РФ: Все «лишние» деньги – на силовиков и воровство

РФ: Все «лишние» деньги – на силовиков и воровство

455
Ukrinform
Что можно высмотреть в информации о бюджете России на 2019-2021 годы

В российское информационное поле вновь вернулось назойливо-крикливое «обсуждение» Украины. Только теперь, в отличие от прошлых лет, уже с явным религиозным оттенком – предстоящая автокефалия украинской церкви крепко допекает Москву. При этом свои, российские, новости проходят по касательной. А одна из них, из разряда важнейших, «беспрецедентных» по словам самого ньюсмейкера, впрямую касающаяся каждого жителя страны, и вовсе осталась практически незамеченной – ни обсуждений, ни комментариев.

Это известие о том, что расходы на оборону и безопасность составят 30% от бюджета России на 2019 год. То есть, примерно треть! При этом сразу уточню: неправильно говорить, что РФ потратит эти деньги на армию, как сообщают некоторые СМИ. В статье расходов указано «на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность». То есть, в переводе с бюрократически-статистического сленга на нормальный язык, – кроме средств внешней агрессии, армейской или диверсионной, сюда включены расходы на атрибуты полицейского государства, которые должны жестко контролировать ситуацию внутри страны.

ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ

А теперь давайте внимательней ознакомимся с обстоятельствами оглашения этой новости и тем важным, что в ней было приглушено.

Совет Федерации в путинской России давно уже стал органом еще более декоративным, чем Государственная дума. Но согласно Конституции все решения должны проводиться не только через Госдуму, но и через Совфед. Что и делается.

Проект закона о бюджете на 2019 год и период 2020-2021 годов был внесен в Госдуму еще 1 октября. В ней с тех пор рассматривается и окончательно будет приниматься, видимо, в конце ноября. Там доля расходов на «Национальную оборону» и также «Национальную безопасность и правоохранительную деятельность» заявлялась так – 16,2% и 12,5% соответственно. В сумме – 28,7%.

А 6 ноября, во вторник, финансирование национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности на 2019-2021 годы также обсуждалось на заседании соответствующего комитета Совфеда при участии представителей заинтересованных министерств. Основным докладчиком был глава соответствующего департамента Министерства финансов РФ Анатолий Попов.

Он заявил, что на оборону и безопасность в России в 2019-2021 годах будет тратиться 30% государственного бюджета (видимо, просто округлил известные ранее 28,7%; процент туда, миллиард сюда – тоже мне деньги).

Но Попов также огласил примерное соотношение открытой и закрытой части этих расходов – 13% и 17%. Вообще-то, сам по себе – поразительный показатель. 17%, шестая часть бюджета России, огромного бюджета сырьевой страны, проходит по закрытым, армейски-спецслужбистски-полицейским статьям и вообще практически неподконтрольна.

Впрочем, все познается в сравнении, в динамике. Доля секретных расходов в российском бюджете выросла не сегодня, а сразу после начала войны в Украине, еще в 2015 году. (При этом любопытно отметить, что не все деньги из засекреченных статей расходов идут по разделу «Национальная оборона», примерно 30% проходят по статьям «Экономика», «Социальная политика» и даже «Образование» и «Культура». Это, вообще, трудно как-то комментировать: ну вот, скажите, что можно секретно закупать или производить в культурной сфере?!).

И тогда, в 2015-м, доля закрытых статей расходов на силовые ведомства составляла примерно те же 17%, заложенные нынче в бюджет 2019-2021 годов. Смотрим дальше. В 2015 году тратилось (совокупно – в открытой и закрытой частях расходов) на «Национальную оборону» – 21,1%, на «Национальную безопасность и правоохранительную сферу» – 9,7%. В сумме – 30,8%. То есть примерно те же 30%, что заявлены и сейчас.

Таким образом, пропорции, в сравнении с 2015 годом, сохраняются. Так почему же чиновник Минфина РФ Попов назвал заявленные расходы на оборону и безопасность «беспрецедентным решением».

Это отдельный вопрос.

НА ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ КРЕМЛЬ НЕ ЭКОНОМИТ

В 2015 году российская экономика только вступала в период турбулентности, связанной как с санкциями, так и с падением цен на нефть, накопившимися общими проблемами неэффективности. Поэтому тогда рост трат на силовые ведомства не казался чем-то особенным.

