Украина наконец проявила инициативу по Донбассу: почему и что это дало?

Украина наконец проявила инициативу по Донбассу: почему и что это дало?

Аналитика
Укринформ
Это радует, потому что в последнее время мы только выполняли "хотелки" россиян. Теперь можно прогнозировать улучшение нашей позиции на переговорах

Об этом говорилось уже давно: вместо того, чтобы диктовать свою повестку дня, Украина часто играет "вторым номером", реагируя на требования России только по факту, как подопытная лягушка на раздражение током. Например, хотите встретиться с Путиным - соглашайтесь и законодательно закрепите "формулу Штайнмайера", но это не окончательно, и со временем могут появиться дополнительные условия. Судя по последней встрече Трехсторонней контактной группы в Минске, которая состоялась 15 октября, украинская сторона наконец изменила подход. Озвучив свои требования, она попыталась перехватить инициативу, а именно - к выполнению политической части "минских договоренностей" можно приступить только после роспуска террористических организаций "ЛНР" и "ДНР" и вывода из Украины российской армии.

У Путина, конечно, такого не ожидали и были озадачены. "Здесь можно сказать, что такие новые вводные весьма неожиданны - и для Москвы, и для Берлина, и для Парижа. Здесь пока трудно комментировать, означает ли это отход от минских соглашений, означает ли это отказ от ранее взятых обязательств и ранее поставленных подписей - пока непонятно", - цитируют российские государственные источники представителя российского президента Дмитрия Пескова.

А как насчет реакции наших европейских партнеров? На страницах ряда украинских СМИ появились новости о том, что "Франция и Германия приветствуют позитивные сдвиги в реализации "Минска". Об этом говорится в заявлении по итогам заседания правительств двух стран в Тулузе. Однако вряд ли стоит относиться к этому, как официальной реакции, скорее - это не более, чем обтекаемые слова в документе, изданном по другому поводу.

Поэтому, учитывая вышесказанное, мы обратились к экспертам-политологам, задав им несколько вопросов:

  1. Призывы к тому, чтобы Украина наконец начала проявлять собственную инициативу, а не реагировала на чужие шаги, звучат уже давно. Но только сейчас их услышали. Что, на ваш взгляд, изменилось?
  2. Как вы оцениваете выдвинутые Украине условия, достаточны ли они?
  3. Дальнейшее развитие событий, в частности вокруг встречи "нормандской четверки" в Париже: что прогнозируете, чего ожидать?

Богдан Петренко, политический эксперт, заместитель директора Украинского института исследования экстремизма:

Богдан Петренко
Богдан Петренко

"Если будут реализованы хотя бы какие-то из наших условий - это уже будет говорить о возможности успешного давления на Кремль"

- На то, что власть наконец начала выдвигать свои требования повлияли две причины: первая - перманентное давление Москвы. Кремль, «оценив» нашу уступчивость, начал навязывать все новые и новые условия. Объективно украинская власть должна была когда-нибудь прийти к обнародованию своих «красных линий». Вторая - это акции протеста в Киеве, которые ускорили осознание этих красных линий. Третье - формирование осознания и внутри руководства «Слуги народа», что быстрого мира с Россией быть не может, что освобождение Донбасса - это игра вдолгую.

С точки зрения сохранения поддержки патриотическим электоратом, все требования были вполне корректны - от роспуска ЛДНР, вывод войск до допуска украинских партий на выборы. В целом - это доминирование сектора безопасности над политическим, а не наоборот, как навязывает Россия. Но, проблема в том, что озвученные требования - это требования победителя в войне. Более того, их последовательность не вполне соответствует последовательности, заданной Комплексом действий по выполнению минских договоренностей. Но - если будут реализованы хотя бы какие-то из них - это уже будет говорить о возможности успешного давления на Кремль.

Как будут развиваться события дальше - пока прогнозировать сложно. Я бы пока не считал это «красными линиями», не исключено - что это набор инструментов для дальнейшего торга с Россией. Конечно, Москва традиционно выразит недовольство. Но на самом деле Кремль прекрасно понимает, что его игра - это только тестирование до каких уступок можно дожать новую власть в Украине. Поэтому для РФ наши требования - это нормально. Но в любом случае, стоит ожидать какого-то ответа. Потому что можно заморозить конфликт, но санкции сами себя не снимут, а Донбасс тем временем надо кормить. Не исключено, что Запад будет давить и на Украину, и России, но без фанатизма. Потому что для него важно, чтобы мы хотя бы имитировали переговоры. В том числе и путем выдвижения своих требований. Потому что переговоры - это предохранитель от военных действий.

