Бюджет-2019: один триллион доходов и “двухтриллионные” пожелания расходов

Бюджет-2019: один триллион доходов и “двухтриллионные” пожелания расходов

Аналитика
456
Ukrinform
Правительство утвердило проект госбюджета объемом чуть более 1 трлн грн. Депутаты тоже подпряглись – хотелок “накинули” еще на два бюджета

В этом году Верховная Рада побила рекорд по объему поданных поправок к проекту госбюджета. По словам главы финансового ведомства Оксаны Маркаровой, “стоимость” правок ко второму чтению составляет сегодня 2 трлн 200 млрд грн. По сути, депутаты замахнулись на еще один+один бюджет.

Хотя даже для выполнения представленного Минфином и принятого в первом чтении документа, существует масса рисков. В частности, среди потенциально негативных «внешних» факторов – отсутствие четкого алгоритма сотрудничества с МВФ, «размытость» перспектив получения финансирования от Всемирного банка и ЕС, а также связанных с этим возможностей получения коммерческих займов. Таким образом, под вопросом способность страны расплатиться со своими долгами и, даже, возможно покрыть превышение объемов бюджетного дефицита. Между тем, возможности для экономического роста в 2019 году закладываются, как в 2018-м и два предыдущих года. Учитывая, что ВВП Украины во II квартале 2018 года вырос на 3,8%, заложенные в проекте бюджета экономические индикаторы, в частности – прирост ВВП на уровне 3% при инфляции 7,4% реальны, считает глава Совета Национального банка Украины Богдан Данилишин.

Главный риск – получить слишком «раздутый» бюджет

В то же время для дальнейшего роста сохраняются значительные риски, в том числе: из-за возможного ухудшения ситуации в международной торговле, вызванного торговыми войнами. В связи с этим возможно и снижение спроса на продукцию украинского экспорта. Что касается «внутренних» рисков, то, между прочим, говорится и о неопределенности с сотрудничеством с МВФ, и о «перспективах» рулетки с принятием/непринятием закона о налоге на выведенный капитал. Последнее решение уже напоминает игру в пинг-понг, когда обещания и отказы чередуются как подача мячика – вчера одно, сегодня – другое, и так по кругу.

Президент инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак напоминает, что основное опасение за новую систему налогообложения прибыли заключается в том, что в первый год взимания нового налога удастся собрать меньше, чем налог на прибыль, вместо которого его планируют внедрить. И поэтому на сегодня все контраргументы противников НнВК сводятся к невозможности найти заменители.

А тем временем Верховная Рада отклонила законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставок некоторых налогов". То есть парламентарии не поддержали предложения повысить ставки акцизного, экологического налога и рентной платы за использование радиочастот на 9% согласно прогнозному уровню инфляции. Хотя по расчетам Минфина, поддержание соответствующих инициатив могло принести в Госбюджет-2019 почти 6,5 млрд грн. Значит, и эти средства придется искать в другом месте.

Тарас Козак
Тарас Козак

«Камнем преткновения» при рассмотрении бюджетных законопроектов всегда становится попытка увеличить социальные расходы – повысить прожиточный минимум, минимальную зарплату, пенсии и другие выплаты. Ожидается, что в процессе рассмотрения Основной сметы могут «раздуть» такую статью расходов как «Субвенция на социально-экономическое развитие», средств на которую Минфин вообще не предусмотрел. Но для парламентариев эта субвенция политически важна (особенно в год выборов). Ведь позволяет финансировать проекты развития в избирательных округах. Поэтому, согласно предложенным народными избранниками поправкам, на это может понадобиться дополнительный ресурс – до 10 миллиардов гривень. Высок и риск немотивированного увеличения расходов на поддержку аграриев.

