«Фейковые» новости: вызов принят

«Фейковые» новости: вызов принят

Укринформ
Российская пропаганда в основном базируется на том, чтобы нивелировать, манипулировать, смещать внимание и запутывать

Накануне в албанской Тиране состоялась конференция «Информационные агентства против “фейковых” новостей», которую организовало Албанское Телеграфное Агентство (АТА). В мероприятии приняли участие представители четырнадцати информационных агентств европейских стран, включая украинский Укринформ. Мы представляем текст выступления на конференции генерального директора Укринформа Александра Харченко:

– Если вы однажды окажетесь в баре в Украине и услышите, как ветеран войны буднично спрашивает у спутника или спутницы: “Так, а где мои два раба?”, – не пугайтесь. Никаких рабов на самом деле нет. Это просто отсылка к пресловутому фейку российской пропаганды о двух рабах, которых вместе с клочком земли украинское правительство якобы предоставляет в награду военным, которые отвоевали на Востоке. История была настолько в прямом смысле слова невероятной, что впоследствии превратилась в шутку среди украинцев. Кстати, хороший смех – это одна из эффективных защитных реакций от пропаганды.

Однако не все “фейковые” новости настолько комичны. Некоторые гораздо более изощренные и сложные для обнаружения, а значит – несут значительные риски.

В сегодняшней речи я хотел бы обратить внимание на несколько вещей. Во-первых, рассмотреть некоторые типичные примеры “фейковых” новостей, с которыми мы в последнее время сталкиваемся в Украине, и методы, которые они используют. Во-вторых, разобраться в более глубинных причинах, благодаря которым общества становятся уязвимыми к “фейковым” новостям и дезинформации. В-третьих, предложить инструменты, которыми информационные агентства мира могут эффективно ответить на вызовы “фейковых” новостей.

ПРЕДУПРЕЖДЕН – ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН. Это пословица появилась раньше современного термина “фейковые” новости”. Действительно, важно помнить, что любые фейки эффективны настолько, насколько некритично мыслят их потребители. Как только человек начинает понимать, что им могут манипулировать, он уже находится в большей безопасности, и шансов попасть под влияние манипуляции у него гораздо меньше. Следовательно, повышение осведомленности – один из самых эффективных способов уменьшения влияния “фейковых” новостей.

Готовы ли мы были в Украине? Были ли осведомлены? Если честно, нет. Почти никто не мог предвидеть той высоты волны “фейков”, с которой Украина столкнулась в 2014-го году. “Фейк-цунами” застало нас врасплох. Несмотря на все обстоятельства, нам все же удалось справиться с ним, и сейчас наш опыт может быть полезен другим.

НИЧЕГО НОВОГО В “ФЕЙКОВЫХ” НОВОСТЯХ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕТ. Дезинформация, особенно, если это часть военной стратегии, – не нова для мира. Воюющие стороны широко использовали ее методы в течение столетий. Вот, например, нынешняя российская дезинформация в основном использует только старые-добрые методы советской пропаганды, включая рефлективный контроль, диверсию, “активные мероприятия” и другие, более современные методы вроде “превращения информации в оружие”. Так что же изменилось? По моему мнению, просто-напросто появилась политическая воля для использования полного спектра этих методов. Кроме того, современные средства массовой коммуникации позволили манипуляторам достигать новых уровней эффективности, прилагая меньшие усилия.

Какие же примеры “фейковых” новостей, с которыми нам пришлось столкнуться в Украине? О, зачитывание полного списка заняло бы часы. Он насчитывает тысячи фальшивых историй, в чем легко убедиться, зайдя в онлайн архив известного ресурса “StopFake”. Конечно, фейковые новости распространяют различные государства и различные заинтересованные стороны. Однако мы в Украине имеем дело в основном с российской государственной пропагандой. Именно поэтому я хочу сегодня заострить внимание именно на ее примерах.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О РОССИЙСКИХ УТКАХ? Есть одна известная шутка: "Если ходит как утка и крякает как утка – это утка. Если ходит как утка, крякает как утка и отрицает, что утка, – это российская утка". Путинская Россия известна своими отрицаниями, в том числе, обвинений в производстве “фейковых” новостей.

