Наталья Бернацкая, секретарь ЦИК
Суд поставил ЦИК в ситуацию, когда вас привязали к стулу и говорят: вас же никто не держит, можете идти
05.07.2019 16:00

Центральная избирательная комиссия во исполнение постановления Верховного Суда 2 июля зарегистрировала экс-главу Администрации президента Андрея Клюева кандидатом в народные депутаты Украины на внеочередных выборах в Верховную Раду в одномандатном избирательном округе № 46 (Донецкая область).

В тот же день ЦИК, также во исполнение решения Верховного Суда, зарегистрировала видеоблоггера Шария, который включен в избирательный список под № 1 "Партии Шария", кандидатом в народные депутаты в общегосударственном многомандатном избирательном округе.

Такие решения комиссии вызвали широкий резонанс в обществе — уже буквально через несколько часов на Майдане Независимости собралось несколько сотен человек на акцию "Терпеть больше нельзя", а впоследствии и правоохранительные органы сообщили о наличии у них дополнительной информации о непроживании как Клюева, так и Шария в Украине в течение последних пяти лет.

И уже поздно вечером в среду, 3 июля, ЦИК после получения дополнительных фактов от правоохранителей отменила регистрации Клюева и Шария кандидатами в народные депутаты. За несколько часов до этого заседания Укринформ пообщался с секретарем Центризбиркома Натальей Бернацкой о том, почему же комиссия все-таки зарегистрировала этих одиозных лиц, что делать с бюллетенями, если отменяется регистрация кандидатов, и возможны ли еще отмены регистраций других кандидатов.

- Глава Кассационного административного суда в составе Верховного Суда Михаил Смокович в общении с журналистами заявил, что Центральная избирательная комиссия уже даже после судебного решения могла отказать в регистрации Анатолию Шарию и Андрею Клюеву. Не поторопилась ли комиссия тогда с регистрацией этих кандидатов?

- Каждое наше решение должно быть обосновано – и перед тем, как раньше отказать в регистрации господина Клюева и господина Шария, мы собирали информацию из всех государственных органов, которые хотя бы что-то могут предоставить по этому поводу.

Обычно, если стоит вопрос пересечения государственной границы и проживания пять лет в Украине, мы базируемся на информации Государственной пограничной службы. Как видите, мы около шести тысяч кандидатов зарегистрировали – и по всем ним были запросы в Госпогранслужбу, так же – по господину Клюеву и по господину Шарию.

Что касается Клюева, пограничники предоставили нам информацию, что последняя информация у них – за 2015 год, которая свидетельствует, что он вернулся в Украину и не выезжал. Это вся информация, которую имеет Государственная пограничная служба. Очевидно, что если человек убегал из Украины, то он пересекал границу в неустановленном месте, не ставил штам в паспорте. Поэтому таких данных у пограничников нет, но общеизвестна информация, что господина Клюева в Украине нет.

Мы отправили запрос в СБУ, Национальную полицию, Генеральную прокуратуру: вы проводите уголовные производства, возможно, у вас установлены какие-то факты относительно проживания или непроживания на территории Украины господина Клюева.

В результате получили данные, которые могли использовать, только от Генеральной прокуратуры Украины, где было четко указано, что в рамках уголовных производств, которые они ведут, у них есть данные, что господин Клюев не находится на территории Украины. На этом и был основан наш отказ по господину Клюеву.

- А на основе чего было сначала отказано в регистрации Анатолию Шарию?

- В отношении господина Шария Государственная пограничная служба сообщила, что за пять последних лет у него ни въездов, ни выездов не было. Направляем повторный запрос относительно данных с 2010 года, ведь, возможно, раньше человек выехал – и просто не вернулся за этот период времени. Но нам ответили, что база данных так долго не хранится и такой информации у них нет.

После этого обратились в Министерство иностранных дел. Возможно, человек получил убежище в другой стране или переехал на постоянное место жительства и стал на консульский учет. Никакой информации по господину Шарию по этому поводу МИД также нам не предоставило.

Таким образом, ЦИК оказалась в ситуации, когда публично всем известно, что человек не проживает в Украине, но официальной информации нет. Поэтому мы начали самостоятельно искать дальше, собрали все его публичные выступления, где он постоянно заявляет, что его нет в стране. Также добавили протокол совещания ОБСЕ, официальный документ международной организации, когда там выступала жена Шария и отмечала, что они с семьей уже семь лет не проживают в Украине и являются законопослушными в Европе жителями.

- Но после обжалования Клюевым и Шарием постановлений относительно отказа в регистрации, суд постановил, что этих доказательств недостаточно...

Может, создать следственно-оперативную группу из членов ЦИК, чтобы они искали Клюева и Шария?!

- Шестой апелляционный админсуд их вообще отменяет и обязывает нас зарегистрировать, мы идем в апелляцию в Верховный Суд, но получаем решения, которые нас очень удивляют.

