Олег Николенко, вице-председатель комитета ООН по информации
Если не говорить с людьми до 30 лет на понятном для них языке, теряется значимость ООН
15.05.2019 20:00

Два года назад генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш объявил о начале реформирования организации. Изменения, в частности, должны коснуться и коммуникаций ООН, донесения ее сообщений в мире. В то же время на посту, который имеет непосредственное влияние на внедрение новой информационной политики, будет работать украинский дипломат: в конце апреля вице-председателем комитета по информации ООН избрали пресс-секретаря Постоянного представительства Украины Олега Николенко. Мы встречаемся с ним на втором этаже здания Генеральной ассамблеи в штаб-квартире организации, чтобы поразмышлять, как ООН должна говорить с миром, чтобы быть услышанной, о проблемах и вызовах, которые сегодня перед ней стоят, о способах коммуникации в эру фейковых новостей, перенасыщения информацией и борьбы за внимание читателей.

НА ПОСТУ ВИЦЕ-ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МОЖНО ФОРМИРОВАТЬ ПОВЕСТКУ ДНЯ

- Только что завершилась очередная рабочая сессия комитета ООН по информации. Можем ли раскрыть, что обсуждалось и какие решения приняли?

- Работа сессии продолжалась примерно две недели и завершилась одобрением проектов двух резолюций. Сначала хочу объяснить читателям Укринформа, как формируется информационная политика ООН.

Есть комитет по информации, а есть департамент глобальных коммуникаций. Если говорить простым языком, первый является законодательной властью, а второй - исполнительной. Комитет - первичное звено в определении приоритетов политики ООН на информационном направлении. Он принимает проекты резолюций, прописывает, что должно быть сделано в течение года. Затем эти проекты передаются на рассмотрение четвертого комитета Генеральной Ассамблеи, который проводит свою сессию в октябре. Уже после рассмотрения в четвертом комитете все эти проекты резолюций передаются на одобрение Генеральной Ассамблеи в декабре. После принятия на Генеральной Ассамблее они становятся, условно говоря, законами. Департамент глобальных коммуникаций, согласно им, знает, что ему дальше делать: каким вопросам он должен уделять внимание, какими ресурсами он должен оперировать, какие современные тренды достойны внимания. Нынешняя сессия - первый этап этого процесса, который продлится до декабря.

Особенность новых резолюций, которые мы одобрили на сессии, - это то, что сейчас должно уделяться больше внимания информационным кампаниям о гуманитарных кризисах и гуманитарных потребностях в мире. Для Украины это представляет непосредственный интерес. Мы знаем, что план гуманитарного реагирования ООН в Украине в прошлом году был профинансирован лишь на 38 процентов. В этом году он профинансирован лишь на 11 процентов. Мы не говорим о том, что в нашем государстве гуманитарная катастрофа, но понимаем, что для покрытия существующих потребностей нужны взносы доноров. И для того, чтобы доноры выделяли средства, критически важно проводить качественные публичные кампании. Продолжается борьба за внимание, поскольку ООН имеет дело со многими конфликтами и кризисами - не только в Украине, но и Сирии, Йемене, Южном Судане и т.д.

Также члены комитета решили, что должна быть больше раскрыта тема участия государств в операциях по поддержанию мира, особенно тех национальных контингентов, которые демонстрируют высокие стандарты службы. Украина – среди лидеров на Европейском континенте. Украинские военные и полицейские играли важную роль в восстановлении мира в разных уголках мира - от Балкан до Либерии. Уже не говорим о том, что сегодня без украинского вертолетного отряда миссия ООН в Демократической Республике Конго не сможет эффективно выполнять свои задачи.

Чем больше о таких историях будет узнавать мир, тем лучше для имиджа государства.

- Насколько влиятелен пост вице-председателя комитета по информации ООН? Предоставляет ли он рычаги для того, чтобы формировать повестку дня?