Российская пропаганда в основном придерживается правила четырех “з”: "знівелювати, зманіпулювати, змістити увагу, заплутати" (снивелировать, сманипулировать, смещать внимание и запутывать). Сегодня я хотел бы привести хороший пример такого запутывания и манипулирования.

Речь идет о попытках России скрыть правду о сбитом в июле 2014 года над Восточной Украиной пассажирском самолете. Рейс Малазийских авиалиний МН17 сбила российская ракета земля-воздух, все 298 человек на борту погибли. Сразу же после трагедии, чтобы скрыть доказательства, которые прямо указывали на Кремль, российские телеканалы начали не просто отрицать ответственность Москвы за то, что произошло. Наоборот, они начали одновременно активно распространять целый ряд выдуманных историй, одна невероятнее другой. Так, в одном репортаже говорилось о том, что, возможно, самолет был наполнен мертвыми телами еще до вылета, и специально упал на Восточной Украине, чтобы обвинить Россию. Другой пытался убедить, что самолет российского президента Путина летел где-то поблизости от места инцидента и был настоящей целью провокации. Еще один настаивал, что это украинский истребитель попал в пассажирский самолет ракетой воздух-воздух.

Нет, это не заставило многих людей поверить в каждую отдельную из этих фальшивых историй. Но создало настолько смешанную общую картину, что реальные факты померкли на фоне многих “альтернативных” версий событий. В результате, как бы громко Украина в первые же дни после трагедии не заявила (и предоставила доказательства), что самолет был уничтожен именно российской ракетой БУК-М1, выпущенной с российского ракетного комплекса, – это все воспринималось очень осторожно международным сообществом. “Другие” версии, какими бы неправдоподобными и фальшивыми они ни были, создали ложное впечатление “многих сторон” этой истории, и что “не все так однозначно” в ней. “Стремитесь знать больше!” – говорит нам слоган “Russia Today”. Но что это означает на практике? “Ничто не истинно?” Давайте взглянем на более глубокие причины, которые обусловливают такое поведение россиян.

ЛОЖЬ - ЭТО ТВОРЧЕСТВО. Нынешнюю политическую парадигму Москвы можно подытожить одной фразой – “Все возможно, ничто не истинно” – есть книга с таким названием непревзойденного Питера Померанцева. Авторство этой фразы приписывают одному из идеологов путинизма – Владиславу Суркову. В ней говорится о том, что факты больше не имеют значения, потому что важны только конструированные реальности. Суть любого события или факта заключается в том, как они поданы, а не в том, чем они в действительности являются. Эта стратегия способствует эрозии правды и перебрасыванию ответственности.

Кстати, именно эрозия правды привела к тому, что и сама российская пропаганда в последнее время частично утратила свою эффективность. Японский футуролог Митио Каку известен своей иллюстрацией феномена лжи демонстрацией двух энцефалограмм: на одном снимке – мозг, раскрашенный всеми цветами, каждая зона которого напряженно работает, а на другом – мозг в основном одного цвета, зоны которого не демонстрируют особой активности. Второй, “спокойный” мозг принадлежит человеку, который в этот момент говорит правду, объясняет доктор Каку. Другой же, активно работающий мозг, принадлежит человеку, который в этот момент врет. Ложь требует немалого творчества и создается в три шага. Первый: знать правду. Второй: сконструировать ложь. Третий: сверить второе с первым, чтобы проверить “качество” лжи и удостовериться, что она не будет разоблачена. Таким образом, долго и последовательно разрушая правду, российские пропагандисты начали терять базовую предпосылку, необходимую для создания качественной лжи – свое собственное знание правды.