Верховный суд сказал, что письмо Генеральной прокуратуры – это не доказательство, информация от ОБСЕ – это не доказательство, видео из интернета — это не доказательство, что все это — неподходящие доказательства вообще! И после этого выносит решение: повторно рассмотреть.

Суд считает, что надо продолжить исследование. Может, нам создать следственно-оперативную группу из членов ЦИК, поехать и искать Клюева по Европе, искать Шария. Кто еще нам может предоставить эту информацию?!

- То есть указанные документы ЦИК уже не могла повторно использовать в качестве основания для отказа в регистрации Клюева и Шария?

- Именно так. Нам запрещено законом выносить те же решения, которые полностью по своему содержанию повторяют уже отмененные, нам ннобходимы какие-то новые доказательства и другие основания.

Мы даже не понимаем, куда еще нас отправил Верховный Суд своим решением, какие еще доказательства нам искать. Когда мы принимали решения относительно отказа и Клюеву, и Шарию, мы обратились во все возможные ведомства.

Возвращая нам это решение, суд поставил комиссию в ситуацию, когда вас привязали к стулу и говорят: вас же никто не держит, вы можете идти.

Благодаря такому публичному резонансу, возможно, произойдет какой-то толчок в правоохранительных органах – и нам будут предоставлены новые доказательства, которые не были предметом оценки Верховным Судом. ЦИК – орган государственной власти и мы не можем делать отказы, которые ничем не обоснованы, иначе они будут через два дня отменены судом.

- И ЦИК 2 июля регистрирует Клюева и Шария кандидатами в народные депутаты Украины...

- Во вторник был последний день, чтобы отдать в печать бюллетени. Представьте себе, например, ситуацию, когда комиссия не принимает решения ни по Клюеву, ни по Шарию, отдает бюллетени в печать, а через несколько дней получает повторное обжалование неисполнения решения суда – и нас уже обязывают их включить в бюллетень. Тогда все напечатанные бюллетени надо уничтожить, потратить кучу денег для печати новых, плюс – теряем время, что могло бы вообще сорвать выборы 21 июля.

Мы вынуждены были принять решение о регистрации, хотя ни один из членов комиссии за это не хотел голосовать. Это было сделано вынужденно только ради того, чтобы напечатать бюллетени на 21 июля. Проще в случае отмены регистрации проставить в бюллетене штамп “Выбыл”, нежели перепечатывать все бюллетени, если возникнет необходимость дополнительно внести фамилию кандидата.

- Отменить регистрацию еще возможно?

- До 8 июля кандидат имеет право добровольно сняться с выборов, поэтому, возможно, будут случаи, когда на бюллетенях в отдельных одномандатных избирательных округах будет проставлен штамп “Выбыл” просто потому, что человек отказался баллотироваться.

У нас есть округа, где по мажоритарке баллотируются 50 кандидатов, поэтому не исключено, что кто-то из них решит сняться с предвыборной гонки.

- ГПУ недавно обнародовала информацию, что Ренат Кузьмин, которого зарегистрировали кандидатом в депутаты по списку политической партии “Оппозиционная платформа – За жизнь”, объявлен в розыск, и он может скрываться на территории временно оккупированного Крыма в России. В отношении него может быть пересмотрено решение о регистрации?

- Что касается Кузьмина – также по всем органам были обращения ЦИК и, насколько я помню, последние у нас были данные о том, что человек пересек пункт пропуска с Крымом. В связи с тем, что территория Крыма - неотъемлемая территория Украины и у нас нет никаких других данных, что после этого человек куда-то переместился еще дальше, было тогда принято решение ЦИК зарегистрировать Кузьмина. Но опять же – если обнаружатся новые обстоятельства, обоснованные и предоставленные компетентными органами, оно может быть отменено.

Я от имени всей комиссии хотела бы обратиться ко всем гражданам: просмотрите списки всех политических партий, списки всех около шести тысяч кандидатов, и если у вас есть обоснованные основания считать, что эти лица предоставили ложную информацию – они не проживали, например, пять лет в Украине, пусть правоохранительные органы это тоже сделают, и предоставьте нам эти данные!

- Согласно закону, кроме обязательного проживания на территории Украины в течение последних пяти лет, какие еще есть основания для отмены регистрации кандидатов в народные депутаты?

- Ключевое — это возрастной ценз 21 год, и у нас было несколько кандидатов, которые были моложе и им отказали. Также – это несудимость, поэтому факт судимости мы тоже проверяем через органы внутренних дел, и факт постоянного проживания на территории Украины в течение последних пяти лет. Это те ключевые вещи, которые мы проверяем.

