«Евробляхеры» забыли: за блокирование улиц и «сесть» можно...

«Евробляхеры» забыли: за блокирование улиц и «сесть» можно...

Аналитика
727
Ukrinform
Не дождавшись решения ВР о решении проблемы «евроблях», их владельцы снова блокировали столичный центр

Ситуация с использованием в Украине автомобилей с еврономерами стала еще одним водоразделом, который развел по разным лагерям если не все, то, по крайней мере, часть общества. Кто-то сочувствует владельцам авто на «евробляхах», ведь, если разобраться, то напрямую они вроде бы и не нарушали закон - просто воспользовались определенными юридическими лазейками, как это делают «оптимизаторы» в бизнесе. Другие же наоборот осуждают таких людей, обвиняя в попытках быть «умнее» честных налогоплательщиков, а потом еще и шантажировать, когда власть пытается уладить ситуацию...

В четверг Верховная Рада приняла закон, которым снизила стоимость растаможки автомобилей. Таким образом, владельцы авто на «евробляхах» получили возможность их легализовать – некий аналог налоговой амнистии. Однако организаторы «движения евробляхеров» уже выразили недовольство документом. Об этом заявил, в частности, председатель общественной организации «АвтоЕвроСила» Олег Ярошевич. И подобная реакция не новость: мы уже не раз были свидетелями, как едва ли не каждый шаг власти, направленный на урегулирование проблемы, «евробляхеры» воспринимали «в штыки», выдвигая новые требования и новые ультиматумы.

Пока что большинству граждан эта проблема, кажется, безразлична. Поэтому они без особого интереса наблюдают за развитием событий. Но и этих людей может «засосать» в орбиту противостояния в случае воплощения угроз «движения евробляхеров» относительно возможного проведения бессрочных протестов по всей стране. Это то, что уже ощутили на себе десятки тысяч киевлян и гостей столицы – автовладельцев и пассажиров общественного транспорта, которые стали свидетелями и жертвами блокирования правительственного квартала или попали в заторы, появившиеся из-за этого в центре города.

Общее отношение в обществе к подобным акциям тоже разное. Кто-то поддерживает, считая, что в демократической стране люди имеют право на протесты - в том числе, и таким способом. Другие же наоборот – осуждают, проклиная «евробляхеров» за дорожные заторы и связанные с этим неудобства.

А как же оценивают ситуацию юристы? Насколько законным является перекрытие улиц в рамках подобных кампаний? Можно ли как-то наказывать их участников? А если наказывать, то за что и на каких основаниях? А также - что можно сделать для предотвращения (или, по крайней мере, минимизации последствий) таких массовых выступлений в будущем?

Закон демократии: защищая собственные права, не посягай на право других

«Отечественное законодательство защищает право людей на мирные собрания, - напоминает в комментарии Укринформу юрист-криминолог Анна Маляр, - Такие акции можно проводить по любому поводу и в любом не запрещенном специальным законодательством месте (то есть не на территории, например, исправительных учреждений, воинских частей или объектов критической инфраструктуры). При этом, прежде, чем проводить массовые акции, их организаторы должны предупредить о своих намерениях местную власть. Последняя может запретить проводить такие мероприятия в отдельных местах – скажем, рядом с больницей или детсадом. Если же подобных запретов нет, акция считается законной – только на основании регистрации соответствующего обращения», - говорит юрист.

Анна Маляр
Анна Маляр

В организации «АвтоЕвроСила», которая сплотила евробляхеров, утверждают, что заранее проинформировали столичную власть о намерении проводить массовые мероприятия в центре города и возражений не получили. То есть акция, казалось бы, вполне законная.

«Но ведь ее участники ни при каких обстоятельствах не должны были нарушать законодательство и посягать на права других людей, причиняя им неудобства, а, возможно, и создавая угрозу их жизни и здоровью, - говорит Анна Маляр, - ведь за перекрытие транспортных артерий предусмотрена уголовная ответственность. И если люди, которые принимают участие в санкционированном мирном собрании, нарушают закон, имеем весь необходимый инструментарий для того, чтобы их наказать. Как минимум, это касается организаторов», - считает юрист.

При этом она имеет в виду статью 279 «Блокирование транспортных коммуникаций, а также захват транспортного предприятия» Уголовного кодекса Украины, согласно которой «блокирование транспортных коммуникаций путем устройства препятствий, отключения энергоснабжения или другим способом, которое нарушило нормальную работу транспорта или создавало опасность для жизни людей или наступления иных тяжких последствий, -наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет».

Впрочем, прецедентов привлечения к уголовной ответственности за такие преступления пока нет. А зря. Ведь ежегодно в Украине открывается несколько десятков уголовных производств по результатам таких действий. Напомню, в свое время было «модным» блокировать дороги вблизи западных границ страны. Также часто к перекрытию автодорог люди прибегают, протестуя против незаконной застройки. Или против произвола застройщиков, как это было недавно на Харьковском шоссе в Киеве на выезде из Броваров.