ВСЕ ВОЗМОЖНО И НИЧТО НЕ ИСТИННО, ОСОБЕННО КОГДА В ТЕЛЕРЕПОРТАЖАХ СНИМАЮТСЯ АКТЕРЫ. Российская пропаганда также известна тем, что не стесняется нанимать актеров для игры ролей свидетелей событий и прописывать слова для людей, которых интервьюирует. Именно такой случай произошел со знаменитым “распятым мальчиком”. В те дни июля 2014-го года украинская армия как раз освободила стратегический город – Славянск, в котором и началась война на Донбассе весной того же года. В эфире главного российского телеканала “Россия-1” вышел репортаж, в котором появилась якобы женщина из Славянска, бежавшая от зверств украинской армии. Без всякой зазрения совести женщина описала сцену, которую она якобы видела на центральной площади Славянска сразу же после его взятия под контроль украинскими военными: “Они привели всех людей на центральную площадь, чтобы провести то, что они называют “публичной казнью”. Они взяли мальчика, маленького, трехлетнего, в трусиках, и прибили его гвоздями к доске объявлений, просто как Иисуса. Двое прибивали, один держал мальчика. И его мать была вынуждена на все это смотреть. Некоторые люди теряли сознание”. Ну, конечно же, этот мальчик – гражданин той самой страны, где живут “два раба“, о которых мы уже сегодня говорили. Эта страна называется “Воображаемый мир российской пропаганды”. Такого события просто не было.

Похожая стратегия была использована и в недавнем пропагандистском фильме о якобы грузинских снайперах на Майдане, который был создан прокремлевским СМИ в Италии. В этом якобы “расследовании” 2017-го года перед камерой появляются живые люди, которые рассказывают, что они – снайперы из Грузии, которые в 2014-го году стреляли и в полицию, и в протестующих на Майдане. Фильм пытается создать фальшивый нарратив, мол, – не полиция расстреляла мирных митингующих (что действительно произошло), а какая-то мистическая “третья сила”, задачей которой было организовать госпереворот в Украине. Эта история – тоже фейк, а “грузинские снайперы”, вероятно, актеры – что было позднее тщательно изучено разоблачителями из проекта “StopFake”.

Однако проблема шире, чем исключительно российские “фейковые” новости. Кстати, не только российские. Бывают и украинские “фейки”. Мы и любим “StopFake” именно за то, что они фильтруют любую информацию, независимо от источника ее происхождения. И на их странице можно найти разоблачение украинских фейков. Правда, стоит отметить, что ни по масштабу, ни по дерзости, российские выдумки не имеют равных.

ПОЧЕМУ “ФЕЙКОВЫЕ” НОВОСТИ НАСТОЛЬКО ПОПУЛЯРНЫ? Кое-что объединяет две приведенные выше истории – о распятом мальчике и о МН17. Обе используют спусковой крючок сильной эмоции для того, чтобы проникнуть в сознание объекта манипуляции. Как только удалось ее вызвать, все – критическое мышление отключается, и все что угодно можно донести в обход защитных механизмов. Причем, чем более дерзким и ложным будет “спусковой крючок”, тем, кажется, лучше.

Однако мы должны тоже задать себе неудобный вопрос: что именно позволяет фейкам распространяться с такой легкостью? Видимо, корень проблемы – в современной информационной среде и, конечно, влиянии на нее социальных сетей. В мире, где ленты новостей персонализированы, и каждый из нас читает свою индивидуальную их подборку, отсеивая те сообщения, которые не нравятся, и оставляя те, которые нравятся, – в таком мире, похоже, общего фундамента нет, а есть лишь точки зрения, которые борются за влияние. Персонализированные новостные ленты приводят к огромной поляризации в обществе. Все читают тех, кто нравится, все живут в собственных теплых ванных.

