Елена Сукманова: первый заместитель министра юстиции
Раскрытие конечных бенефициаров не будет мешать честным инвестициям заходить в Украину
17.12.2018 20:53

На должность первого заместителя министра юстиции Елену Сукманову назначили 3 октября 2018 года. До этого больше года работала заместителем министра юстиции по вопросам государственной регистрации. По ее инициативе заработали аграрные антирейдерские штабы, принят ряд нормативных актов по противодействию рейдерству, введены технические новшества в работе реестров.

Сукманова утверждает, что никаких кадровых изменений с ее приходом на должность первого заместителя министра не произошло. Также признается, что, несмотря на новую должность, продолжит заниматься вопросами противодействия рейдерству.

Какие новые инициативы готовит Минюст, чем удивляют новосозданные директораты и к чему готовиться компаниям, которые не откроют своих бенефициаров, Сукманова рассказала в интервью Укринформу.

“ОДИН ИЗ ВЫЗОВОВ – ОБЪЕДИНИТЬ СУЩЕСТВУЮЩУЮ СИСТЕМУ С ИДЕЯМИ И ЗАДОРОМ МОЛОДЕЖИ”

- Какие задачи для вас сегодня ключевые на новой должности?

- На сегодня в министерствах, в том числе Министерстве юстиции, проходит реформа государственного управления. (Министерство юстиции входит в 10 пилотных министерств, в которых в рамках реформы государственного управления создают новые структуры – директораты, которые сосредотачиваются на стратегическом планировании, формировании политики и внедрении реформ — ред.).

У нас почти укомплектованы два новых директората. Мне подчиняется Директорат стратегического планирования и европейской интеграции. Есть также Директорат по правам человека, доступа к правосудию и правовой осведомленности и правовой Директорат политики в сфере судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов.

Благодаря этим директоратам по всему министерству были созданы паспорта реформ пенитенциарной службы, системы регистрации и государственной исполнительной службы. Это масштабная дорожная карта, на которую мы потратили много времени.

В целом эти директораты интересны тем, что в них работает молодежь, многие с иностранным образованием, со свободным владением несколькими языками. Они прошли открытый и сложный отбор, имеют высокую заработную плату. И самое главное — у них совсем другое мировосприятие.

Один из вызовов перед нами – объединить существующую систему в Министерстве юстиции с идеями и задором этой молодежи.

Мне действительно очень интересно работать с новыми директоратами. У них другой подход к работе с информацией, они даже на собрания не приходят с блокнотами, как я обычно, а с ноутбуками.

Если объединить работников министерства — людей с профессиональным подходом, с соответствующим опытом, с институциональной памятью — и этой молодежью с их новыми идеями, это должен быть суперрезультат.

Системную реформу мы проводим не только для того, чтобы нас кто-то положительно оценил, но и для повышения статуса и репутации госслужащего, привлечения профессиональных кадров. Вспомните, как несколько лет назад, когда молодому человеку говорили о работе в государственной службе, это воспринималось как сумасшедшее предложение. Сегодня же средняя заработная плата по министерству почти такая же, как на рынке.

- Вы анонсировали с 1 января 2019 года запуск в Украине обновленного Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, который позволит осуществлять поиск по критерию бенефициарного владения. Также отметили, что собираетесь простимулировать наполнение реестра конечными владельцами. Каким образом?

Украина - один из мировых лидеров в процессе открытия конечных бенефициарных владельцев

- Да, действительно, в новом Едином государственном реестре юридических лиц, который должен заработать с 1 января, будет предусмотрена возможность поиска по конкретным бенефициарам.

Сейчас есть межведомственные инициативы по созданию механизма верификации конечных владельцев. Это очень сложный вопрос, потому что ни одна страна не имеет такого конкретного механизма.

Мы вынуждены создавать дополнительные инструменты, которые будут стимулировать компании соблюдать закон — регистрировать конечного бенефициара

К слову, Украина - один из мировых лидеров в процессе открытия конечных бенефициарных владельцев. Коллеги из Британии отметили, что даже их страна, которая является, как сами сказали, «финансовым центром в мире», не имеет такой нормативной базы, как у нас.

Однако, к сожалению, Украина иногда отмечается другим: если в европейской стране выполняется то, что написано в законе, и нет и мысли придумывать какую-то схему, то у нас наоборот: надо еще добиться того, чтобы написанное в законе выполняли.

