Социальный

Социальный "Лифт" Зеленского: инновационная платформа или предвыборная технология

Аналитика
Укринформ
Идея неплохая, но удастся ли модернизировать этот проект до уровня Государственного офиса инноваций, как в Израиле. А, может, у инициаторов другие планы?

Команда президента Украины Владимира Зеленского будет искать специалистов из народа для проведения реформ в стране и "уничтожения старой системы". Сайт проекта LIFT, который запустился 28 мая, призван "честно и прозрачно", то есть, без коррупции и бюрократии, подбирать профессионалов из разных отраслей в помощь новой власти. "LIFT как инновационная платформа поможет: найти вакансию, стать специалистом и работать на изменение страны; рассказать идею, которая решит сложные вопросы или будет полезной для страны; представить продукт, который принесет положительные изменения на государственном уровне ", - сообщается на Facebook-странице "Команда Зеленского". И тут же - отмечается: "Мы объединили лучшие рекрутинговые компании и специалистов, будут внимательно следить за процессом отбора".

На сайте украинцам предлагают загрузить резюме, указав, в каком именно проекте они хотели бы работать, а именно: в партии "Слуга народа", "Государстве в смартфоне", "Команде Зеленского" или непосредственно в LIFT. Или просто ввести название желаемой вакансии и город, чтобы увидеть уже поданные заявления.

Также можно разместить идею или готовый проект, выбрав предварительно нужную категорию: транспорт, образование и наука, спорт, безопасность, медицина, маркетинг, журналистика, искусство, бизнес, сфера обслуживания, финансов, права и т.п. Перед подачей разработать презентацию имеющегося продукта или идеи, и отправить для рассмотрения. После этого участники получают собственный LIFT-трекер - номер, с помощью которого можно отслеживать прогресс в рассмотрении своих заявок.

Хотя пока сыроват, то есть в beta-версии, некоторые уже попробовал "подняться на лифте»: на вакансии откликнулись - 84 человека, 1257 - прислали резюме, присланных идей за сутки - 1543, а проектов - 467 (по состоянию на 18:00 30 мая). Это все, что пока известно про LIFT.

Какова реальная цель проекта социального лифта Зеленского? - Укринформ спросил у экспертов.

Проект LIFT: попытка омоложения политических элит, толчок к дальнейшему технологическому развитию страны...

Секретарь Национального союза журналистов Украины, преподаватель кафедры журналистики Национального университета "Острожская академия" Виталий Голубев утверждает, что эффективным может быть любой проект, где пользователей стимулируют оставить свои персональные данные.

Віталій Голубєв
Виталий Голубев

"Ведь именно информация - нефть XXI века, и тот, кто больше знает о своих нынешних или потенциальных клиентах, - всегда будет в выигрыше. Поэтому любые сайты, где пользователь оставляет свои данные в обмен на определенный бонус или шанс сейчас или в будущем - это перспективная платформа. А если у вас есть данные определенного сегмента целевой аудитории - вопрос, как их использовать, это уже чисто вопрос уровня креативности и маркетинговой "хватки". И с тем, и с другим у "ЗЕ-команды" все в порядке. По крайней мере, это показал результат выборов", - утверждает господин Голубев.

И добавил: "Чем больше ты знаешь о целевой аудитории - тем более адресные предложения ты можешь делать отдельным его сегментам. Но это с одной стороны. А с другой - тем актуальнее для целевой аудитории может быть твое предложение в целом. Поэтому потенциал подобных проектов - огромный. За такую ​​базу в масштабах страны можно много отдать. В умелых руках этот инструмент будет работать годами. Ведь сайт можно совершенствовать, видоизменять, добавлять новые опции. А с другой стороны - вступать в прямую коммуникацию с теми, кто в базе, и "дотачивать" собранную информацию уже к конкретным задачам".

Политтехнолог, исполнительный директор XPR Валентин Войткив, со своей стороны, видит в запуске платформы LIFT продолжение президентской кампании Владимира Зеленского, в ходе которой он делал ставку на привлечение как можно большего числа людей, прежде всего, молодых - через использование digital-каналов - Facebook, Telegram, YouTube, а также собственного сайта, через который набирались наблюдатели, члены избирательных комиссий.

