«Закон об изоляции Рунета»? Нет – о вмешательстве в частную жизнь

«Закон об изоляции Рунета»? Нет – о вмешательстве в частную жизнь

Укринформ
Новым законопроектом Госдума превращает РФ в тоталитарную страну

Во вторник, 16 апреля, российская Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о «суверенном российском интернете», как его привыкли называть последние полгода. Примерно месяц назад мы уже говорили об этом в материале «Сколько суверенных интернетов нужно России? Подготовка к войне и распил денег – две стороны одной медали».

Но теперь, когда закон принял окончательный вид, к той теме стоит вернуться и вот почему. Главный пункт прошлого материала состоял в том, что в России идет параллельная работа над двумя суверенными интернетами. По гражданской линии – это тот закон, что проходит через Госдуму. И по военной линии – создание закрытой системы обмена цифровой информацией МТСС (мультисервисная транспортная сеть связи). Теперь с окончательным принятием нового закона, прояснилось много важного и интересного.

ОБМАНКА И ИСТИННАЯ СУТЬ ЗАКОНА

Нынешняя российская власть за долгие годы монопольного правления научилась изящно проводить нужные ей законы. Иногда они проходят первое-второе-третье чтение так быстро, что никто и оглянуться не успеет. А иногда закон в процессе прохождения через второе-третье чтение мурыжится так долго, что все обсуждать его устали. И закон, принятый в окончательном варианте уже не привлекает такого внимания, какого заслуживает. Именно так произошло в случае с «суверенным Рунетом».

Российская пресса, в том числе «либеральная», российские оппозиционные деятели достаточно вяло и неточно отреагировали на принятие этого закона (единственное исключение – эфир известного журналиста Сергея Пархоменко на «Эхе Москвы». Соответственно – чтобы понять, что произошло, нужно смотреть большую тройку, точнее тройку-плюс нероссийских СМИ, имеющих большую и квалифицированную русскую редакцию – Voice of America, ВВС  т/к «Настоящее время» (Голос Америки + Радио Свобода).

В чем первая и главная ошибка тех, кто пишет об этом законе по инерции, не обращая большого внимания на изменения, произошедшие в нем? Сообщается, что это закон об изоляции Рунета, исключительно об «обеспечении безопасного и устойчивого функционирования» интернета на территории России. То есть по умолчанию предполагалось, что этот закон – об отсечении российского интернета от мировой Сети. В реальности же закон – несколько о другом. И тут полезно для начала ознакомиться с названием принятого законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи” и Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (в части обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации)».

Вот этот вот «Интернет на территории РФ» оказывается лишь обманкой, отвлечением внимания. В действительности же всё еще хуже – это изменения в «Закон о связи» и «Закон об информации», причем такие изменения, которые впрямую нарушают основополагающие гражданские права россиян, такие как «право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (статья 23 Конституции РФ). Соответственно, новые поправки в старые законы нарушают и статью 24, в которой говорится, что «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Резкое усиление контроля за личной жизнью граждан РФ – благодаря этому закону – достигает такого уровня, что это превращает Россию из авторитарной страны в тоталитарную, страну из антиутопий.

И вот как это действует.

ОТ АВТОРИТАРИЗМА К ТОТАЛИТАРИЗМУ

Все новые законы принимаются в РФ с самыми благими целями. Вот и обновленный закон должен противодействовать угрозам безопасности страны.

С этой целью у провайдеров интернета в России будет устанавливаться некое новое техническое оборудование, предназначенное для дистанционного централизованного управления. И оно будет осуществляться, когда власть посчитает, что возникли некие угрозы безопасности. (Какие именно угрозы, в чем они заключаются – будет решать правительство РФ, пока же это настолько размыто, что можно сказать – вообще не определено).

А дальше в законе появляются «лица, участвующие в централизованном управлении». Кто это, что это? Это некое новое подразделение внутри печально известного Роскомнадзора, называющееся – Центр мониторинга и управления.

И вот тут – камбэк. Оказывается, еще 22 февраля этого года российское правительство уже опубликовало постановление о создании этого самого «Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования». Вот в чем прелесть управляемой российской демократии. Закон еще не был принят, а его реализация уже идет вовсю, и расходы в бюджете прописываются. Откроется названный Центр совсем скоро – с 1 июля. А в целом вся система контроля должна заработать к концу года.

А теперь – простое объяснение принятых законов. Когда и насколько российская власть посчитает, что нечто или некто угрожают «безопасному и устойчивому функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации», статьи 23 и 24 российской конституции фактически перестают действовать. Без всякого судебного решения, даже без ходатайств со стороны спецслужб какие-то люди, по всей вероятности с погонами, из Центра мониторинга и управления сетью получают возможность безграничного вмешательства в личную жизнь граждан России.

