Александр Мангул, глава НАПК
За 4 года декларанты стали более дисциплинированными
02.04.2019 18:22

1 апреля официально завершился очередной этап декларирования – чиновники отчитывались о своих доходах в 2018 году.

Журналист Укринформа встретился с главой Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Александром Мангулом и узнал об особенностях нынешнего процесса подачи деклараций.

- Как в целом прошло декларирование-2019, были ли технические проблемы с подачей деклараций?

- В целом, существенных проблем не было. Единственный случай, когда система выдала ошибку, был устранен специалистами за полтора суток в течение 4-5 марта.

- В чем заключалась подготовка НАПК к подаче деклараций?

- По сути, подготовка к этапу декларирования продолжалась весь год. Профильный департамент работал над актуализацией разъяснений относительно заполнения деклараций, служба технической поддержки разработала рекомендации относительно работы с Реестром.

Вся эта информация была размещена на сайте НАПК. Мы периодически публиковали на сайте и на нашей странице в Facebook напоминание – что продолжается этап декларирования, что есть четкие сроки подачи деклараций, что есть ответственность за неподачу или несвоевременную подачу деклараций и предоставление недостоверных сведений.

Мы пытались научить декларантов — и на платформе Prometheus мы организовали учебный курс "Декларуй ДоброЧесно!". Это видео, в котором рассказывается – что и как надо декларировать в каждом разделе декларации.

Во время самого этапа декларирования постоянно работала техническая поддержка, профильный департамент подготовил 510 писем-разъяснений и предоставил около 12 тысяч устных разъяснений.

- Какие основные проблемы возникали у декларантов?

Большинство проблем все равно связано с невнимательностью декларантов

- Львиная доля вопросов, которые возникали – технического характера. За 3 месяца сотрудники техподдержки ответили примерно на 150 тысяч электронных писем.

Кроме этого, впервые в этом году техническая служба НАПК обеспечила проведение процедуры подтверждения изменения электронного ключа в автоматическом режиме.

Так или иначе, большинство проблем все равно связано с невнимательностью декларантов. Получая электронную подпись, декларанты не проверяют правильность своих ФИО и кода. Часто ключи выпускаются с указанием фамилии на русском языке, особенно Приватбанком, с лишним апострофом или без него, где он необходим, с ошибками в налоговых номерах.

Декларанты часто теряют доступ к своим электронным адресам или не могут найти письмо-подтверждение от НАПК, который иногда попадает в спам.

- Какие самые распространенные ошибки делали при заполнении декларации?

Распространена ошибка, когда декларант в разделе о доходах и подарках отмечает самого себя источником полученного дохода или подарка

- Самая распространенная ошибка – когда субъекты декларирования не указывают сведения относительно объектов недвижимости, которые они или члены их семей использовали на любом праве для проживания, или которые являются их зарегистрированным местом жительства.

Также очень часто декларанты не указывают все необходимые характеристики имущества: стоимость, вид права на объект и дату его приобретения, кадастровый номер, регистрационный номер недвижимого имущества.

Еще наши декларанты не отмечают транспортные средства, которые "отчуждены по доверенности". Люди ошибочно считают, что выданная доверенность на распоряжение имуществом от их имени является отчуждением имущества и свидетельствует о переходе права на это имущество.

Кроме того, распространена ошибка, когда декларант в разделе о доходах и подарках отмечает самого себя источником полученного дохода или подарка.

- Как в целом люди оценивают помощь от сотрудников агентства? Оставались недовольными разъяснениями?

- Реакция была абсолютно разной. Многие декларанты благодарили и говорили, что у нас вообще самая лучшая техподдержка и "где поставить 10 из 10?".

А были и другие случаи. Например, человек обратился в электронном письме, что при заполнении декларации система написала о возникновении ошибки. Техподдержка попросила уточнить, какой именно номер ошибки выдает – чтобы понять, в чем именно проблема. В ответ — "Может, мне еще и самому все исправить, чтобы вас не отвлекать?".

А один декларант вообще написал вечером в предпоследний день декларирования: "Подайте вместо меня декларацию, потому что я на вашем сайте ничего не могу сделать. Мне не нужны из-за вас проблемы. Или наберите меня и расскажите, как ее подать, жду до 31 марта. Не позвоните – то "досвидос".

- Есть ли какие-то существенные отличия в подаче деклараций по сравнению с предыдущим годом?

- За 4 года декларанты однозначно стали более дисциплинироваными и начали подавать декларации заблаговременно.

Если в прошлом году пик подачи деклараций наблюдался в последнюю неделю этапа декларирования, в частности 31 марта было подано 26 494 декларации, то уже в этом году пик пришелся на 12-14 марта, а в последний день подали 6 645 деклараций. Вообще, декларации поступали в Реестр равномерно в течение всего этапа.

Александра Жаркова. Киев

Фото Павла Багмута

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-