам в свои 50, 60 или 70 лет не владеют государственным языком.

Этот законопроект создает возможности для молодых людей, он создает возможности для тех, кто сейчас ходит в садик, он создает возможности для тех, кто сейчас учится в школе, он дает инструменты для его реальной имплементации. И именно поэтому он, безусловно, вызывает атаки с обеих сторон: с одной стороны – его атакуют «регионалы», потому что он якобы будет ломать через колено людей; с другой стороны – его атакуют псевдопатриоты, в законопроектах которых четко зафиксировано двуязычие и создание резерваций для людей, которые хотят это двуязычие практиковать. Это абсолютно недопустимо, это фальсификация! Самое главное, что есть в законопроекте 5670-д, который мы, кстати, доработали на комитете еще вчера, – это то, что он обеспечивает суверенное право Украины на государственный язык и создает условия для его изучения, а также сохраняет уважение к каждому гражданину, который живет в этом государстве.

Это выступление фактически подхватил Николай Княжицкий. То есть под двумя номерами был презентован один текст, но второй – с буквой Д и правками, которые снимали конфликтные места. Он доложил, что из законопроекта убрали конфликтные правки. Что закон предусматривает изучение украинского языка. Формы обучения могут быть разными. Могут быть дистанционные формы обучения. И обязательно мы должны такое ввести. Об административной ответственности там есть – за мелкие нарушения, например, если кто-то в зале сюда выйдет и будет здесь говорить на иностранном языке, он штраф заплатит. Но, если кто-то захочет поносить язык, унижать так же, как наш герб, наш флаг, то за это будет уголовная ответственность.

Мария Матиос завершила выступление призывом: "Дорогие коллеги, давайте не валять дурака, сосредоточимся над работой над законопроектом 5670-д, который является плодом коллективных усилий, чтобы мы вышли на законопроект, который был бы безупречным с точки зрения европейских стандартов и рекомендаций Венецианской комиссии. И это будет честно".

Следующие полчаса были тяжелым испытанием для нервов.

В рейтинговом (предварительном) голосовании больше всего голосов набрал проект Закона 5670-д.

Но спикер парламента предложил вернуться к рассмотрению проектов 5670-д и 5556, то есть проголосовать два проекта вместе. (На этом предварительно настаивала Оксана Билозир).

Далее на трибуну вышел один из лидеров фракции БПП Игорь Грынив: "Друзья, я призываю всех быть действительно патриотами Украины. Не играйте в политические игры... Не кричите мне "ганьба"... Уже кричали, но, как правило, враги Украины...Поэтому мы предлагаем то, что создает консенсус как в зале, так и в обществе, предлагаем сегодня принять за основу оба эти закона... Это нормальное предложение, которое может объединить зал".

- Мы не выйдем без решения из зала, – провозгласил спикер Андрей Парубий.

Андрей всю свою жизнь работал на то, чтобы украинский язык занял достойное место, но зал категорически не хотел объединять эти проекты законов. Спикер минимум трижды ставил те или иные предложения относительно двух законов на голосование, но, наверное, пришло время именно для честного и бескомпромиссного языкового закона. Зал упорно не давал голоса на пакет, но давал, например, на продолжение пленарного.

Наконец на трибуну вышел Игорь Грынив. С горечью сказал, что они проголосуют 5670-д, и объяснил: "Мы хотим, чтобы все мы – и вы, и мы – делали уроки с истории. Не раз Украина становилась заложником действительно политических дискуссий и борьбы: кто больший патриот. Мы будем голосовать за этот закон, на котором вы настаиваете. Мы со своей стороны на втором чтении будем настаивать на учете всех правок, чтобы несуразные вещи из этого закона выбросить.

Делаем это, поверьте, только из одного соображения, что Украина по-прежнему находится в опасности – и вы все делаете для того, чтобы ее толкнуть в пропасть. Но мы не дадим этого и будем голосовать".

А парламентское большинство таки есть, подумала я, когда увидела, что 263 человека проголосовали за возвращение к закону.

Точно есть, подумала я, когда увидела что сам закон проголосовал 261 человек.

Волонтеры, с которыми я слушала закон (некоторые из них, кстати, члены БПП) обнимались. Они были взволнованы... Я поздравила их, потому что действительно: впервые в истории этот закон был прежде всего их проектом и их ответственностью.

Депутаты расходились...

Назвать счастливыми фракцию БПП я не могла: изнурительная борьба с результатом, неоднозначным для рейтинга лидера... Но – ничего, как любили они повторять во время Майдана: "Сміливі – щасливі". А рейтинг... Он порой дело иррациональное, а порой – наживное. Время еще есть.

Лана Самохвалова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>