Андрей Нэстасе, вице-премьер-министр Молдовы
В борьбе с финансовыми преступлениями Молдове необходима помощь Украины
20.09.2019 15:04

Один из лидеров протестного движения в Молдове, руководитель политической партии «Платформа «Достоинство и правда», нынешний вице-премьер-министр Андрей Нэстасе возглавил одно из самых проблемных, по его словам, ведомств – Министерство внутренних дел.

В эксклюзивном интервью Укринформу политик рассказал не только о том, почему это министерство оказалось нефункциональным, но и поведал, какие приоритетные реформы в системе правосудия и МВД намерен проводить, чтобы вернуть доверие граждан к государственным институтам, прежде всего, к системе правосудия.

ПРЕДСТОИТ ОГРОМНАЯ ПОВСЕДНЕВНАЯ РАБОТА

- «Баррикады» позади. Вы в руководстве страны. Какие ощущения и устремления?

- Ощущение огромной ответственности перед людьми и их ожиданиями, нереализованными на протяжении почти трех десятков лет. За их страх перед авторитарным режимом одного невменяемого человека, захватившего страну и правящего ею в течение последних трёх лет.

Это огромное желание сделать свою страну свободной, благополучной, где закон будет действовать в равной степени для всех, и все правовые институты будут функционировать эффективно и независимо от политиков. В соответствии с ощущениями, конечно же, – и стремление к тому, чтобы люди почувствовали себя причастными к изменению жизни в Молдове к лучшему и жили в достатке.

И при этом, всё это хочется сделать как можно быстрее. Хотя объективно понимаю, осознаю, что так быстро, как хочется, не получится. Предстоит огромная повседневная работа всех структур.

- Господин вице-премьер, конечно же, не могу не спросить о вашем голосовании в Парламентской ассамблее Совета Европы за возвращение делегации России в ПАСЕ. Хотелось бы для украинских читателей узнать из первых уст, почему вы голосовали за возвращение России права голоса?

Я голосовал не за Россию, а за новые процедуры Парламентской ассамблеи Совета Европы

- Вопрос был очень сложным для меня. Хочу подчеркнуть, что я голосовал не за Россию и не против Украины, а за новые процедуры Парламентской ассамблеи Совета Европы и создание нового механизма влияния на проблемные страны и конфликтные ситуации, в том числе связанные с сепаратизмом.

Большинство европейских стран считали, что необходимо искать новые подходы в этом направлении, и их аргументы были для меня весьма убедительными, так как все страны должны участвовать в принятии важных решений в рамках единого пространства, поскольку диалог является единственным способом гарантировать устойчивость всего европейского проекта.

Буду бороться за территориальную целостность своей страны, Украины, Грузии

Однако, это никоим образом не оправдывает прежние действия России, включая аннексию Крыма.

Но я повторяю, мое восприятие региональных конфликтов на постсоветском пространстве не изменилось, и я буду продолжать всячески бороться за территориальную целостность своей страны, Украины, Грузии и других стран. И никогда и никуда не исчезнет моё глубокое уважение к украинскому народу, с которым нас очень многое связывает.

СТРУКТУРЫ МВД ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДЛЯ ЗАПУГИВАНИЯ

- Скоро исполнится 100 дней с тех пор, как к власти пришли блок ACUM и партия «Платформа достоинства и правды», которую вы возглавляете. Удовлетворены ли вы лично, как вице-премьер и министр внутренних дел, результатами работы? Насколько легко (или сложно) совмещать работу заместителя премьер-министра, министра и лидера партии?

- Я очень требовательный человек и считаю себя также очень самокритичным. Но, с учетом того, что я являюсь министром самого проблемного и объемного министерства, думаю, что вправе заявить о некоторых положительных результатах.

Уже не секрет, что при прежнем режиме определенные структуры министерства использовались для запугивания оппозиции, прослушивания нежелательных лиц и слежки за ними, а также для проведения специальных провокационных операций против оппонентов правительства. Борьба с преступностью, к сожалению, отходила на второй план.