- Я был избран на пост вице-председателя от восточноевропейской региональной группы на двухлетний срок. Пост предусматривает содействие работе комитета и его председателю, а в случае его отсутствия - выполнение функций председателя. Кроме этого, мне также выпала честь быть докладчиком комитета. Это – более креативная работа. Главная задача – представить отчет о работе комитета перед общественностью Генеральной Ассамблеи. В комитет по информации входят 116 членов и шесть наблюдателей. Всего же в Генассамблею ООН входит 193 государства. Важно, чтобы то, что обсуждается и делается в комитете по информации, знали также и другие члены, которые в него не входят.

Формировать повестку дня на этом посту можно. Инструментов много. Все зависит лишь от креативности и желания что-то действительно делать. У нас такое желание есть, поэтому все дискуссии, направления работы можно направлять в русло, интересное для Украины и остальных государств-членов. Именно в этом я и вижу свою роль.

Два года назад началась реформа ООН, которую инициировал генеральный секретарь Антониу Гутерриш. Реформируются практически все сферы деятельности. Реформа информационного направления - один из элементов этого общего процесса. Основной приоритет - глобальный охват. Кстати, согласно этой реформе профильный департамент также изменил свое название: до этого он был департаментом публичной информации, а сейчас стал департаментом глобальных коммуникаций. Но одно дело - изменить название, другое - реализовать новую политику. Сигналы, которые посылает ООН, должны стать глобальными, чтобы они охватывали разные аудитории во всем мире.

ПРИОРИТЕТ УКРАИНЫ - ЧЕТКИЙ И ПОНЯТНЫЙ ЯЗЫК ООН

- Как вы планируете этого достичь?

- Мир стремительно меняется. Информация везде. Нельзя сказать, что сегодня ее не хватает - наоборот, есть переизбыток информации. Но вопрос в другом: как мы ее подаем? Какие месседжи стремимся донести и кому? Поэтому сегодня главное внимание уделяется производству увлекательного контента. Такой контент должен быть качественным. Надо говорить с людьми на языке, который они понимают, на тех платформах, которые они используют, а сигналы, которые передаются, должны быть четкими. Сегодня в ООН не всегда происходит именно так. И это один из приоритетов Украины: сделать информационную политику ООН такой, которая транслирует общую линию организации на четком и понятном языке.

Сейчас ООН уделяет особое внимание «диджиталу» - цифровым информационным технологиям. Ведь сегодня почти все сферы нашей жизни переходят на «цифру». В мире на сегодня 63 информационных центра ООН. Они отвечают за распространение историй и месседжей ООН в мире. Мы видим, что не все из них эффективны. Почему? Потому что в условиях сокращения финансирования ООН они часто недофинансированы, а их работа, возможно, недостаточно производительна из-за устаревших алгоритмов работы. С другой стороны, современные технологии дают возможность с меньшими ресурсами охватывать в десятки раз более широкие аудитории. В ООН есть понимание этого процесса, и над этим ведется работа, но она требует большей системности. Организация должна развивать партнерство с популярными социальными медиа-платформами и компаниями, которые производят графический и видеоконтент.

- Собственно, генеральный секретарь, кажется, только на прошлой неделе зарегистрировался в Instagram?

- Да, его не было в Instagram, и это, в принципе, один из признаков, что ООН должна быть более активной в современных трендах. Сегодня речь идет не только об Instagram, но и других ресурсах, которые становятся все более популярными. ООН должна быть там в первую очередь. Согласно последней информации, 50% населения Земли составляют люди до 30 лет, молодежь. Если не говорить с ними на понятном для них языке, тогда вообще теряется значимость этой организации, того, что она делает. А делает она много. Можно относиться к ООН по-разному, но я лично считаю, что она очень важна. Если бы ее не было, мы, наверное, создали бы что-то аналогичное. Вопросы к ее авторитету и эффективности, которые иногда возникают, частично является результатом того, как ООН коммуницирует свою работу.