А теперь давайте посмотрим в динамике, что происходило дальше:

- 2015: «Оборона» – 21,1%. «Безопасность и правоохранение» – 9,7%. Сумма – 30,8%;

- 2016: «Оборона» – 19,5%. «Безопасность и правоохранение» – 8,2% Сумма – 27,7%;

- 2017: «Оборона» – 6,3%. «Безопасность и правоохранение» – 7,8%. Сумма – 14,1%;

- 2018: «Оборона» – 5,7%. «Безопасность и правоохранение» – 8,1% Сумма – 13,8%;

- 2019: Оборона» – 16,2%. «Безопасность и правоохранение» – 12,5% Сумма – 28,7%.

С 2015 года состояние экономики ухудшалось. И на «Оборону», то есть на армию, с 2017 года начали тратить ощутимо меньше – в разы.

При этом стоит отметить, что траты на гэбуху и остальных силовиков («Безопасность и правоохранение») все это время оставались относительно стабильными. В условиях нарастающего в стране внутреннего напряжения экономить на «внутренних войсках» для кремлевского режима было бы слишком опасно. К тому же, можно припомнить, что в 2016 году была создана отдельная полицейская структура с большим бюджетом – Росгвардия.

А теперь вернемся к словам минфиновца Попова. Он назвал бюджетную прибавку российских ассигнований на «оборону и безопасность» за три года – 2019-2021 – «беспрецедентным решением, таких ранее, по крайней мере, давно, не принималось». И вот это уточнение «по крайней мере, давно» здесь очень важно. Поскольку похожее решение принималось «давно» – в 2015 году, после начала войны в Украине.

Но в сравнении того решения с нынешним есть несколько отличий. Первое – в том, что тогда особо высокие расходы на агрессию продержались лишь два года – 2015-2016. Сейчас же Минфин закладывается на то, чтобы держать подобные расходы целых три ближайших года. Второе – судя по проекту бюджета на 2019 год, принципиально изменилась пропорция средств, выделяемых на армию и гэбэ-силовиков. Тогда было 19,5-21,1% на 8,2-9,7%. То есть на армию тратилось в два раза больше. Сейчас же 16,2% на 12,5%. И это уже соразмерные числа.

О чем они могут свидетельствовать? Вероятно, снова-таки о том, что Кремль все более активно готовится к военным действиям не только вовне, но и внутри страны – со своим обществом.

НОВАЯ ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

Еще один важный вопрос «по поводу». Почему именно сейчас Россия решается на такие существенные изменения?

Все последние годы бюджет РФ был дефицитным. Во многом, из-за низких цен на нефть. Среднегодовая ее цена на 2018 год закладывалась из расчета $43,8 за баррель. Но в реальности в текущем году цены ощутимо выросли – до $70. Это дало ощутимую прибавку средств. (Но стихия рынка – стихией рынка, а российское руководство еще и само постарается не дать ценам вновь упасть. Скажем, в среду начались переговоры с Саудовской Аравией о возможности сокращения добычи нефти в 2019 году). Появившиеся дополнительные средства российское руководство тут же поспешило направить свои любимым детищам – армии и силовикам. При этом, напомню, параллельно проводится повышение пенсионного возраста, подрывающее прежнюю идиллию в отношениях Кремля с электоратом.

Другой фактор – это эффект Эллочки-людоедки, воюющей с «заносчивой Вандербильдихой». 13 августа президент Трамп на военной базе Форт-Драм в штате Нью-Йорк эффектно подписал законопроект о военном бюджете на 2019 год. Оборонному бюджету США размером в $717 млрд сенаторы дали имя Джона Маккейна (тогда еще живого).

Планируемый российский ежегодный военный бюджет в пересчете на доллары составляет примерно $45,5 млрд. И это уже повышенные траты, «беспрецедентное решение». Но при всем том, сумма – на порядок меньше американской. Похоже, что под заклинание «мы не дадим себя втянуть в новую гонку вооружений» Россия как раз в нее и втягивается. Да еще $33,3 млрд будут истрачены на «безопасность», то есть ФСБ, СВР и полицейщину.

И еще один важнейший фактор. Значительный рост бюджета вкупе с большой закрытой частью расходов (помним про соотношение 13% на 17%) – это идеальные возможности для разворовывания. Если, согласно расследованию Фонда Навального, глава Росгвардии не боялся погреть руки на открытых закупках продовольствия для своего ведомства, то представьте – что произойдет при засекреченных статьях расходов?..

Впрочем, российский бюджет-2019 пока еще в стадии обсуждения. Посмотрим, что будет на выходе. И будут ли тогда в РФ широко или хотя бы как-то обсуждать его расходы на «оборону и безопасность» – или, как и сейчас, вместо этого, ограничатся криками об Украине и «ереси папизма» в Константинополе.

Олег Кудрин. Рига

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-