КСУ признал неконституционным законопроект о лишении депутатов мандата за кнопкодавство

КСУ признал неконституционным законопроект о лишении депутатов мандата за кнопкодавство

Укринформ
Конституционный суд признал таким, что не соответствует положениям Конституции Украины, законопроект № 1027 относительно дополнительных оснований досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины.

Об этом сообщает пресс-служба КС.

"Конституционный Суд Украины дал Заключение в деле по конституционному обращению Верховной Рады Украины о предоставлении заключения относительно соответствия законопроекта о внесении изменений в статью 81 Конституции Украины (относительно дополнительных оснований досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины) (реестр. № 1027) требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. Данным Заключением Конституционный Суд Украины признал законопроект таким, что не соответствует требованиям части первой статьи 157 Конституции Украины и соответствует требованиям части второй статьи 157, статье 158 Конституции Украины", - говорится в сообщении.

В заключении КС отмечается, что предписание части третьей статьи 84 Конституции относительно личного голосования на заседаниях парламента является юридическим императивом, то есть безусловным, категорическим требованием для народного депутата, поскольку представитель народа в парламенте должен осуществлять свои полномочия лично.

В КСУ отметили, что нарушение этого требования является искажением сущности представительной демократии.

Читайте также: КСУ признал неконституционным президентский законопроект об уполномоченных ВР

"Действие народного депутата Украины вопреки такому требованию, несомненно, должно повлечь его ответственность как лица, которое прибегло к нарушению указанного императива. Итак, попытку установить ответственность народного депутата Украины за нарушение предписания части третьей статьи 84 Конституции Украины можно считать такой, что имеет легитимную цель. В то же время предложенная в законопроекте формула предусматривает предоставление суду полномочий установить только сам факт того, имело место или нет "неличное голосование", - подчеркнули в суде.

В КС отметили, что автоматическая потеря мандата (без решения ВР) народным депутатом (досрочное прекращение депутатских полномочий) на основании установления судом только самого факта любого "неличного голосования" – безотносительно к характеру действий парламентария, обстоятельств, при которых такой факт имел место, без установления природы личного участия депутата и без учета того, что в отношении его поведения могут оказаться обстоятельства смягчающего характера – не будет соответствовать требованию соразмерности.

"Конституционный Суд Украины, основываясь на своей последовательной юридической позиции, согласно которой "ограничение прав и свобод человека и гражданина допустимо исключительно при условии, что такое ограничение соразмерно (пропорционально)", считает, что любое вмешательство в права человека даже при наличии легитимной цели, вопреки требованию соразмерности, непременно повлечет отмену или ограничение прав и свобод человека. Учитывая изложенное Конституционный Суд Украины считает, что законопроект не соответствует части первой статьи 157 Конституции Украины", - отметили в КС.

Также суд подчеркнул, что предложенная законопроектом редакция статьи 81 Конституции Украины, которой предлагается исключить из пункта 6 части второй слова "избирательного блока политических партий", устанавливает на конституционном уровне запрет на образование избирательных блоков политических партий, хотя согласно Конституции Украины "избирательный блок политических партий" является отдельным институтом.

Читайте также: Рада ввела уголовную ответственность за кнопкодавство

В Заключении КС отмечается, что в случае принятия предложенного законопроектом изменения к Конституции граждане потеряют свои права, поэтому оно не соответствует части первой статьи 157 Основного закона.

Кроме того, как объяснили в КС, законопроект предусматривает, что полномочия народного депутата прекращаются досрочно в случае: "его отсутствия без уважительных причин на трети пленарных заседаний Верховной Рады Украины и/или заседаний комитета Верховной Рады Украины, членом которого он является, в течение одной очередной сессии", однако, по мнению суда, предложенное требование не соразмерно преследуемой цели, природа санкции должны соответствовать тяжести правонарушения, а примененное понятие "без уважительных причин" имеет оценочный характер, не соответствует критериям четкости, однозначности, предсказуемости.

"Заключение Конституционного Суда Украины обязательное, окончательное и не может быть обжаловано", - добавили в КС.

Как сообщалось, проект закона № 1027 "О внесении изменений в статью 81 Конституции Украины (относительно дополнительных оснований досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины)" был внесен 10 сентября Президентом Владимиром Зеленским.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-