Какой смысл Украине вновь «тревожить» Будапештский Меморандум

Какой смысл Украине вновь «тревожить» Будапештский Меморандум

Аналитика
607
Ukrinform
Одним из последствий могут стать эффективные переговоры без участия государства-агрессора и даже создание широкой антипутинской коалиции

Как мы сообщали, Украина обратилась к государствам-подписантам Будапештского Меморандума с требованием провести срочные консультации. Цель – наконец-то повлиять на Россию и добиться прекращения ее агрессии против нашего государства.

«24 года назад Украина отказалась от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности, которые были закреплены Великобританией, Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией в Будапештском Меморандуме в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. В частности, эти государства обязались воздерживаться от угрозы силой или использования силы против территориальной целостности или политической независимости Украины», – говорится в заявлении отечественного МИД.

Фото: Владимира Самохоцкого
Фото: Владимира Самохоцкого

К положениям этого международного правового акта Киев апеллирует не впервые. Впрочем, по выводам экспертов, пока делал это довольно вяло и непоследовательно. Потому и реакция Вашингтона, Лондона и Парижа на эти обращения (за исключением забытых, увы, переговоров марта 2014-го, по итогам которых ввели первый этап международных санкций против России), обычно, ограничивалась словами поддержки. Если оставить за скобками всякие дипломатические обороты, она сводится к следующему: «вообще-то мы на вашей стороне и все прекрасно понимаем, но повлиять на другого подписанта Меморандума, который сейчас стал агрессором, к сожалению, не можем». То есть, мир признает свою беспомощность в противостоянии со страной, для которой никакие международные нормы и правила неписаные поскольку реальных несиловых методов воздействия на подобные ситуации так и не выработал, а на силовой сценарий, имея дело с ядерной державой, не пошел.

При этом, как уверяет, ссылаясь на официальные ответы украинского МИД на запросы проекта «Открытый суд» руководитель этой общественной организации Станислав Батрин, никакого официального отказа от стран-подписантов Киев не получил. Более того, в этом году Великобритания подтвердила желание участвовать в таком переговорном формате. А месяц назад о подобных намерениях заявила Франция. Официальную позицию США пока не обнародовали. Но представители Вашингтона, в частности Курт Волкер, не раз говорили о поиске новой конструкции переговоров и международного давления на Кремль. Итак. надежд на проведение таких переговоров все больше. На какие результаты можем рассчитывать?

Немного об упущенных возможностях

Правозащитник и юрист Станислав Батрин считает, что переговоры в рамках так называемой «Будапештской группы» стоило начинать сразу же после 20 февраля 2014 года, когда был подтвержден факт российского вмешательства, а впоследствии – и прямой агрессии против суверенной Украины. Именно тогда, кстати, отечественное МИД впервые обратилось к государствам-подписантам Будапештского Меморандума. Впрочем, поскольку тогда еще не было понимания всех угроз, которые несет Украине и миру захватническая политика нашего северо-восточного соседа, документ содержал ссылку чисто на наши внутриполитические проблемы, был достаточно комплиментарным по отношению к России и не предлагал на рассмотрение партнеров никаких практических шагов...

Станіслав Батрин
Станислав Батрин

Практические решения, связанные с введением антироссийских санкций, принимались через несколько недель – на упомянутой уже встречи представителей Украины, США, Великобритании и Франции. Кроме того, как напоминают в Международном комитете «За Будапештский меморандум!», в апреле 2014-го принята резолюцию Парламентской ассамблеи совета Европы «Последние события в Украине: угрозы для функционирования демократических институтов». Документом рекомендовано странам-гарантам соблюдения Будапештского меморандума и другим заинтересованным европейским государствам рассмотреть возможность заключения дополнительных соглашений, которые будут гарантировать независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины. Но сделано этого не было. Как и до сих пор мир ничего не сделал для создания более эффективного, чем «нормандский» и «минский» форматы переговоров по урегулированию российско-украинского вооруженного конфликта.

Практические последствия

Именно создания нового переговорного формата и стоит ожидать после нынешней активизации усилий украинской стороны по актуализации «Будапешта», – убежден Станислав Батрин.

«Дипломатический, юридический, представительский уровень переговоров на основе Будапештского Меморандума не идет ни в какое сравнение с тем, что имеем в рамках консультаций в Минске. Ведь подписи под Меморандумом ставили главы ведущих мировых держав. А в работе Трехсторонней контактной группы участвуют только представители без официальных должностей и лица, которые в соответствии с международными нормами, вообще не имеют никакого правового статуса – представители террористических образований на Донбассе. Соответственно, участие в таком формате переговоров ведущих стран мира априори невозможно. Разве могут Соединенные Штаты садиться за один стол с «переговорщиками», против которых ввели персональные санкции? Это бы стало существенным ударом по имиджу США и по их реноме как правого государства»», – считает юрист.