С учетом того, какую роль играет сегодня интернет в нашей жизни, это возможность ничем не ограниченного контроля за россиянами. За всем – личной перепиской, покупками, финансовыми, банковскими действиями. Без всякого, повторюсь, дополнительного судебного решения, а в рабочем, так сказать, порядке.

Это и есть тотальный контроль. То есть, собственно – тоталитаризм.

БОРЬБА С TELEGRAM: НЕ ДОГОНИМ, ТАК ХОТЬ СОГРЕЕМСЯ

Остается сказать еще о нескольких важных деталях в связи с принятым российским законопроектом.

Недавно глава Роскомнадзора Александр Жаров сделал поразительное заявление по поводу Telegram: «Очевидно, что существующая система блокировки, которая предполагает блокировку операторами связи по сигнатуре IP-адрес и DNS, не оказывает того воздействия, которая должна была бы оказывать, если бы мы говорили о блокировке».

Ну, прежде всего поражает изысканность выражений, достойная лучших образцов Остапа Вишни и Михаила Зощенко. Но в переводе с канцелярского это означает, что Роскомнадзор ничего не может сделать с Telegram. А далее в качестве большого достижения его ведомства глава Роскомнадзора назвал то, что Telegram в настоящее время, по его мнению, «загружается медленнее».

И какой же из этого вывод? Что там дальше говорит Жаров: «Но мы сейчас говорим о противодействии распространению запрещенной информации на территории РФ… Мы по-прежнему определяем IP-адреса, на которых Telegram существует. Блокируем их». То есть – блокировка бессмысленна, но мы ее продолжим.

Новый закон поможет и в этом – не технически, а юридически. Помнится, в периоды самой жесткой борьбы с Telegram Роскомнадзор закрывал такое количество IP-адресов, что это приводило к сбоям в работе банков, ведомств, интернет-магазинов. Раньше можно было хотя бы попробовать выдвигать какие-то претензии. Теперь же не только Роскомнадзор, но и все провайдеры заранее, априори, отмываются от любых обвинений в нарушении работы интернета. Поскольку теперь есть норма, по которой провайдеры не несут ответственности за «сбои в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам». А значит, Роскомнадзор в охоте за Telegram (или любым другим неугодных сервисом) в любой момент может возобновить «ковровые бомбардировки» по сотням тысяч IP-адресов.

Принятый законопроект прописан так обобщенно, что в нем можно найти и другие большие возможности. Например, говорится о создании некой новой «национальной системы доменных имен», которая займется контролем и учетом имен, входящих в российскую национальную доменную зону «.ru». А это в итоге может обернуться переделом всего существующего рынка доменных имен в Рунете. По меньшей мере – официальным рэкетом владельцев уже существующих имен, рэкетом хоть разовым, хоть регулярным, – это уж как захотят власть имущие…

Что же в самом последнем итоге? Разовьем нашу заявленную с самого начала концепцию двух «суверенных» Рунетов в России. Отдельным, изолированным, интернетом занимается и будет заниматься военное ведомство – министерство обороны РФ. Здесь бюджет вообще не сосчитан, так что возможности большие. Этот интернет изначально создается вне связи с мировой Сетью. Его же РФ будет применять в случае большого военного конфликта.

И совсем другая задача стоит перед российским сегментом мирового интернета. Он не отключается, а ставится под контроль спецслужб, делается полностью прозрачным для них. В таком интернете, по большому счету, и нет уж необходимости охоты за Telegram, потому что под контроль берется не аккаунт в каком-нибудь сервисе, мессенджере, а любой IP-адрес конкретного гражданина, находящегося на территории России.

Ну и вторая функция этого контролируемого интернета хорошо описывается словами – «люди, как вторая нефть». Появляется возможность изымать лишние доходы граждан, организаций, как через передел рынка доменных имен, так и благодаря введению каких-либо новых обложений, интернетных налогов.

Кроме того, обустройство всех провайдеров в РФ неким централизованно управляемым дополнительным техоборудованием нужно вот еще зачем. В перспективе все эти IP-адреса, все эти пользователи в какой-то момент могут быть отключены от мировой Сети и подключены к совершенно автономному российскому интернету, создаваемому военными (ко второму чтению законопроекта была подготовлена специальная поправка, согласно которой крупные провайдеры, владеющие трансграничными каналами связи, должны будут участвовать в учениях по отключению России от мировой сети). Но это в будущем. И если получится после распила.

А пока у российских интернет-мастеров от власти дел и так по горло – нужно осваивать средства, которые уже выделены, под законы, которые уже приняты.

Олег Кудрин, Рига

Карикатура, Сергей Ёлкин

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-