Кроме того, для регистрации требуется уплата денежного залога. Было много отказов в связи с тем, что кандидат, который является самовыдвиженцем, не сам заплатил за себя залог. Самый известный такой пример — дело Владимира Парасюка. Он шел на выборы самовыдвиженцем, но денежный залог за него внес другой человек, поэтому ему было отказано в регистрации кандидатом в народные депутаты.

- Комиссия проверяет всех без исключения претендентов на кандидатство в народные депутаты, в частности относительно проживания в Украине в течение пяти лет, или выборочно?

- Конечно, всех без исключения! Мы получили информацию пограничников по всем кандидатам, а были люди, которым было отказано на этих основаниях, потому что они более 90 дней непрерывно проживали за пределами Украины, или более 180 дней – совокупно за год. Если не было веского основания, например, информации относительно обучения или лечения, таким людям отказывали в регистрации.

- Во время президентской кампании ЦИК отказывала в регистрации кандидатам в президенты из-за наличия в их программах антиконституционных положений. Распространяется ли такая норма на парламентские выборы?

- В данном случае здесь не такая прямая норма, но, например, в плакатах на избирательных участках, где мы печатаем эти программы в рамках агитации, не может быть призывов, связанных с территориальной целостностью, или вопросов, которые бы ставили под сомнение ключевые и базовые вещи, заложенные в Конституции.

Во время этой кампании у кандидатов проблем с программами не было вообще. Действительно, на президентских были такие отказы, сейчас – нет.

- Даже если люди подозреваются в совершении преступлений против территориальной целостности и суверенитета, их все равно регистрируют кандидатами в народные депутаты?

- Наличие производств — это не основание для отказа в регистрации кандидатами в народные депутаты. Суд не дает нам возможности не зарегистрировать лиц, которые, например, находятся в розыске или в отношении которых идет расследование много лет, которые, возможно, причастны к убийствам на Майдане.

- Сколько обжалований отказов ЦИК в регистрации рассматривался Верховным Судом?

- На самом деле, не так много. Было примерно 19 обжалований наших отказов, которые дошли до Верховного Суда.

- Планируете ли после завершения парламентской кампании выходить с инициативами относительно изменений избирательного законодательства?

Мы принимаем решение относительно всех одинаково – несмотря на то, какие у кого взгляды

- Однозначно, да.

Эта кампания с сокращенными сроками оказалась очень сложной, проблем больше, чем наших возможностей их решать.

Все началось с публичных закупок. Мы нашли механизм решения проблемных вопросов, но это все временные меры – для того, чтобы только сейчас вот провести эти выборы. Требуется системное решение.

То же самое – и с вопросами регистрации. Сейчас, когда есть оккупированные Крым и часть Донбасса, есть неконтролируемые участки границы, необходимо законодательно урегулировать ряд проблемных моментов.

- Несколько дней назад председатель ЦИК Татьяна Слипачук заявила о давлении на членов комиссии и даже их семьи. О чем речь? Чувствуете ли лично вы на себе подобное давление?

Мы понимали, что в этой избирательной кампании борьба уже важнее, чем правда

- Да, чувствую. Это давление – и публичное, и от медиа, которые очень часто публикуют фейковую информацию относительно решений Центральной избирательной комиссии, после этого идут «фермы ботов», которые начинают угрожать членам семей. Была очень большая активизация после отказа партии Саакашвили в регистрации, когда были публичные оскорбления, угрозы.

Конечно, это давление на комиссию, но мы понимали, что эта кампания будет очень сложной, напряженной – и здесь борьба уже важнее, чем правда. Конечно, будем продолжать с этим бороться только публичностью, только тем, что будем комментировать, объяснять каждое решение – чтобы все понимали и знали, что происходит.

Мы принимаем решение относительно всех одинаково, несмотря на то, какие у кого взгляды. Мы свои взгляды относительно политических партий выскажем в кабинке для голосования, каждый тайно.

* * *

Послесловие. На отмене Центральной избирательной комиссией регистрации Андрея Клюева и Анатолия Шария кандидатами в народные депутаты история с судами и выборами не закончилась.

Во-первых, у Клюева и Шария остается право снова пойти в суд и обжаловать уже новое решение ЦИК об отмене их регистрации.

Во-вторых, буквально поздно вечером в четверг стало известно о решении Шестого апелляционного административного суда города Киева, который по иску Аграрной партии обязал ЦИК провести новую жеребьевку относительно порядка включения партий в избирательный бюллетень.

По словам председателя комиссии Татьяны Слипачук, на сегодня напечатано более 5 млн бюллетеней и пережеребьевка и, как следствие, необходимость заново печатать бюллетени, может привести к срыву выборов. В Центризбиркоме заявили, что будут обжаловать и это решение в Верховном Суде.

А тем временем до дня голосования остается 16 дней...

Елена Литвиненко, Киев

Фото: Владимир Тарасов, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-