Другая сторона проблемы технологического прогресса заключается в том, что некоторые государства хорошо к нему адаптировались, некоторые не очень, а некоторые, возможно, пока даже о нем не слышали. «Оцифровка» сфер нашей жизни, конечно, неизбежна. Но здесь важно сохранять баланс. Мы не должны забывать и о традиционных медиа. ООН продолжает работать в Африке, некоторых странах Латинской Америки, где радио, телевидение и печатные материалы до сих пор играют, пожалуй, большую роль, чем цифровые СМИ. Например, в одной из центральноафриканских стран недавно было подписано мирное соглашение, но люди в регионах еще неделю жили и не знали, что в столице был подписан такой документ. Потому что до определенных районов и поселков информация об этом просто не дошла.

КАК ООН МОЖЕТ ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ ФЕЙКАМ И ДЕЗИНФОРМАЦИИ?

- Сейчас перед миром предстал вызов “фейковых” новостей и больших объемов дезинформации. Сталкивается ли с этими проблемами ООН?

- Проблема «фейковых» новостей и дезинформации - очень актуальна для ООН. Для Украины, возможно, больше. Мы регулярно рассказываем о своем опыте и необходимости противодействия. Об этом говорят другие государства-члены, в том числе на сессиях комитета по информации.

Кстати, в своем отчете перед комитетом я говорил именно о том, что нам нужен глобальный, системный подход для того, чтобы бороться с этими явлениями. Глобально, мы уже на стадии признания существования проблемы, но мы как-то должны перейти к тому, как ее решать. По моему мнению, ООН может играть здесь важную роль, направлять государства-члены на поиски общих знаменателей.

В то же время есть понимание того, что это вопрос не такой простой, как кажется. В этих дебатах присутствует как государственный интерес, так и интерес корпораций, частного сектора. Задача состоит в том, чтобы связать эти разные полюса. Одни не хотят терять прибыль, другие говорят, что регуляция будет ограничением свободы слова. Третьи отмечают, что угроза требует довольно решительного ответа.

- Какие шаги ООН для противодействия этим явлениям были бы эффективными?

- Я считаю, что ООН может играть важную роль в воспитании и популяризации медийной грамотности среди населения. Создание учебных программ - не только для СМИ, но и для широкой общественности. ООН может учить, как отличать фэйковые новости от настоящих, как проверять источники. Эти программы уже есть, но они до сих пор не получили должного распространения, и я считаю, что ООН могла бы взять эту воспитательную функцию на себя. Если мы научим людей, как отличать факты от суждений, это уже будет большим достижением. У меня, например, сейчас сын учится во втором классе здесь, в американской школе, и там их учат, что такое факт, а что такое суждение, и как отличать одно от другого. Мне кажется, для медийной гигиены это ключевые навыки.

- Это у них курс медиаграмотности?

- Это элемент общей программы. В их семь лет детей уже учат отличать факты от суждений, обращать внимание на то, на чем они базируют свое мнение. Что факт - это факт, а суждение - это суждение. Что суждения можно принимать или нет, а с фактом не поспоришь.

- А с какими случаями дезинформации приходится чаще всего сталкиваться в вашей работе как представителя украинской миссии в ООН?

- Традиционный набор: передергивание фактов, манипуляции, откровенная ложь.

- В украинских СМИ или иностранных?

- Если говорить в общих чертах, здесь есть несколько проблем. В западных СМИ обычно проблема заключается в том, что иногда мы видим подход, когда создается вроде как фактологическое равенство. Подаются две точки зрения просто, мол, “Одни говорят это, другие говорят то”. И все это как-то приравнивается, такая сравнительная “объективность”. Часто это играет весьма негативную роль, когда жертва и агрессор ставятся на один уровень. Мы об этом говорим со СМИ и с редакционными советами. Объясняем, что такой подход опасен. Задача журналиста - разобраться в правде, а не только показать две точки зрения.