Если компания не зарегистрирует бенефициара, это будет означать отказ в регистрации

Обязанность относительно регистрации конечного бенефициара в реестре прописана в законе, но нас не утешает уровень наполненности нашего реестра этой информацией.

Понимая нашу ментальность, мы вынуждены создавать дополнительные инструменты, которые будут стимулировать компании соблюдать закон.

Поэтому мы издали приказ, согласно которому во время регистрации любых изменений компания должна зарегистрировать бенефициара или подтвердить его. В случае, если она этого не сделает, это будет означать отказ в регистрации.

- Такая открытость может быть и рискованной...

- Знаете, в чем-либо можем найти положительное и отрицательное. Вот, например, наличие в мире оффшорных компаний, слепых трастов – это хорошо или нет? С одной стороны, они обеспечивают увеличение финансового потока, инвестиций, но с другой – они не обеспечивают прозрачность и репутацию.

Так же бенефициары. Думаю, открытие конечных бенефициаров не будет мешать честным инвестициям войти в Украину. Кроме того, хочу подчеркнуть: это наши обязательства перед международными партнерами.

“МЫ ДЕЛАЕМ ВСЕ, ЧТОБЫ НЕЗАКОННОСТЬ УДЕРЖАНИЯ НАШИХ ГРАЖДАН БЫЛА ИЗВЕСТНА ВСЕМУ МИРУ”

- Российская Федерация не признает захваченных украинских моряков военнопленными. Какие механизмы воздействия можно применить к РФ, чтобы она признала их такими?

У нас нет прямых инструментов, которые заставят Россию вернуть наших моряков, но мы делаем все, чтобы сделать их удержание максимально некомфортным для РФ

- Вообще уровень международных отношений нельзя сопоставить с уровнем национальных, когда, например, исполнительная служба заставляет должника выполнить решение суда.

Уровень международных отношений — это независимые члены, партнеры, государства. Именно поэтому международные документы не содержат конкретного механизма воздействия, и даже все санкции накладываются на основании совместного решения. Нет дорожной карты, которая бы указала, условно, что будет, когда пойдешь вправо или влево.

На сегодня Министерство юстиции обратилось в Европейский суд по правам человека и получило решение, согласно которому Российская Федерация обязана предоставить информацию относительно состояния здоровья, статуса военнопленных, имеющихся ранений и места пребывания наших граждан.

У нас нет прямых инструментов, которые заставят Россию вернуть наших моряков, но мы делаем все, чтобы сделать удержание наших моряков максимально некомфортным для России, то есть – чтобы незаконность содержания наших граждан была известна всему миру, и чтобы международное сообщество при любой возможности напоминало России об этом, требуя прекратить нарушение международных норм.

- Недавно Президент Украины Петр Порошенко заявил, что готовится иск в Международный суд Организации Объединенных Наций в связи с актом агрессии относительно ответственности Российской Федерации за агрессию против Украины. На какой стадии подготовка иска и в чем его суть?

- Иск в Международный суд ООН — это исключительно компетенция МИД.

- В связи с введением в Украине военного положения, разрабатывает ли Министерство юстиции какие-то рекомендации? Возможно, больше людей стали обращаться на горячую телефонную линию, получаете ли жалобы, обращения...?

- Территориальные управления в областях, где введено военное положение, оформили очень простую и понятную информацию для граждан, которая объясняет правовой статус военного положения.

Министерство работает в составе оперативных групп, которые создаются на уровне центральных органов исполнительной власти. Есть официальные комментарии, но давайте говорить честно: скажите, пожалуйста, в вашей жизни что-то изменилось? И в моей – нет. Кроме того, что стало немножко больше работы.

Указ о введении военного положения в 10 областях говорит о том, что в случае усиления угрозы и эскалации конфликта могут быть введены определенные ограничения на основании дополнительного указа. Но сейчас они не введены. Сейчас даже это не ограничение, а все нормы этого указа направлены на повышение уровня боевой готовности наших военных и пограничников. Все.

“ТИПОЛОГИЯ ЖАЛОБ, КОТОРЫЕ РАССМАТРИВАЕТ АНТИРЕЙДЕРСКАЯ КОМИССИЯ, ЗАВИСИТ ОТ СХЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРЕСТУПНИКАМИ”

- Одна из самых известных инициатив Министерства юстиции, которая ассоциируется с вами, антирейдерская кампания: запуск работы агроштабов и постоянное совершенствование работы реестров. Подытоживая результаты этой работы, доказали ли свою эффективность агроштабы?