Олег Саакян, политолог:

Олег Саакян
Олег Саакян

"Игра, которую сейчас ведет украинская власть, вполне может привести к улучшению наших позиций"

- Власть к этому подтолкнул ряд причин. Более того, думаю, что это решение было раньше запланировано. Поскольку незадолго до заявления в Минске глава украинского МИД Вадим Пристайко артикулировал, что кроме "плана А" существует еще "план Б" и "план В". Фактически "план А" сводится к тому, что Украина, прежде всего, перед глазами западных партнеров должна показать свою приверженность именно мирному решению. Собственно, именно так и было сделано, более того, согласовали "формулу Штайнмайера", на которой не раз настаивала Россия. Но и после этого РФ не пошла на конструктивные шаги, а продолжила саботировать встречу в "нормандском формате", выдвигая все новые и новые условия. Поэтому причин несколько. Первая - это улица, которая создала серьезные проблемы для Зеленского, поскольку коммуникация со стороны его Офиса была, мягко говоря, провальной, что, в частности, признано и самой командой президента.

Второй момент - Украина в глазах Запада выполнила все российские "хотелки". Поэтому сейчас имеет символическое моральное право поднимать ставки и выдвигать собственные условия.

Третье - озвученное в Минске господином Кучмой не является чем-то новым. Украинские условия кулуарно обсуждался, они коммуницировались с нашими западными партнерами, а потому объяснмо "молчание" Берлина и Парижа: сопротивления или хотя бы негативной оценки с их стороны нет.

Ну, и четвертое - это сугубо персональный, психологический фактор президента Зеленского. Мне почему-то кажется, что в нем проснулся условный "кривой рог". Он надеялся на то, что с Путиным удастся встретиться, и в "нормандском формате" ему удастся "прощупать" ситуацию и, возможно, даже к чему-то прийти. Но тот выставил свои условия. Мол, в "нормандском формате" можем встретиться только после того, как все предварительно заготовим и согласуем. Похоже, это не укладывается в ожидания господина Зеленского от встречи, формат которой - переговоры, а не только "свадебно-генеральские" смотрины. Таким образом проявилась его готовность поднимать ставки. Собственно, об этом Зеленский говорил во время 14-часового пресс-марафона, что у него есть козыри, с которыми он готов ехать на встречу в Париж.

Следующее - оценки выдвинутых украинской стороной условий. Действительно, они достаточно жесткие. Но... Как элементы комплекса действий имеют право на существование, даже, в данной ситуации, вполне обоснованны. И после реакции РФ, после нескольких дней «шума», думаю, что последует более мягкая позиция господина Пристайко, возможно, от кого-то из представителей "Слуги народа", а также взвешенная, но при этом жесткая - позиция президента. Команда Зеленского переняла тактику переговоров, когда используются противоречивые заявления из разных источников внутри президентской команды. И делается это для того, чтобы оставить за собой широкое поле для маневра. Целый ряд шагов свидетельствует об этом. И если подобная тактика действительно избрана, то заявление Кучмы, хоть и жесткое, но может быть эффективным элементом этой общей игры.

Последнее - что дальше, чего ждать? Я довольно скептически отношусь к тому, что "нормандская встреча" состоится в ближайшее время. Кроме того, я скептически настроен, что в "нормандском формате" можно что-то кардинально изменить. Но. В любом случае, согласование "формулы Штайнмайера" частично сдвинуло процесс с мертвой точки, и сейчас он по крайней мере находится в разбалансированном состоянии, и в ближайшие месяцы есть возможность частично «пересобрать» ту конфигурацию "Минска", с которой мы жили несколько последних лет. И игра, которую сейчас ведет украинская власть, вполне может привести к улучшению наших позиций. Даже подписание "формулы Штайнмайера", несмотря на давление со всех сторон, фактически переросло из возможного стратегического поражения в тактическую победу.

Беседовал Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-