Полностью сломать эту систему за три месяца, конечно же, невозможно. Тем не менее, нам удалось многое изменить даже за эти 100 дней.

Пятое Управление или так называемая политическая полиция, которая занималась только борьбой с оппозицией, была ликвидирована. Началась очистка системы от криминальных элементов. Идёт бескомпромиссная борьба с незаконным оборотом наркотиков и контрабандой, и уже есть результаты. Наша команда на всех уровнях старается пресекать факты коррупции в структурах МВД.

Конечно, все сразу не решить, но мы дали возможность гражданам напрямую сообщать о фактах коррупции и злоупотреблений сотрудниками МВД. Никто из руководства не ходит в окружении дюжины охранников и не прячется от людей.

Я лично проверяю поступающие сигналы и стараюсь контролировать соблюдение закона и требую от подчиненных корректного и вежливого обращения с людьми в любых ситуациях. Намерен жестко пресекать хамство, наглость и злоупотребление наличием погон любого ранга. 

Хотелось бы исключить вражду в правовых структурах. Делаем первые шаги налаживания эффективного взаимодействия и лояльного сотрудничества с прокуратурой и другими государственными учреждениями на благо наших граждан.

В то же время, я принимаю меры для улучшения повседневной деятельности полиции и служб экстренной помощи, которые, на мой взгляд, должны быть совершенно деполитизированы и служить не политикам, а Закону и людям.

При поддержке внешних партнеров техническая модернизация министерства и полиции, а также служб экстренной помощи, активизировалась, благодаря проектам, которые ранее были заблокированы донорами из-за политической ситуации.

Конечно, достижение значимых результатов и в короткий срок требуют максимального личного участия хотя бы на первом этапе. Из-за 24-часовой занятости в министерстве, партийная работа в определенной степени страдает. Но я уверен, что после 20 октября Платформу «Достоинство и правда» ожидают фундаментальные изменения. Предстоит адаптироваться к новым политическим условиям с учетом перехода от оппозиции к правящей партии и определить идеологические приоритеты.

МЫ НЕ «ПОТРЯСЛИ МИР», НО В СТРАНЕ СТАЛО ДЫШАТЬ СВОБОДНЕЕ

- За время пребывания у власти коалиции граждане узнали много шокирующей информации о суммах взяток. Размах коррупционных схем (по сравнению с зарплатами и заработками простых граждан) не только впечатляет, но и порождают определенную безысходность. Вы верите, что сможете повернуть «колесо истории»?

- Если бы я не верил, то никогда не пошёл бы в политику. Моя политическая жизнь в стране на виду, и было, как вы помните, время – в 2013-2014 годах, когда я практически в одиночку боролся с системой уже тогда практически захваченного государства. Рассказывал гражданам об отмывании десятков миллиардов долларов российской мафией. О проблемах в банковском секторе.

Тогда ещё многие верили, что Молдова – это «история успеха» по пути к европейской интеграции. Понадобился шок в виде кражи более миллиарда евро из нескольких молдавских банков, чтобы люди вышли на протесты и появилась здоровая политическая альтернатива.

Но несколько лет диктаторский режим Плахотнюка (Владимир Плахотнюк – бывший лидер Демократической партии, покинувший Молдову 14 июня нынешнего года во время передачи власти новой коалиции – ред.) практически задавил эту альтернативу.

Согласен, появилась безысходность, и ещё 100 дней назад казалось, что Плахотнюк – это навсегда. Однако именно верой и своим упорством в этой борьбе мы стремились к свержению режима и, пусть не полностью, но сломали эту безысходность. Все решили несколько дней, которые если не «потрясли мир», то, по крайней мере, позволили стране дышать гораздо свободнее.

Предстоит ещё огромный объём работы, но его реально можно выполнить. При всём нашем тридцатилетнем опоздании. Нужны несгибаемая политическая воля и профессиональные кадры.