Валентин Войтків
Валентин Войткив

“Эта технология сработала на выборах президента. Странно было бы, если ее бы не использовали на парламентских выборах. Это дает возможность решить две задачи. Первую - проявить открытость. Мол, мы отличаемся от старых политиков, которые распределяют места в партийном списке среди своих, а также тех, кто внес значительные суммы в партийную кассу. Этот шаг, как алиби - если в будущем "Слугу народа" обвинят в чем-то подобном, LIFT станет весомым контраргументом", - говорит политтехнолог.

Вторая задача, продолжает он, это рекрутинг новых людей и поиск интересных идей. Зеленскому нужно заполнить много вакансий, а людей у ​​него мало.

"В этой ситуации лучше брать тех, кто не был во власти и у кого хороший опыт, чем опираться на «старые» элиты. Поэтому, думаю, мы увидим некоторых участников LIFT в партийном списке и на государственных должностях. Вряд ли это станет поворотным моментом в технологическом развитии страны, но это точно будет эффект при этой и последующих выборных кампаниях. Нужно признать, что сегодня у Зеленского понимают общемировые тренды, сочетая элементы шоу, сетевого маркетинга и политики. Это хорошо воспринимается публикой, которой надоело наблюдать за традиционными элитами и их постсоветской коммуникацией (пафосом, неискренностью, непониманием проблем обычных граждан), - убеждает Войткив, - все это подтверждают первые результаты работы LIFT. "Команда Зеленского" рапортует о 100 тысячах просмотров сайта за первые 10 часов. В Telegram-канале LIFT пока больше 27 тысяч человек, это много для старта".

Телеком-эксперт, экс-директор департамента инноваций и интеллектуальной собственности Минэкономразвития, экс-директор компании "Украинские новейшие технологии" Елена Минич согласна с коллегами, и говорит, что проект по своему замыслу очень амбициозный, а потому требует большого количества профессионального персонала и денег - если, конечно, реализовывать его грамотно.

Олена Мінич
Елена Минич

“Потому что нельзя будет оставить без внимания поступающие заявки, резюме, видеорезюме, презентации продуктов... А поскольку на сайте нет четко прописанных форм для заполнения всего этого - от резюме до описания продукта - то обработать и проанализировать весь массив информации - это титанический труд", - утверждает эксперт.

Сейчас, говорит она, есть только констатация того, сколько они получили проектов, резюме и идей. А дальше что? Кроме статистики, нужен еще и профессиональный анализ, фидбэк и действия.

"Нет никакой информации о том, кто отбирает, как отбирает, по каким критериям, на каких условиях коммерческих, на каких юридических условиях, как будет защищена интеллектуальная собственность на продукт или идею, где гарантии, что это просто не украдут, и дальнейшие шаги ? Как общество будет узнавать - идеи прошли конкурс, и какой конкурс? Кто те гуру, которые берут на себя ответственность принимать решения? Как это потом будет доводится до реального продукта и внедрения? Кто будет это финансировать?"- спрашивает госпожа Минич.

... или предвыборный популизм, имиджевое решение для сохранения рейтинга?

По мнению политтехнолога Дмитрия Бачевского, новоизбранный президент стал заложником ожиданий избирателей быстрых и результативных изменений, а потому вынужден демонстрировать бурную деятельность по обновлению власти.

Дмитро Бачевський
Дмитрий Бачевский

“К сожалению, его инициатива социального лифта для всех желающих не имеет никакого шанса на успех, хотя внешне она выглядит очень эффектно. Во-первых, учитывая, что Зеленский пытается очистить власть и привести туда новых людей, черпать кадры он может только из частного сектора, где и без того ужасный дефицит специалистов. Во-вторых, для привлечения кадров из частного сектора к госуправлению необходимо предоставить им условия не хуже чем на предыдущей работе. Это и зарплата, и соцпакет, и бонусы, которые могут измеряться десятками тысяч долларов. Таким сейчас должен быть рынок труда, где есть спрос, предложение и цена на рабочую силу. Качественные кадры, особенно в условиях их дефицита, стоят очень дорого. И они не пойдут на госслужбу за меньшие деньги, чтобы потом постоянно быть под давлением и контролем общества и правоохранительных органов", - говорит эксперт.