ПРАВДА ГДЕ-ТО ПОСЕРЕДИНЕ... МОЗГА КИСЕЛЕВА? Мы только что заострили внимание на состоянии мира, в котором многим людям гораздо труднее отличить, что истинно, а что – нет. Страны-воры, такие как Россия, Иран, Северная Корея, прекрасно понимают, как использовать такое положение вещей в свою пользу. Например, главный российский пропагандист Дмитрий Киселев как-то сказал в интервью, что “правда всегда где-то посередине”. Можно ли относиться серьезно к такому утверждению? Мы знаем, что правда – не посередине, не слева и не справа. Правда просто-напросто в фактах. А вот если правда "где-то посередине”, как убеждает нас Киселев, то Россия может сделать свою “сторону” настолько громкой и радикальной, чтобы условная “середина” сдвинулась чуть ближе к России. В этом, наверное, и замысел.

НУ, ЛАДНО, ЛАДНО, ВСЕ ОЧЕНЬ ПЛОХО. А ЧТО ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ ДЕЛАТЬ? Что касается средств борьбы с угрожающим воздействием дезинформации. Некоторые инструменты уже доказали свою эффективность. Однако таких, которые позволили бы сказать о возможности полностью нивелировать угрозу “фейковых” новостей, до сих пор нет.

Несомненно, сталкиваясь с иностранной государственной пропагандой, мы как информационные агентства имеем выбор только из трех линий редакционной политики в ответ на нее:

- Полностью следовать всему, что говорит пропаганда;

- Полностью отрицать все, что говорит пропаганда;

- Полностью игнорировать все, что говорит пропаганда.

Никакого “четвертого пути”, как, например, взять немножко пропаганды “для баланса” – не существует.

Какие еще есть полезные подходы? Например, у нас в Украине специалисты из авторитетного “Института массовой информации” проводят регулярный мониторинг СМИ. Его специалисты анализируют случайные выборки новостей разных средств массовой информации, проверяют их на предмет манипуляций, заказных материалов, дезинформации и “фейковых” новостей, и формируют рейтинги и антирейтинги СМИ. Антирейтинги особенно полезны, поскольку мотивируют журналистов следить за собственной репутацией. Необходимо также понимать, что распространение “фейковых” новостей не всегда является следствием злого умысла. Иногда его провоцирует сенсационализм, “кликабельные” заголовки, и в целом – погоня за лайками, кликами, читателями.

Если говорить о долгосрочных стратегиях, самой эффективной, естественно, является развитие медиаграмотности, критического мышления и медиа-гигиены в обществе. Например, в рамках нынешней реформы среднего образования, которая проходит в Украине, с 2018 года в классах вводят специальные уроки медиаграмотности. Однако в 2014-2017 годах Украине пришлось идти и на более радикальные и неотложные шаги, просто блокируя российскую пропаганду: в 2014 году – выключив с эфиров российские телеканалы, а в 2017 году – запретив доступ к российским соцсетям. Эти шаги украинского правительства нещадно критиковали как за рубежом, так и внутри страны, называя их ограничением свободы слова, однако, в конце концов, эти решения доказали свою эффективность в краткосрочной перспективе. Кстати, Франция прибегала к похожим, хотя и меньшим по масштабу, решениям, отказав российским пропагандистским ресурсам Sputnik и Russia Today в допуске в парламент Франции. Такая политика стала следствием их активного вмешательства в избирательный процесс 2017 года, когда поведение российских сотрудников средств массовой информации скорее напоминало поведение иностранных агентов влияния, чем журналистов. И опять же, мы видим, что только те, кто на себе испытывает последствия разрушительного воздействия дезинформации, склонны приходить к правильным выводам.

Вне комбинации долгосрочных стратегий и краткосрочных решений, которая может быть эффективной, существуют также технологические решения для борьбы с угрозами распространения “фейков” и для усовершенствования способа получения новостей пользователями. Мы в агентстве Укринформ сейчас работаем над разработкой таких инноваций.

Одна умная поговорка учит: «Если нельзя сделать всего, это еще не повод не делать ничего».

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-