- Об уровне коррупции свидетельствует и последняя операция по задержанию бизнесменов, причастных к отмыванию более 1,5 миллионов евро. Это способствует как-то пополнению бюджета?

- Сразу, к сожалению, нет. Нанесён очень существенный урон. Но сейчас важно через законные рычаги конфисковать как можно больше имущества, наворованного этими мошенниками и, естественно, продать его с целью возвращения денег в казну и возмещения ущерба бюджета. Но, конечно же, очень быстро это не получится. А в будущем предстоит более строго контролировать расходование бюджетных средств и противостоять их разбазариванию. Поверьте, так как было, больше не будет.

ВОРЫ С МНОГОЛЕТНИМ СТАЖЕМ В ВЫСШИХ ЭШЕЛОНАХ ВЛАСТИ ДОЛЖНЫ СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ

- Как намерена коалиция вернуть людям веру в то, что власть будет думать и о них? Ведь пока никто не понес конкретного наказания ни за украденный миллиард, ни за коррупционные схемы, ни за объемы контрабанды в фантастических размерах, ни за многие другие противоправные действия, «процветающие» в высших эшелонах власти, о которых граждане узнали из СМИ? В чем причина такого замедленного действия?

- Не знаю, есть ли в Молдове человек, который больше меня хочет, чтобы воры с многолетним стажем из высших эшелонов власти сидели в тюрьме. Я потратил семь лет жизни для того, чтобы произошли нынешние перемены. И жизни, полной угроз для меня и моей семьи, которую я был вынужден вывезти за границу в 2012 году. И сейчас вижу ее очень редко. Один мой друг даже сказал мне, что, спасая Молдову, я могу потерять семью. Но и страна, и семья для меня одинаково дороги, и я не могу выбирать между ними.

Но при всех моих и наших стремлениях, как бы, извините, ни «чесались руки», идти по пути беспредела и правового нигилизма мы не будем. В противном случае, чем мы будем отличаться от них? Возмездие должно быть законным. А для этого требуется больше времени. Трудно сегодня рассчитывать на адекватное правосудие с нынешними прокурорами и судьями. В один день этого не изменишь. Вот для чего нужна быстрая и в то же время глубинная реформа юстиции. Нужно изменить много законодательных актов, чтобы осуществить ряд отставок, так как предыдущая власть постаралась сделать своих людей несменяемыми.

Тем не менее, движемся вперёд. Это видно и по тем уголовным делам, которые были открыты или возобновлены в последние недели, и по задержаниям. Я не стану их перечислять, это займет слишком много времени. Поэтому я прошу наших граждан набраться немного терпения. Мы знаем, насколько велики ожидания. Постараемся не обмануть надежды людей. Думаю, и Декларацию о захваченном государстве, принятую Парламентом 8 июня 2019 года, мы будем использовать гораздо активнее.

ОПТИМИЗАЦИЯ - НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СОКРАЩЕНИЕ

- На одном из заседаний правительства была одобрена ваша инициатива по реструктуризации, точнее, по оптимизации центрального аппарата МВД из-за его неработоспособности. Как вы намерены повысить эффективность работы структур МВД, и не боитесь ли вы приумножить количество недоброжелателей? Любая оптимизация предполагает сокращение персонала?

- Прежде всего, важно подчеркнуть, что нам пришлось восстановить то, что было уничтожено в прошлом. Центральный аппарат МВД был выведен из строя из-за сокращения численности его персонала и оформлением на работу «заинтересованных» лиц. Я обнаружил, что ряд людей занимали должности лишь на бумаге, а на самом деле выполняли другие обязанности.

Таким образом, реструктуризация фактически включает в себя увеличение числа сотрудников, а также создание новых департаментов, в том числе одного, который предназначен для координации политики, связанной с институциональным развитием. Что касается структур, я могу вам сказать, что реформа полиции, которая проводится при поддержке ЕС, будет продолжена, как и реформа карабинеров.