Часть проблемы заключается в том, что много мощных западных СМИ не имеют своих постоянных корреспондентов в Украине. Большинство из них работают из Москвы. Мы понимаем, что материалы пишут люди. Даже если это профессиональные журналисты, и таких много, кто имеет высокие стандарты, фактор среды и окружения все равно присутствует. Если люди пишут об Украине, находясь в московском бюро, для них быть объективными и знакомыми с местными реалиями трудно. Это проблема. Нам нужно работать с западными СМИ, призывать их максимально присутствовать на местах. Максимально упрощать им работу и помогать в этой работе. Это должно быть приоритетом.

ПОИСК БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НЕ ДОЛЖЕН ПРИВОДИТЬ К РАВНОДУШИЮ

- В недавней статье в Washington Post мой коллега Джош Рогин пишет о колоссальном влиянии, формальном и неформальном, которое россияне имеют в международных организациях и, в частности, в ООН. Как бы вы охарактеризовали это влияние?

- Каждое государство пытается продвигать свое влияние на международной арене. Это задача дипломатии. У кого больше ресурсов, у того влияние больше. Россия имеет ресурсы, и их влияние ощутимо, особенно в Совете Безопасности, где есть право вето. Но, кроме России, в ООН есть влияние и других государств.

Украина тоже пытается влиять на процессы, которые происходят в международных организациях, разными способами. Если говорить об ООН, то сейчас, например, Украина избирается во многие комитеты и вспомогательные органы. Таким образом мы можем не только реагировать на тенденции, но и задавать их, находить новые рычаги для продвижения национальных интересов.

- А в комитете по информации Россия присутствует?

- Нет, в бюро комитета нет. Председатель комитета ныне - представитель Марокко. Один вице-председатель из Ливана, и второй я, из Украины.

- Как сделать так, чтобы при слове «ООН» в редакциях не зевали?

- По моему мнению, это очень зависит от высшего руководства. Все ждут, что высшее руководство Организации Объединенных Наций будет занимать проактивную позицию в международной повестке дня. ООН имеет много инструментов, которые позволяют это делать. Конечно, это может не всем нравиться. Ключевые игроки, “постоянная пятерка” (постоянные члены Совбеза ООН: США, Франция, Британия, Россия и Китай - ред.) имеют свои интересы. Но если на это постоянно обращать внимание, то можно вообще ничего не делать.

Например, на украинском направлении мы хотели бы, чтобы ООН была более активной в политическом урегулировании. Конечно, есть гуманитарное, культурное, социальное, образовательное направления, по которым ООН делает очень много. Мы это ценим. Но в политической плоскости мы хотели бы, чтобы ООН играла более активную роль.

Мы также не всегда согласны с тем, как ООН публично реагирует на события российской агрессии. Мы видим, что высшее руководство Секретариата ООН очень активно высказывается относительно наводнений в Африке или других катаклизмов. И мы не говорим, что это неважно. Это – важно. В то же время, мы не наблюдаем такой оперативной реакции на незаконные выборы в Луганске и Донецке, или же на решение Кремля об упрощении выдачи паспортов на оккупированных территориях. Нам все-таки хотелось бы, чтобы такие коммуникации были более проактивными. Я не утверждаю, что Секретариат ООН не выражает понимание того, что происходит во временно оккупированном Крыму или на востоке Украины. У нас есть полное понимание. Но нам хотелось бы, чтобы и в публичной плоскости организация также имела свое слово.

Это и должно стать частью новой стратегии информационной политики – своевременные и четкие месседжи.

- А почему они так часто игнорируют украинский вопрос, в чем причина? Влияние России? Нежелание занять четкую позицию?

- Частично это можно объяснить поиском баланса интересов. Но здесь главное, чтобы из-за этого поиска они не становились равнодушными.