- Абсолютно доказали. Они создали такие условия, когда во время рассмотрения каждой ситуации рейдерского захвата ни один представитель ни одного государственного органа, привлеченного к работе агроштаба, не мог сказать, что это не его компетенция, а кого-то другого.

- Продолжение работы штабов будет?

- А она не закончилась. Сейчас эта инициатива носит бессрочный характер, поэтому как только переживем зиму и начнется посевная кампания, снова будем оперативно собираться в случае необходимости.

- В каком режиме сегодня работает Комиссия Минюста по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации?

- Я уже неоднократно говорила, что типология жалоб, которые рассматривает комиссия, зависит не от сезона посевной или сбора урожая, а от выявленной новой схемы, нового пробела в законе, который используют преступники.

В 2016 году это был пробел в законе, связанный с недвижимостью и корпоративными правами, в конце 2017-2018 года также обнаружилась двойная регистрация договоров аренды.

Во второй половине 2018 года мы увидели другую проблему, которая, к сожалению, находится вне компетенции комиссии – это поддельные документы, протоколы общих собраний, акты приема-передачи, постановления, решения судов, и тому подобное.

Сейчас мы подписали меморандум о сотрудничестве с Государственной судебной администрацией Украины (ГСАУ). Им предусматривается автоматизированный обмен информацией между Единым государственным реестром судебных решений и Единым государственным реестром юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, Государственным реестром обременений движимого имущества, Государственным реестром вещных прав на недвижимое имущество. Это должно было быть сделано 2 года назад.

В ГСАУ обещают сделать автоматизированный обмен до 1 января. Я очень надеюсь, что это исключит возможность регистрации по поддельным решениям судов.

Также убрать «пробелы» в законодательстве может и законопроект № 9311 (О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления гарантий защиты права государственной собственности — ред.), который мы назвали «антирейдерский законопроект-3». Им мы предлагаем ряд инициатив, в частности, ликвидировать коммунальные предприятия как субъекты регистрационных действий. Почему? Объясню.

Как вы знаете, на сайте Министерства юстиции публикуется открытый список регистраторов и нотариусов, которым заблокировали доступ к реестрам. Мы проанализировали этот список и оказалось, что половина лиц, которые в нем находятся, - работники коммунальных предприятий.

- На какой сейчас стадии этот законопроект?

- Он зарегистрирован и ждет рассмотрения в комитете. Я очень надеюсь, что парламент его поддержит.

- Найдены ли какие-то компромиссы в отношении этого законопроекта, ведь нотариальное сообщество было возмущено предложением ввести в состав профессионального нотариального сообщества сотрудников управлений юстиции, которым предлагается выдавать свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью?

- Для начала немного объясню: есть работники, которые физически занимаются работой нотариусов, не имея соответствующего юридического статуса, например, помощники государственных нотариусов, представители органов местного самоуправления, которым закон сейчас предоставил право совершать нотариальное действие.

Для того, чтобы решить эту проблему, мы предложили по несколько упрощенной процедуре предоставлять этим лицам свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Но это будет возможно при условии, если они несколько лет отработают по направлению в госнотконторах в местах, где есть потребность в нотариальных услугах.

Обращаю внимание, что экзамен на занятие нотариальной деятельностью принимает Высшая квалификационная комиссия нотариата, которую на 50% составляет нотариальная палата и на 50% — представители Министерства юстиции.

То есть ни один человек не сможет получить свидетельство без участия Нотариальной палаты.

Не понимаю, в чем проблема. Конечно, я очень внимательно прочитала все аргументы, которые применяются нотариальным сообществом. Главный их аргумент – в том, что эти лица будут иметь право оформлять договоры купли-продажи земельных участков. Да, они будут иметь это право. По мнению нотариального сообщества, в связи с тем, что эти лица будут сотрудниками Министерства юстиции, то они априори коррупционеры, преступники и будут выполнять только незаконные приказы.

Но за почти полтора года я не увидела по комиссии ни одной жалобы на действия государственного нотариуса.

Например, около 80% наследственных дел оформляется у государственного нотариуса. В прошлом году тысяча государственных нотариусов выдали 520 тысяч свидетельств о праве на наследство, в то время как 5,5 тысячи частных нотариусов выдали только 395 тысяч таких свидетельств.