К концу 2020 карабинеры должны стать полностью профессиональными, в соответствии с аналогичными структурами в Европе. Мне импонирует европейская концепция лояльного сотрудничества между государственными учреждениями, поэтому я настоятельно требую от подчиненных всех структур прекратить любое соперничество, потому что мы здесь для того, чтобы служить гражданам. Наладив контакты, учреждения будут работать гораздо эффективнее.

С этой целью мы инициировали подписание меморандума о сотрудничестве с мэрией Кишинева, так как есть несколько областей, таких как, к примеру, общественный порядок и безопасность, в которых оба учреждения – МВД и администрация города – обладают определённой компетенцией и могут помочь в решении вопросов, представляющих взаимный интерес.

- Вы настаиваете на увеличении зарплат сотрудникам правоохранительных органов. Будет ли это способствовать повышению эффективности работы полицейских?

- Понятно, что только повышением зарплат не решишь проблему эффективности работы любого правоохранительного органа. Оптимальный вариант – хорошо оплачиваемый профессионал. Но это теоретический вариант, не привязанный к конкретной ситуации. К сожалению, в юстиции, и не только, уже есть закрытая каста лиц, которые настолько погрязли в коррупции, что им не исправит и не поможет никакое повышение зарплат. Здесь нужна независимая оценка, чистка и прием на работу высокопрофессиональных специалистов. Пусть молодых. Пусть менее опытных, но – незапятнанных в грязных делах. Вот им и нужно предоставить хорошие зарплаты.

В то же время и среди нынешних полицейских, прокуроров, судей есть определённая часть честных людей. Очень важно не потерять их. Но начинать процесс очищения, конечно, необходимо с прокуроров и судей.

За несколько месяцев в МВД я убедился ещё раз, какую важную роль сыграли Прокуратура и судебная система в процессе захвата государства – и без кардинальных изменений здесь полной деолигархизации не осуществить.

МЫ СТРЕМИМСЯ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С УКРАИНОЙ

- Есть какие-либо соглашения о совместной борьбе с преступностью, договоренности о взаимопомощи с Украиной?

- Мы активно работаем над этим. Ведем переговоры, и я надеюсь, что в ближайшее время состоится встреча с украинским министром внутренних дел, на которой мы обсудим много вопросов, подобных тех, которые мы дискутировали с моим коллегой из Румынии.

Вообще международное сотрудничество является для нас приоритетом. Особенно в контексте тех масштабных финансовых преступлений, которые имели место и в Украине, и в Молдове.

И огромное по суммам отмывание денег, и банковская кража производились при помощи ряда иностранных банков. Вот почему нам нужно сотрудничество, взаимопомощь, и более частые встречи, особенно с соседями, ведь Молдове очень необходима помощь других стран, и Украины в том числе.

Именно эти вопросы я детально обсудил со своими коллегами в США, где проинформировал американские власти о ситуации с расследованием резонансных преступлений в нашей стране и попросил помощи американских спецслужб. К сожалению, предыдущая власть за 4 года лишь имитировала расследование, но никак не сотрудничала с другими странами.

- В адрес правительства, коалиции и непосредственно министра МВД высказывается много критики. Не опасаетесь разочарования со стороны граждан? В том числе и со стороны тех, кто вас постоянно поддерживал?

- Я очень рад, что люди после смены власти могут свободно и открыто высказывать своё мнение – и критическое в том числе. И пусть зачастую критика в наш адрес не очень обоснованная, но хорошо, что она есть. Это помогает нам постоянно чувствовать пульс общества.

По поводу ожиданий и реальных возможностей я уже высказался. Я хорошо ощущаю настроение людей. Чётко понимаю, что и как нужно делать. Знаю, что по возможности надо двигаться несколько быстрее. Но сугубо в правовом поле. Любые попытки «народного суда» мы допустить не можем. Стараюсь каждую свободную минуту встречаться на улице и на рынках с людьми и объяснять им наши действия. Мы избавились от Плахотнюка, но мы не избавились от учреждений, которыми он и его люди все еще управляют.