ПОЧТИ ВСЕ УКРАИНСКИЕ ПОСЛЫ ИМЕЮТ СТРАНИЦЫ В ТВИТТЕРЕ

- В Украине мы сегодня видим некоторые весьма успешные примеры ультра-современных государственных коммуникаций, таких как, например, официальная твиттер-страница нашего государства “Украина”, которая в прошлом году только одной меткой gif-картинкой из “Симпсонов” достигла огромного резонанса, охвата, донесения месседжа Украины. Доживем ли до момента, когда и ООН будет достаточно смелой, чтобы так общаться?

- В ООН есть два подхода к этому вопросу. Подход “старой школы” - “дипломатия для дипломатов”. Другой - более современный, открытый подход. Я, в целом, сторонник второго. Информация нужна здесь и сейчас. Она не нужна через три дня после события. Иногда она нужна еще до того, как событие произойдет. Эффективная коммуникация заключается в способности видеть более широкую картину, задавать ей тональность. Это дает значительные преимущества.

“Гифки” и другие современные креативные методы коммуникации действительно дают возможность привлекать внимание. Но стоит также не потерять смысл и не упростить некоторые вещи, которые могут быть не такими уж и легкими для понимания. То есть, должен быть здоровый баланс. Кстати, украинская дипломатия подает пример в этой сфере. Почти все наши послы имеют твиттер-страницы и активны и на них, и в фейсбуке.

- В Нью-Йорке очень активная украинская община. Иногда от некоторых ее членов раздается критика в адрес миссии, мол, не хватает сотрудничества, привлечения общины к событиям в ООН, или эти события недостаточно хорошо организованы. Есть ли в планах увеличить привлечение общины, особенно молодой части, к работе в ООН?

- Мы открыты к такой работе. Предложения, которые к нам поступают, мы стараемся поддерживать, обсуждать, что возможно, а что невозможно организовать в ООН. Конечно, не все проекты соответствуют формату и аудитории, а на некоторые не хватает ресурсов. Но по крайней мере с нашей стороны есть открытость к диалогу. И если мы видим, что можем что-то сделать вместе с общиной, мы это только приветствуем и приобщаемся.

- Хочу отдельно поблагодарить за поддержку нашего журналиста Романа Сущенко, который находится в российской тюрьме - как в выступлениях, так и в коммуникациях, в информационном плане. Какие методы привлечения внимания к его ситуации и ситуации других политзаключенных вы считаете эффективными?

- Одно дело - говорить о проблеме, другое дело - находить точки интереса той аудитории, которая будет потреблять эту информацию. Мне кажется, что в коммуникациях всегда надо исходить не от себя, а от аудитории. Что интересует аудиторию? Пытаться нащупать эти точки.

Мы говорим о Романе на платформах, где обсуждаются вопросы нарушения прав человека. Ну вот, например, та же свежая ситуация с корреспондентами агентства “Рейтер” (двое репортеров были арестованы в Мьянме по политическим мотивам в конце 2017 года и освобождены в мае 2019 года - ред.). В ООН к этой ситуации приковано большое внимание. Их только что освободили. Освобождение стало возможным благодаря международному давлению, подключились многие известные личности. В этом информационном потоке можно говорить и о наших проблемах. Если журналисты в ООН работали над кампанией за освобождение коллег из “Рейтера” , то можно говорить и о том, что украинский журналист из Укринформа тоже находится в похожей ситуации. И их поддержка в этом тоже важна.

- Сейчас в Украине политические перемены, смена власти. Внешняя политика относится именно к президентской вертикали. Будут, видимо, изменения на дипломатических должностях. Какие изменения вы ожидаете в работе миссии?

- Хочу заверить, что Постоянное представительство Украины при ООН работает в штатном режиме. Политические перемены в государстве происходят, это процесс конституционный, но вызовы не заканчиваются. Дипломаты - это же именно те люди, которые держат руку на пульсе. Реализуют внешнюю политику, реагируют, рекомендуют. Жизнь после выборов продолжается. Мы продолжаем делать свою работу.

Георгий Тихий, Нью-Йорк.

Фото автора.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-