А потому "социальный лифт" Зеленского столкнется с еще большим недобором кандидатов, чем это было во время конкурсов в Нацполицию, прокуратуру, антикоррупционный суд и т. п.

"На самом деле, социальный лифт - это предвыборная технология, мыльный пузырь. Ведь смена лиц на должностях не означает смену системы. Если бы Зеленский действительно хотел сломать систему, он начал бы с системных изменений: сокращения госаппарата, его переформатирования, отстранения олигархов от влияния на власть... Вместо этого красивая картинка - "выгнать всех нечестных, взять всех честных и жизнь наладится". Но, попробовав сыграть в такую ​​рискованную игру, Зеленский оказался в цугцванге, когда любой шаг приведет к ухудшению положения, - отметил Бачевский. - Если не будут подняты в несколько раз зарплаты госслужащим - «лифт» не сработает, и система его «поломает», а граждане увидят, что новая власть слаба. Если же Зеленский, скажем, добьется установления для чиновников рыночных зарплат, которые для большинства граждан могут выглядеть заоблачными, то его рейтинг все равно стремительно упадет, и он опять таки станет зависимым от созданной им системы, а не от гражданского общества".

Похожее мнение высказал политолог Дмитрий Синченко, обратив внимание на заметные риски.

Дмитро Сінченко
Дмитрий Синченко

“Во-первых, популизм. Не понятно, какие именно идеи хотели бы увидеть организаторы? Они же вроде уже собирали идеи для программы Зеленского. Они собирают обо всем сразу и ни о чем конкретно, а значит цель - не реализация новых идей, а создание иллюзии. Во-вторых, кадры для "Слуги народа". Не секрет, что партия существует только на бумаге, и перед выборами ее нужно как можно быстрее наполнить людьми. Причем эти люди должны быть свежими, неиспользованными, без политического бэкграунда. Брать водителей, секретарш и любовниц - это уже проходили. Будет скандал, упадут рейтинги. Народ ожидает чего-то нового, и ему это предлагают. Хотя на самом деле схема не нова. Подобный проект уже был реализован в Кировоградской области во времена Януковича командой тогдашнего председателя ОГА Сергея Ларина. Это был телевизионный проект "Статский советник". Кстати, в то время Дмитрий Разумков был членом той команды... Похоже, что подобную попытку масштабировать приобретенный опыт на национальном уровне мы видим и с этим лифтом".

Вместо заключения:

Так чем же на самом деле является проект "Лифт" - инновационной платформой, предвыборной технологией или, может, то и другое в комплексе? Как видим, у опрошенных нами экспертов сложились разные точки зрения. Ждем парламентских выборов (очередных или досрочных). И когда они пройдут, то, наверное, только тогда наступит понимание, что будет дальше с этим проектом, если он свернется - это "мыльный пузырь", а если продолжит существование, тогда эту неплохую идею нужно "дожать", исключив возникновение лишних вопросов - кто, что, как?.. А в идеале вообще - модернизировать "Лифт" до уровня Государственного офиса инноваций, как, например, в Израиле.

Елена Минич рассказала Укринформу, что процедуры в израильском Офисе отработаны так, что всем понятно, какую информацию подавать, кто ее будет анализировать, какова система оценки и отбора тех или иных идей и продуктов. Есть стандартная форма для описания идеи или продукта, в которой присутствует экономический анализ предложенной идеи и продуманы стандартные поля заполнения для удобства и того, кто заполняет, и того, кто анализирует.

"Там анонсированы лучшие бизнес-эксперты, профессора, кандидаты наук в каждой отрасли и сфере деятельности, которые анализируют и выставляют баллы по заявкам поступивших предложений. Также есть комиссия, созданная совместно Минэкономики и Минфином Израиля, которая просматривает все заявки и принимает окончательные решения по рассматриваемым идей и продуктов, - говорит эксперт. - Есть профессионалы в области интеллектуальной собственности, входящие в состав комиссии и помогающие соискателям защитить их интеллектуальные права. Есть инкубаторы и акселераторы, которые принимают идеи и продукты для их дальнейшей доработки, есть бюджет и финансирование как из госказны, так и от венчурных капиталистов".

Как все будет реализовано на практике, сейчас прогнозировать не рискуем. Впрочем надеемся, что социальный проект "Лифт" таки повезет Украину вверх.

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-