Мы все стараемся делать согласно закону. Есть поставленные цели, и они должны быть достигнуты. Чувствую поддержку и верю в мудрость наших граждан. Изменения уже чувствуются, а в ближайшее время они будут еще более наглядны. И тогда разочарование, присутствующее в обществе, сменится верой и терпением. 

СТРАНА НЕ БУДЕТ ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ ПЛАХОТНЮКА

- Много сегодня говорят о новом соглашении между социалистами и блоком «АКУМ». Насколько оно было необходимо, если коалиция и так работает, и пока успешно, и реформы в стране пусть медленно, но осуществляются? Есть что-то, чего люди не знают, а должны?

- Когда мы подписывали первое соглашение с социалистами, тогда не существовало ни правительства, ни руководства Парламента. Было принято очень непростое решение о временном союзе двух совершенно разных политических формирований. Это было политическое соглашение, которым мы пытались преодолеть пропасть недоверия. Какие-то вещи удалось реализовать, по каким-то – остались вопросы.

Не могу сказать, что мне, как проевропейскому политику, очень комфортно в такой коалиции. Но так распорядились избиратели, и мы должны были выбирать между освобождением страны и повторными выборами по правилам Плахотнюка.

Я считаю, что нам необходимо было не политическое соглашение, а институциональный договор по проведению ряда реформ. Сторонами этого договора стали государственные институты, такие как правительство, Парламент и президент. Это техническое соглашение с дорожной картой реформ, среди которых приоритетом остается фундаментальное реформирование юстиции. Именно таким стал новый подписанный уже договор между тремя политическими силами, которые взяли на себя ответственность за страну в июне 2019 года.

ВОССТАНОВИТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ…

- Вы планируете вновь бороться за пост кишиневского мэра. Это стремление восстановить справедливость за аннулированные результаты прошлых выборов, или же вами движет желание навести, наконец-то, порядок в столице?

- Оба ваших утверждения верны. Я и моя команда остались в определённом долгу перед кишинёвцами после беспрецедентного аннулирования выборов в столице летом прошлого года. Это стало кульминацией беспредела захваченного государства и открытым вызовом внешним партнёрам. Очень сильно пострадал имидж Молдовы. А более сотни тысячам горожан просто плюнули в лицо и сказали, что вы никто и ваш выбор неважен. Это обязывает.

В то же время, столица находится в полностью запущенном состоянии. С 2017 года городом управляют временщики, которых никто не выбирал, а назначал один человек с целью обеспечения своих интересов. И, в первую очередь, интересов строительной мафии, которая своими незаконными застройками изуродовала столицу и замучила жителей Кишинёва.

При этом якобы управляющий городом два с половиной срока мэр не сильно помог столице, как, собственно и «разношерстный» муниципальный совет. Ситуация сегодня очень тяжёлая, и нужны быстрые и эффективные меры команды профессионалов. Надеемся, блок АКУМ в состоянии поменять ситуацию. А при необходимости оперативно поменять и законодательство по вопросам управления городом.

Мне не нужно много времени, чтобы войти в тему. Все проблемы были изучены в прошлом году. Разве что, из-за потери ещё одного года действовать нужно будет ещё быстрее. Я к этому полностью готов. Опыт оперативного управления в МВД может оказаться очень ценным в случае победы.

- Что вы намерены предпринять, чтобы полицейские во время выборов – местных или парламентских – реально оставались в стороне от политических процессов.

- Я уже предпринял. Подписал приказ, согласно которому полицейским категорически запрещается хоть как-то влиять на политические процессы. Это полностью соответствует моему курсу по деполитизации полиции. Их единственная задача в избирательном процессе – обеспечивать гражданам свободу выборов, пресекая любые попытки подкупа избирателей, незаконной агитации или любых других попыток повлиять на волеизъявление граждан.

Зинаида Гурская, Кишинев

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-