Подобные акции – это не намерение «насолить» участникам дорожного движения, а лишь способ привлечь общественное внимание, - говорят социологи. «Почему люди прибегают к таким средствам? Ответ очевиден – потому что они не видят механизмов, как можно добиться своего, – отмечает директор фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива Ирина Бекешкина, – Люди перекрывают дороги, чтобы привлечь внимание, в частности - СМИ».

Ірина Бекешкіна
Ирина Бекешкина

И такой метод оказывается довольно действенным. Потому что создает неудобства десяткам тысяч людей. Впрочем, юристы советуют инициаторам подобных кампаний идти другим путем, налаживая диалог со структурами, которые могут помочь делу. Тем более, что, как признают сами организаторы акций «евробляхеров», их приобщают к работе над законодательными изменениями, призванными раз и навсегда урегулировать эту актуальную для современной Украины проблему. И парламент, приняв соответствующий закон, продемонстрировал желание придерживаться слова. Так зачем было лишний раз ставить телегу впереди лошади?

А все, видимо, потому, что подобные массовые акции – это еще и способ заработать определенные политические дивиденды. Безусловно, такого эффекта можно достичь благодаря использованию других предусмотренных законодательством форм защиты своих прав – например: письменные обращения в органы власти, судебные обжалования, участие в работе над законопроектами и проектами других нормативно-правовых актов. В конце концов, можно прибегать и к тем же пикетам и митингам, не блокируя при этом движение транспорта.

Но часто лидеры таких кампаний игнорируют все эти возможности, предпочитая самое простое – перекрытие улиц. Правоохранители при этом традиционно не всегда готовы влиять на ситуацию принципиально и по закону. А зря. Это, безусловно, провоцирует у некоторых чувство безнаказанности. Отсюда и гарантия: подобное будет повторяться. А вот если бы кого-то таки посадили, пусть не надолго, может, подобного нахальства и поубавилось бы.

Успокоит ли ситуацию закон о легализации «евроблях»?

Итак, парламент поддержал в целом законопроект №8487, которым снижаются акцизы на растаможку автомобилей. Вместе с предложением по установлению сроков льготного растаможивания ввезенных ранее авто. Итак, в течение месяца после вступления Закона в силу каждый владелец авто на «евробляхах» сможет легализовать свое транспортное средство, уплатив только половину суммы начисленного акциза, а в течение следующих двух месяцев – со скидкой 25%. Подробнее — здесь.

Суммы акциза, в зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля, по расчетам экспертов составят от 300 до 1500 евро. При этом в любом случае (даже с самыми мощными и самыми старыми авто) акцизный налог, рассчитанный по новой формуле, будет значительно меньшим, чем до этого. Правда, кроме акциза при легализации авто на «евробляхах» владелец еще должен оплатить НДС (20% от стоимости), ввозную пошлину (10%) и сбор в Пенсионный фонд (3-5% от стоимости автомобиля).

Между тем, напоминаем – «щель» уже закрыта: в мае в Украине сделали важный шаг для предотвращения ввоза новых партий авто «на евробляхах». Чтобы попасть на территорию Украины на машине без регистрации, необходимо иметь разрешение на работу за рубежом и трудовой договор с фирмой, которая предоставляет автомобиль в распоряжение сотруднику. Таким образом, удалось перекрыть одну из «серых» схем ввоза таких автомобилей – в частности, из Литвы. «Впрочем, полностью это проблему не решает», – считает директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. Ведь, по его словам, существует еще не один способ обмануть государство. Поэтому актуальной остается тщательная работа над внесением, наконец, окончательных изменений в Таможенный кодекс и ряд других законодательных актов.

Александр Радийчук, Киев

Давно ждали

Конец «евробляхового периода» в истории Украины

Мы словно в воду глядели. Когда этот материал уже был готов к публикации, появилась новость: новых «евроблях» больше не будет! Важный шаг в этом направлении парламент тоже сделал в четверг. Принятым парламентариями законопроектом №8488 предусмотрено ограничение на количество автомобилей, которые можно ввозить без денежного обеспечения на таможенную территорию Украины, и усилена ответственность за нарушение таможенных правил. В частности, нерезидент сможет без денежного обеспечения ввезти в режиме временного ввоза только одно авто. Ввоз последующих легковых транспортных средств предполагает наличие гарантии. Гарантом может быть финансовое учреждение, которое возьмет на себя обязательства уплатить сумму всех таможенных платежей, если автомобиль не будет своевременно вывезен.

При этом лицо, которое ввезло в Украину автомобиль для транзита или в режиме временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам или раскомплектовать его. Также ему запретят использовать такую машину в предпринимательской деятельности или для получения дохода, например, для работы в такси. За нарушение установленных правил предусмотрен штраф — 34 тысячи гривен.

Подробнее – здесь.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-