Зато «Будапешт», по его словам, даст реальные возможности принимать на международном уровне политические и экономические решения против России – причем, без какого-либо участия страны-агрессора. Среди прочего, это станет важным сигналом Путину, что Украину не отдадут под влияние Москвы. Также это будет свидетельствовать уже не об усилиях, направленных на преодоление якобы локального конфликта, а о намерении решить проблему в мировом контексте, учитывая то, что Россия толкает планету к третьей мировой войне.

Таким образом «западные лидеры должны очертить президенту России и его команде настоящую цену, которую они заплатят за нарушения Будапештского Меморандума, за продолжение навязанной свободному миру войны, за эскалацию агрессии против Украины и, в частности, за последующий незаконный плен 24 украинских моряков, пока не произошли трагические невосполнимые последствия в международном масштабе», – говорится в воззвании «О противодействии российской военной агрессии на основе Будапештского меморандума», которую обнародовал Международный комитет «За Будапештский меморандум!».

Еще одним из последствий начала таких переговоров должна стать практическая поддержка украинских усилий по противодействию агрессору. «Ведь актуализация положений Будапештского Меморандума станет институциональным фундаментом для принятия важных политических, экономических, финансовых и военных решений. В частности, о поставках Украине оружия», – считает Станислав Батрин.

Юридические «ловушки» и последствия

Итак, по мнению аналитиков, Будапештский Меморандум должен стать политико-правовой основой для международных переговоров в интересах Украины. Россия это понимает. Поэтому пытается всячески дискредитировать документ, нивелировать его обязывающее значение. Более того, Москва стремится прямо и косвенно доказать ничтожность Меморандума – мол, это полностью добровольный и необязательный к исполнению «полуюридический» акт.

«Проблема в том, что и в Украине – в том числе, на уровне политического руководства государства – в разные периоды этот документ трактовали по-разному. И только сейчас мы получили мощное признание его статуса. Следующая задача – юридически заставлять всех подписантов выполнять обязательства», – говорит Станислав Батрин.

При этом он опровергает аргументы относительно того, что Меморандум якобы не содержит конкретных положений о гарантиях, которые государства-подписанты дали Украине, и механизмах обеспечения их соблюдения. Такое утверждение противников признания Меморандума как документа обязывающего характера основаны лишь на том, что в его названии речь идет не конкретно о «гарантии», а о «заверении», что, якобы, не является международным юридическим термином.

«Зато такие термины есть в тексте документа. Это, в частности «заверение в обязательствах», что в мировой юриспруденции фактически соответствует «гарантиям», – напоминает юрист Станислав Батрин. – Также надо учитывать, что международное право опирается не только на юридические нормы: как показывает многовековая практика, основополагающее значение имеют такие понятия как «дух права» и «дух закона». А в соответствии со всеми международно-правовыми актами, регулирующими систему взаимоотношений на нашей планете, подписанный в Будапеште документ имеет такую же, как и они, юридическую силу. Подтверждением этому – комментарии и заявления, которые делали после подписания Меморандума официальные представители стран-гарантов».

Украинские и зарубежные дипломаты, юристы, общественные деятели – участники проекта Budapest Memorandum Initiative и Международного комитета «За Будапештский меморандум!» – уже подготовили соответствующие обоснования и представили их на рассмотрение заинтересованных сторон. А затем призывают к созданию на основании документа мощной коалиции в поддержку Украины, в которую вошли бы не только государства-подписанты (США, Великобритания и Франция), но и другие наши влиятельные партнеры – в частности, Канада. При этом активизация усилий, которые прилагает к этому официальный Киев, добавляет оптимизма.

Информационная составляющая

Последовательная позиция общественности и власти по использованию всех возможностей «Будапештского формата» для обуздания агрессора важна и с точки зрения актуализации «украинского вопроса» в мировом информационном пространстве, убеждены аналитики. Донесение правды о юридических доказательствах обязывающего характера Меморандума, безусловно, поможет если не полностью свести на нет, то существенно уменьшить влияние инспирированных Кремлем комментариев о том, что документ якобы предоставляет только гарантии неиспользования против Украины ядерного арсенала, а других видов вооруженных и, по нынешней терминологии – «гибридных», атак не касается.

Это может стать еще одним действенным инструментом информирования международного сообщества об «истинном лице» кремлевских вождей и эффективным противоядием российском пропагандистском влияния на Европу и мир. Причем, в условиях усиленного внимания к ситуации с захватом украинских кораблей и похищении моряков в Черном море, когда в информационном пространстве ежедневно появляется по полдесятка заявлений влиятельных политиков и целых государств в связи с этим, эффективность такого шага растет.

Станислав Батрин приводит примеры: «в дополнение к упоминанию нами Будапештского Меморандума Ukrlife.tv NBC News, вышла статья на Euronews English. Считаю, что это чрезвычайно важно в нынешних условиях, когда, даже политики с ЕС, начинают четко очерчивать проблему: необходимость поиска новых инструментов сдерживания России, на качественно новых началах».

Подготовил Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-