«Риск получить слишком «раздутый» бюджет огромный – даже, если пытаться удовлетворить десятую часть «двухтриллионных пожеланий» народных избранников, вносимых в форме поправок. Ведь перед выборами каждая группа пытается получить какие-то выгодные для своего электората преференции за счет других граждан Украины, перераспределив бюджетный пирог. Вполне оправданы как опасения из-за немотивированного перераспределения имеющихся средств, так и риск того, что часть доходов просто «нарисуют». А о реальных возможностях выполнения никто не будет думать», – считает Тарас Козак.

Кто ищет деньги, не играя, тот их найдет

Кстати, на фоне многочисленных «хотелок» народных избранников сейчас звучат лишь единичные предложения о реальных источниках наполнения доходной части Основной сметы. Об одной из таких инициатив в комментарии Укринформу рассказал народный депутат от БПП, член бюджетного комитета парламента Сергей Рудык, Он предлагает правительству рассмотреть дополнительные источники наполнения государственной казны, по меньшей мере, на 13 млрд грн. Речь, в частности, о легализации игорного бизнеса.

«Я предложил три дополнительных источника наполнения бюджета, которые, по моему мнению, правительство не учло, подавая проект бюджета на 2019 год. Это 7,5 млрд грн сэкономленных средств от спецконфискации имущества. Минимум 300 млн грн от сдачи государственного имущества в аренду и более 5 млрд – от легализации игорного бизнеса, после запрета в 2009 году довольно мощно работает в тени», – отметил Сергей Рудык. При этом депутат подчеркнул, что поступления от аренды госимущества могут быть значительно больше. Ведь из года в год в Украине срывается приватизация, а крупные государственные комплексы при этом за копейки сдаются в аренду частным структурам.

Также депутат убежден: в связи с необходимостью выплачивать огромные внешние долги и с дефицитом средств на социальные программы, образование и другие стратегические для государства отрасли, необходимо немедленно принять закон о легализации игорного бизнеса. Ведь, несмотря на то, что правительство подготовило соответствующий законопроект еще в 2015-м году, этот документ так и не стал для власти приоритетным.

Сергій Рудик
Сергей Рудык

«Этот важный законопроект, который бы мог уже как минимум два года работать на Украину, лежит в Верховной Раде «мертвым грузом». И даже, на заседаниях Согласительного совета о нем никогда не вспоминают», – добавил депутат, отметив, что такая ситуация заставила его недавно подать документ на новую регистрацию в парламенте – уже от своего имени.

В то же время Рудык согласен, что легализация игорного бизнеса потребует установления жестких правил ведения такой деятельности и проведения разъяснительной работы в обществе.

«Конечно же, надо объяснять людям его необходимость, доказывать, что из-за существования в стране целых нелегализованных сфер деятельности общество несет колоссальные убытки. Многим противникам легализации игорного бизнеса я задаю вопрос – если американцы, французы, немцы, англичане, чехи и другие считают деятельность казино и букмекеров вполне моральной, и их бюджеты получают миллиарды долларов, то почему украинцы, имея проблемы с финансированием социальной сферы и обороны, должны думать по-другому и терять эти миллиарды?» – удивляется депутат.

Как пример Сергей Рудык привел данные, согласно которым в представленном правительством проекте бюджета на 2019 год на образование не хватает еще 14,6 млрд грн, а на медицину – 12,1 млрд грн. Кроме того, для противодействия России в Азовском море пограничникам на ремонт и обновление катеров требуется дополнительно 300 миллионов гривень.

«300 млн. гривень – вроде бы небольшая сумма, и то мы не можем ее «наскрести». Тогда почему же мы должны терять доходы от легализации казино и букмекерской деятельности? Это минимум 5 млрд грн.!», – сказал депутат, еще раз подчеркнув, что во всем мире игорный бизнес работает в четком правом поле, от деятельности которого получают пользу как государства, так и их граждане. Ведь в бюджеты направляются немалые налоговые поступления, создаются новые рабочие места, стимулируется развитие многих смежных отраслей экономики.

Владислав Обух, Марина Нечипоренко. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-