К тому же, за период с 2014 по 2018 гг. свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью было аннулировано за нарушения в работе 374 нотариусам, из которых 45 государственных и 329 – частных. Так есть ли почва для обвинений в коррупции?

“В РАЙОНАХ, ГДЕ НЕТ ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ, НОТАРИУСЫ НЕ ХОТЯТ РАБОТАТЬ”

- Ранее министр юстиции Павел Петренко отмечал, что в Украине много районов, где люди имеют проблемы с доступом к нотариальным услугам. Изменилась ли эта ситуация? И как Министерство юстиции планирует ее решить?

- Действительно, по всей стране закрываются государственные нотариальные конторы. Но мы закрываем их не потому, что нам так хочется, мы вынуждены это делать из-за постоянного уменьшения количества государственных нотариусов, которые выходят на пенсию, увольняются, или же решают работать частными нотариусами.

Все нотариусы почему-то хотят сидеть на Саксаганского, в центре деловой активности города

В прошлом году правительство приняло постановление, которым был повышен уровень вознаграждения государственным нотариусам. Кстати, некоторые из них весьма неплохо зарабатывают, но это зависит от конкретного района, количества населения. Однако в районах, где нет жизненной активности, ни частные, ни государственные нотариусы не хотят работать.

- В чем причина непопулярности профессии нотариуса?

- Почему все нотариусы хотят сидеть на Саксаганского? (Одна из центральных улиц Киева – ред.). Имею в виду не улицу, а центр деловой активности, где есть поток клиентов. У меня вопрос: уже несколько месяцев ведутся споры с Нотариальной палатой по поводу предложенных нами законопроектов, и скажите, пожалуйста, за этот период хотя бы один частный нотариус поехал работать в государственную нотариальную контору? Нет. Соответственно, в отдаленных городах и районах наблюдаем нехватку кадров. Решить эту проблему можно моделью, которую мы предложили в законопроектах, которые вызвали волну возмущения в Нотариальной палате.

- Вы упомянули об экзаменах: с 1 января 2019 года постановлением Кабинета министров кандидатов в регистраторы обязали сдавать профессиональный экзамен. В одном из интервью вы уточнили, что речь идет о тех регистраторах, которым временно ограничен или аннулирован доступ к государственным реестрам. Уточните, пожалуйста, кто именно будет сдавать экзамен и кто его будет принимать?

- Этот экзамен будет касаться новых государственных регистраторов, которые подают заявку на получение ключей, и тех, которым заблокирован доступ к реестру.

Таким образом, после истечения срока, на который был заблокирован доступ к реестрам, путем сдачи экзамена можно будет восстановить свой доступ.

Сейчас мы разрабатываем вопросы на этот экзамен, который будет проводиться абсолютно автоматизировано: человек и компьютер, ни человеческого фактора, ни собеседования.

Пока что не можем похвастаться критическим количеством приговоров и судебных решений на действия нотариусов и регистраторов

- Что это даст? Почему появилась такая необходимость?

- Это однозначно повысит квалификационный уровень регистраторов, ведь иногда регистратор совершает такие действия, что задумываешься, – знает ли он, например, о существовании закона о регистрации вещных прав на недвижимое имущество. Я не говорю о всех регистраторах.

Считаю, нужен определенный промежуток времени для, возможно, создания организации самоуправления регистраторов, которая бы разработала определенные требования к этой профессии, в том числе – этические и репутационные стандарты.

- Продолжая тему действий нотариусов и регистраторов... Как продвигается судебное расследование по делам, где нотариусы и регистраторы проходят как обвиняемые? Ранее вы сообщали об около 10 таких делах... Их количество увеличилось?

- Ответ на этот вопрос не от меня зависит. Я знаю, что направлены дела в суд, но пока мы не можем похвастаться критическим количеством приговоров и судебных решений.

- По сути: пока наказание для нотариуса и регистратора – это лишение свидетельства заниматься профессиональной деятельностью?

- Со стороны Министерства юстиции – да, и по-другому не может быть, потому что мы не правоохранительный орган. А со стороны правоохранительных органов — нет. Мы получаем много запросов, в том числе от правоохранительных органов, на основании которых я могу утверждать, что существует куча уголовных дел, по которым проходят и регистраторы, и нотариусы.

Юлия Гайдина. Киев

Фото: Геннадий Минченко, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-